Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:22, доклад
1. Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.
Методы обучения в коррекционной школе 8 вида
Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Прием
обучения – это составная часть или отдельная
сторона метода обучения.
2. По
характеру взаимной
3. По основным компонентам деятельности
учителя, включающая три большие группы
методов обучения: а) методы организации
и осуществления учебной деятельности
(словесные, наглядные, практические, репродуктивные
и проблемные, индуктивные и дедуктивные,
самостоятельной работы и работы под руководством
преподавателя); б) методы стимулирования
и мотивации учения (методы формирования
интереса – познавательные игры, анализ
жизненных ситуаций, создание ситуаций
успеха; методы формирования долга и ответственности
в учении – разъяснение общественной
и личностной значимости учения, предъявление
педагогических требований); в) методы
контроля и самоконтроля (устный и письменный
контроль, практические работы, фронтальный
и дифференцированный, текущий и итоговый).
4. По
сочетанию внешнего и
Еще хочется включить сюда 3 метода обучения, которые, с первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение:
а) Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
б) Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
в) Интерактивный метод («Inter» - это взаимный,
«act» - действовать) – означает взаимодействовать,
находиться в режиме беседы, диалога с
кем-либо. Другими словами, в отличие от
активных методов, интерактивные ориентированы
на более широкое взаимодействие учеников
не только с учителем, но и друг с другом
и на доминирование активности учащихся
в процессе обучения. Место учителя в интерактивных
уроках сводится к направлению деятельности
учащихся на достижение целей урока.
3. Выбирая методы обучения, придерживаюсь тех критерий, которые более понятны мне и удобны в работе, наиболее адекватны в данной учебной ситуации, оптимальны для данных условий его применения, от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики. К ним относятся:
- соответствие целям и задачам обучения и развития;
- соответствие целей, задач и содержания материала конкретного урока (занятия);
- соответствие реальным учебно-познавательным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности); особенностям класса;
- соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени того или иного материала; материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
-
соответствие собственных возможностей
и моих учительских особенностей, уровня
теоретической и практической подготовленности,
методического мастерства, личных качеств.
4.
Цель урока (занятия) всегда соотносится
с возможностями средств ее достижения,
а к ним относятся содержание и методы
обучения. Но при разном содержании методы
могут быть разными, поэтому при выборе
методов учитываются сразу все выше названные
критерии. Для этого требуется комплексный
анализ содержания учебного материала
и выявление его доступности для усвоения
учащимися. Поэтому особенности учебного
материала (его трудность, сложность, противоречивость,
соотношение опорных и новых понятий)
соотносятся с умственными и возрастными
особенностями школьников.
5. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего используются в сочетании с различными методами и, наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. Это обусловливается развитием технических средств обучения, разработкой единообразных, многоцелевых стендов для демонстрационного эксперимента и различной информации.
Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.
По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.
Идеальные средства обучения — это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Это такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др.
Средства преподавания сочетаю с различными методами обучения. Например, при объяснении конкретной темы, для более эффективного запоминания, демонстрирую теорию иллюстрацией, которая становится источником визуальной информации. Зрительное восприятие учащихся во время демонстрации также должно быть организовано: ученик запоминает лучше то, на чем был зафиксирован его взгляд. Поэтому необходимо точно указывать, что демонстрируется: какие индикаторы и в какой момент подлежат наблюдению, последовательность включения цепей и т.д.
В моей работе уделяется внимание таким требованиям как, поведение преподавателя во время демонстрации. То есть учитель должен стоять лицом к классу сзади объекта или сбоку от него, чтобы не загораживать пособие и видеть поведение класса. При этом необходимо одновременно показывать, объяснять и следить за работой и поведением каждого учащегося. Показывать элементы пособий надо указкой, следя боковым зрением за правильностью ее движения. Если же преподаватель стоит лицом к прибору и, следовательно, спиной к классу, то слуховое восприятие речи учителя затруднено, и учащиеся не слышат, что говорит учитель, что создает условия для нарушения дисциплины. Неправильное поведение учителя может спровоцировать шум и другие нарушения дисциплины, осложнить восприятие материала, породить неправильные образы и представления в сознании учащихся.
Эффективность
использования средств
Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения.
Обучение
на базе персональных компьютеров —
это новый вид учебного процесса,
в котором используются новые
методы и средства преподавания и
учения, используются различного вида
знаковые и графические модели, в
том числе средства мультипликации,
применение на занятиях мультимедийного
оборудования.
6. Для того чтобы выбрать наиболее эффективные методы обучения, прежде всего, необходимо учитывать цели и задачи школы, уяснить сущность построения учебного процесса. Организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся и управлять ею, в структуре урока (занятия) и формах контроля учителя (воспитателя) за процессом и результатом деятельностью учащихся.
Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса обучения, овладеет формами, приемами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания.
Информация о работе Методы обучения в коррекционной школе 8 вида