Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:36, дипломная работа
Цель работы: исследование особенностей процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести серию занятий по развитию связной речи с использованием театрализованных игр;
5) определить динамику уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………….........
6
1 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности…………………………………………………………………..
10
1.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста…………….……………………………………………..………
10
1.2 Задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………
19
1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………..
30
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности…………...
41
2.1 Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников……………………………………………………………..
41
2.2 Развитие связной речи детей 5-6 лет в театрально-игровой деятельности………………………………………………………………
48
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста……………………………
54
Заключение……………………………………………………………………
57
Список использованных источников………………………………………..
60
Приложения…………………………………………………………………...
65
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет педагогического и
Кафедра методики дошкольного воспитания
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
канд. пед. наук, доцент
__________Е. С. Ошкина
«____»__________2011
ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ
Автор дипломной работы _____________________________ Е. А. Тихонова
Обозначение дипломной работы ДР-02080256-050707.65-08-12
Специальность 050707. 65 «Педагогика и методика дошкольного образования»
Руководитель работы
канд. филол. наук, доцент ____________________________ Н. Н. Щемерова
Нормоконтролер
канд. филол. наук, доцент _____________________________
Рецензент
канд. пед. наук, доцент ____________________________
Саранск 2012
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет педагогического и художественного образования
Кафедра методики дошкольного воспитания
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
канд. пед. наук, доцент
___________ Е. С. Ошкина
«____»_____________2011
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
Студентка
Е. А. Тихонова
1 Тема: Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Утверждена по МордГПИ № 1048 от 17.11.10
2 Срок представления к защите: 21.05.2011
3 Исходные данные для дипломной работы: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, подбор дидактического материала.
4 Содержание дипломной работы:
4.1 Введение
4.2 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности
4.2.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
4.2.2 Задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
4.2.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
4.3 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности
4.3.1 Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников
4.3.2 Развитие связной речи детей 5-6 лет в театрально-игровой деятельности
4.3.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
4.4 Заключение
4.5 Список использованных источников
4.6 Приложение
Руководитель работы
канд. филол. наук, доцент________________________
Задание принял к исполнению ___________________________ Е. А. Тихонова
Реферат
Дипломная работа содержит 76 страниц, 48 использованных источников, приложения.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, СИТУАТИВНАЯ РЕЧЬ, КОНТЕКСТНАЯ РЕЧЬ, МОНОЛОГ, ЭТЮД, ДИАЛОГ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА.
Объектом исследования является процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы – исследование особенностей процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.
В процессе работы использовался теоретический анализ психологической и педагогической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
В результате исследования
рассмотрена психологическая
Степень внедрения – частичная.
Область применения – использование в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Эффективность – повышение уровня развития связной речи детей 5-6 лет.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
6 |
1 Теоретические основы развития связной
речи детей старшего дошкольного возраста
посредством театрально-игровой деятельности……………………………………………… |
10 |
1.1 Особенности развития связной речи детей
дошкольного возраста…………….………………………………………… |
10 |
1.2 Задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………… |
19 |
1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста………………………….. |
30 |
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности…………... |
41 |
2.1 Диагностика уровня развития связной
речи старших дошкольников……………………………………………… |
41 |
2.2 Развитие связной речи детей 5-6 лет в
театрально-игровой деятельности……………………………………………… |
48 |
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………… |
54 |
Заключение…………………………………………………… |
57 |
Список использованных источников……………………………………….. |
60 |
Приложения…………………………………………………… |
65 |
Введение
Речевое развитие, по мнению многих специалистов, является ведущим в общем социальном развитии индивида. Развитая речь обеспечивает человеку не только высокий общеинтеллектуальный уровень, но и богатство чувств, разнообразие личностного содержания, сложность и дифференцированность отношений с другими людьми. Развитие речи, начинаясь в раннем детстве, происходит всю жизнь, поэтому интенсификация речевого развития в старшем дошкольном возрасте весьма актуальна и необходима, не только в рамках общей готовности ребенка к школе, но и как стартовое условие для его речевого продвижения во всей последующей жизни. Развитая речь обеспечивает также и развитость, и активность содержания сознания ребенка – движущей силы в становлении его личности.
