Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследование особенностей процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести серию занятий по развитию связной речи с использованием театрализованных игр;
5) определить динамику уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….........
6
1 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности…………………………………………………………………..

10
1.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста…………….……………………………………………..………
10
1.2 Задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………

19
1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………..

30
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности…………...

41
2.1 Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников……………………………………………………………..
41
2.2 Развитие связной речи детей 5-6 лет в театрально-игровой деятельности………………………………………………………………

48
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста……………………………
54
Заключение……………………………………………………………………
57
Список использованных источников………………………………………..
60
Приложения…………………………………………………………………...
65

Файлы: 1 файл

Дип. работа.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

Факультет педагогического и художественного  образования

Кафедра методики дошкольного воспитания

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

канд. пед. наук, доцент

__________Е. С. Ошкина

«____»__________2011

 

                                ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Автор дипломной работы _____________________________ Е. А. Тихонова

Обозначение дипломной работы ДР-02080256-050707.65-08-12

Специальность 050707. 65 «Педагогика  и методика дошкольного образования»

Руководитель работы

канд. филол. наук, доцент ____________________________ Н. Н. Щемерова

Нормоконтролер

канд. филол. наук, доцент   _____________________________

Рецензент

канд. пед. наук, доцент        ____________________________

 

 

Саранск 2012

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

 

Факультет педагогического  и художественного образования

 

Кафедра методики дошкольного  воспитания

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

канд. пед. наук, доцент

___________ Е. С. Ошкина

«____»_____________2011

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ  РАБОТУ

 

 

Студентка                               Е. А. Тихонова                                            ПЗД-106

1 Тема: Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Утверждена по МордГПИ  № 1048 от 17.11.10

2 Срок представления  к защите: 21.05.2011

3 Исходные данные для  дипломной работы: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, подбор дидактического материала.

4 Содержание дипломной  работы:

4.1 Введение

4.2 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности

4.2.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

4.2.2 Задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

4.2.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

4.3 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

4.3.1 Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников

4.3.2 Развитие связной речи детей 5-6 лет в театрально-игровой деятельности

4.3.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

4.4 Заключение

4.5 Список использованных  источников

4.6 Приложение

 

Руководитель работы

канд. филол. наук, доцент_______________________________ Н. Н. Щемерова

Задание принял к исполнению ___________________________ Е. А. Тихонова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Дипломная работа содержит 76 страниц, 48 использованных источников, приложения.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, СИТУАТИВНАЯ  РЕЧЬ, КОНТЕКСТНАЯ РЕЧЬ, МОНОЛОГ, ЭТЮД, ДИАЛОГ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА.

Объектом исследования является процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы – исследование особенностей процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.

В процессе работы использовался  теоретический анализ психологической и педагогической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

В результате исследования рассмотрена психологическая природа  связной речи, ее механизмы, проделана  опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников в театрально-игровой деятельности.

Степень внедрения –  частичная.

Область применения – использование в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Эффективность – повышение уровня развития связной речи детей 5-6 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….........

6

1 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности…………………………………………………………………..

 

10

1.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста…………….……………………………………………..………

10

1.2 Задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………

 

19

1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………..

 

30

2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности…………...

 

41

2.1 Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников……………………………………………………………..

41

2.2 Развитие связной речи детей 5-6 лет в театрально-игровой деятельности………………………………………………………………

 

48

2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста……………………………

54

Заключение……………………………………………………………………

57

Список использованных источников………………………………………..

60

Приложения…………………………………………………………………...

65


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Речевое развитие, по мнению многих специалистов, является ведущим в общем социальном развитии индивида. Развитая речь обеспечивает человеку не только высокий общеинтеллектуальный уровень, но и богатство чувств, разнообразие личностного содержания, сложность и дифференцированность отношений с другими людьми. Развитие речи, начинаясь в раннем детстве, происходит всю жизнь, поэтому интенсификация речевого развития в старшем дошкольном возрасте весьма актуальна и необходима, не только в рамках общей готовности ребенка к школе, но и как стартовое условие для его речевого продвижения во всей последующей жизни. Развитая речь обеспечивает также и развитость, и активность содержания сознания ребенка – движущей силы в становлении его личности.

