Методы обучения в коррекционной школе 8 вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:22, доклад

Краткое описание

1. Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.

Файлы: 1 файл

Методы обучения март 2011г..docx

— 27.51 Кб (Скачать)

Методы  обучения в коррекционной  школе 8 вида

  1. Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.

           Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

       Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения. 

   
  1. Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. 
    1. По источникам передачи и характеру восприятия информации – система 
    традиционных методов:  словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

    2. По  характеру взаимной деятельности  учителя и учащихся: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод. 
    3. По основным компонентам деятельности учителя, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, практические работы, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

    4. По  сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

       Еще хочется включить сюда 3 метода обучения, которые, с первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение:

       а) Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

       б) Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

       в) Интерактивный метод  («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. 

       3. Выбирая методы обучения, придерживаюсь тех критерий, которые более понятны мне и удобны в работе, наиболее адекватны в данной учебной ситуации, оптимальны для данных условий его применения, от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики. К ним относятся:

      - соответствие целям и задачам обучения и развития;

      - соответствие целей, задач и содержания материала конкретного урока (занятия);

      - соответствие реальным учебно-познавательным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности); особенностям класса;

      - соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени того или иного материала; материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

      - соответствие собственных возможностей и моих учительских особенностей, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, личных качеств. 

       4.  Цель урока (занятия) всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все выше названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с умственными и возрастными особенностями школьников. 

       5. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего используются в сочетании с различными методами и, наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. Это обусловливается развитием технических средств обучения, разработкой единообразных, многоцелевых стендов для демонстрационного эксперимента и различной информации.

       Объекты, выполняющие функцию средств  обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию  на качество знаний, на развитие различных  способностей, их эффективности в  учебном процессе.

       По  составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

       Идеальные средства обучения — это те усвоенные  ранее знания и умения, которые  используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Это такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. 

       Средства  преподавания сочетаю с различными методами обучения. Например, при объяснении конкретной темы, для более эффективного запоминания,  демонстрирую теорию иллюстрацией, которая становится источником визуальной информации. Зрительное восприятие учащихся во время демонстрации также должно быть организовано: ученик запоминает лучше то, на чем был зафиксирован его взгляд. Поэтому необходимо точно указывать, что демонстрируется: какие индикаторы и в какой момент подлежат наблюдению, последовательность включения цепей и т.д.

       В моей работе уделяется внимание таким требованиям как, поведение преподавателя во время демонстрации. То есть учитель должен стоять лицом к классу сзади объекта или сбоку от него, чтобы не загораживать пособие и видеть поведение класса. При этом необходимо одновременно показывать, объяснять и следить за работой и поведением каждого учащегося. Показывать элементы пособий надо указкой, следя боковым зрением за правильностью ее движения. Если же преподаватель стоит лицом к прибору и, следовательно, спиной к классу, то слуховое восприятие речи учителя затруднено, и учащиеся не слышат, что говорит учитель, что создает условия для нарушения дисциплины. Неправильное поведение учителя может спровоцировать шум и другие нарушения дисциплины, осложнить восприятие материала, породить неправильные образы и представления в сознании учащихся.

       Эффективность использования средств достигается  при определенном сочетании их с  содержанием и методами обучения.

       Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов  обучения.

       Обучение  на базе персональных компьютеров —  это новый вид учебного процесса, в котором используются новые  методы и средства преподавания и  учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в  том числе средства мультипликации, применение на занятиях мультимедийного оборудования. 

       6. Для того чтобы выбрать наиболее эффективные методы обучения, прежде всего, необходимо учитывать цели и задачи школы, уяснить сущность построения учебного процесса. Организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся и управлять ею, в структуре урока (занятия) и формах контроля учителя (воспитателя) за процессом и результатом деятельностью учащихся.

       Если  учитель хорошо усвоит содержание и  сущность теории организации процесса обучения, овладеет формами, приемами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания. 

Информация о работе Методы обучения в коррекционной школе 8 вида