Связная речь передает более или менее сложное законченное содержание сознания от говорящего к слушающему. Посредством ее говорящий развертывает целостно осознаваемый образ или сюжет, ситуацию с тем, чтобы слушающий воссоздал их в своем сознании. Связная речь несет полностью или частично новое для слушателя содержание сознания, обеспечивая тем самым движение информации в обществе, передачу культурного опыта от старшего поколения к младшему. Лексическое и грамматическое наполнение связной речи обуславливает ее понятность, содержательность, точность и полноту отражения в ней образов, эффективность ее информационного воздействия.
Сегодня развитие связной речи у старших дошкольников находится под стихийным, а потому негативным, влиянием зрительной наглядности, динамической и статической, избытка иллюстраций в книгах, видеоматериалов – фильмов и мультфильмов, телевидения, компьютерных игр. Наряду с увеличением нагрузки на зрительное восприятие уменьшается время общения как взрослых с детьми, так и детей между собой; кроме того, снижается качество общения, о чем свидетельствует упрощение словарного состава и грамматического содержания речи, а также снижение ее выразительного и действенного потенциала. Повсеместно констатируется спад культуры общения, в том числе потеря интереса к чтению, что также негативно сказывается на речевом развитии дошкольников, а затем и школьников. В то же время, в условиях активного социального и научного прогресса требования к речевому общению специалистов разных областей исключительно велики.
Важнейшими источниками развития связной речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы. Наиболее плодотворно данная работа осуществляется в процессе театрально-игровой деятельности. Практика развития речи, основываясь на достижениях общепсихологической теории речи, нуждается в новых разработках, как теоретических, так и прикладных, в психологически и методически обоснованном использовании театрализованной игры. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности избранной темы.
Цель работы: исследование особенностей процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.
Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности.
На основе анализа теоретических и экспериментальных исследований и изучения опыта работы дошкольных образовательных учреждений была определена гипотеза исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности наиболее успешно осуществляется при условии:
- организации планомерной
работы по развитию диалогическ
- проведения предшествующей театрализованным играм серии подготовительных дидактических игр и упражнений;
- отбора высокохудожественных
произведений как литературных,
так и фольклорных,
- подготовки эмоционального восприятия ребенком содержания произведения;
- регулярного и планомерного
включения театрализованных
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести серию занятий по развитию связной речи с использованием театрализованных игр;
5) определить динамику уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической
базой исследования являются труды
С. Л. Рубинштейна [28, 29, 30], А. Н. Гвоздева
[9], Ф. А. Сохина [33, 34],
О. С. Ушаковой [40, 41], Г. Л. Сперанской [35,
36], Д. Б. Эльконина [44, 45], А. Г. Арушановой
[4, 5] и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ речевой деятельности);
3) экспериментальные (проведение констатирующего и формирующего экспериментов).
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальную базу исследования представляет МДОУ «Детский сад № 1» г. Саранска.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
1 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности
1.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Связная речь играет ведущую роль в процессе лингвистического развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить [34].
Понимание связной речи
как достаточно длительного рассказа,
текста, соотнесение ее с контекстной и письменной речью
привело к неоправданному завышению возраста,
когда у детей появляется связная речь
[28]. Однако А. М. Леушина указывала на
ее наличие уже в младшем дошкольном
возрасте в ситуациях заинтересованного
общения [18].
Д. Б. Эльконин также считал, что нельзя
относить развитие связной речи у детей,
в основном, к школьному возрасту [45]. А.
Н. Гвоздев показал, что уже к трем годам
у ребенка в речи появляются все основные
грамматические формы связной речи, составляющие
основной фонд связной речи: сложные предложения
с союзами и разнообразные
падежные формы, отражающие отношения
между предметами. Уже в 2,4-2,6 лет ребенок
начинает использовать первые предложения,
объединенные союзами, а большую часть
союзных слов (двадцать восемь из тридцати девяти) начинает
употреблять до четырех лет. Так же рано
– в конце второго года жизни – ребенок
начинает овладевать падежами и к трем
годам владеет всеми основными падежными
формами, как предложными, так и беспредложными – тридцатью
девятью из сорока семи. Вместе с тем, А.
Н. Гвоздев указывает, что усвоение словообразования
происходит в более позднем возрасте,
чем усвоение морфологических элементов
для синтаксических отношений, что
означает первичность связной речи как
смыслового целого [9]. С. Н. Карпова также
отмечает, что в дошкольном возрасте дети
испытывают трудности при вычленении
отдельных слов из предложения, и только
старшие дети, и то немногие, справляются
с этой задачей [15].