Связная речь передает более или менее сложное  законченное содержание сознания от говорящего к слушающему. Посредством ее говорящий развертывает целостно осознаваемый образ или сюжет, ситуацию с тем, чтобы слушающий воссоздал их в своем сознании. Связная речь несет полностью или частично новое для слушателя содержание сознания, обеспечивая тем самым движение информации в обществе, передачу культурного опыта от старшего поколения к младшему. Лексическое и грамматическое наполнение связной речи обуславливает ее понятность, содержательность, точность и полноту отражения в ней образов, эффективность ее информационного воздействия.

Сегодня развитие связной  речи у старших дошкольников находится  под стихийным, а потому негативным, влиянием зрительной наглядности, динамической и статической, избытка иллюстраций в книгах, видеоматериалов – фильмов и мультфильмов, телевидения, компьютерных игр. Наряду с увеличением нагрузки на зрительное восприятие уменьшается время общения как взрослых с детьми, так и детей между собой; кроме того, снижается качество общения, о чем свидетельствует упрощение словарного состава и грамматического содержания речи, а также снижение ее выразительного и действенного потенциала. Повсеместно констатируется спад культуры общения, в том числе потеря интереса к чтению, что также негативно сказывается на речевом развитии дошкольников, а затем и школьников. В то же время, в условиях активного социального и научного прогресса требования к речевому общению специалистов разных областей исключительно велики.

Важнейшими источниками  развития связной речи являются произведения художественной литературы и устного  народного творчества, в том числе  малые фольклорные формы. Наиболее плодотворно данная работа осуществляется в процессе театрально-игровой деятельности. Практика развития речи, основываясь на достижениях общепсихологической теории речи, нуждается в новых разработках, как теоретических, так и прикладных, в психологически и методически обоснованном использовании театрализованной игры. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности избранной темы.

Цель работы: исследование особенностей процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.

Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности.

На основе анализа теоретических и экспериментальных исследований и изучения опыта работы дошкольных образовательных учреждений была определена гипотеза исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности наиболее успешно осуществляется при условии:

- организации планомерной  работы по развитию диалогической и монологической речи;

- проведения предшествующей  театрализованным играм серии подготовительных дидактических игр и упражнений;

- отбора высокохудожественных  произведений как литературных, так и фольклорных, предназначенных  для инсценирования;

- подготовки эмоционального восприятия ребенком содержания произведения;

- регулярного и планомерного  включения театрализованных игр  в педагогический процесс дошкольного  образовательного учреждения и  их использования как на занятиях, так и вне занятий.

Задачи исследования:

1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;

2) рассмотреть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;

3) выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

4) провести серию занятий по развитию связной речи с использованием театрализованных игр;

5) определить динамику уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической  базой исследования являются труды 
С. Л. Рубинштейна [28, 29, 30], А. Н. Гвоздева [9], Ф. А. Сохина [33, 34],  
О. С. Ушаковой [40, 41], Г. Л. Сперанской [35, 36], Д. Б. Эльконина [44, 45], А. Г. Арушановой [4, 5] и др.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) теоретические (анализ  психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования);

2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ речевой  деятельности);

3) экспериментальные  (проведение констатирующего и формирующего экспериментов).

Практическая  значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.

Экспериментальную базу исследования представляет МДОУ «Детский сад № 1» г. Саранска.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности

1.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

 

Связная речь играет ведущую роль в процессе лингвистического развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо  выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить [34].

Понимание связной речи как достаточно длительного рассказа, текста, соотнесение ее с контекстной и письменной речью привело к неоправданному завышению возраста, когда у детей появляется связная речь [28]. Однако А. М. Леушина указывала на ее наличие уже в младшем дошкольном возрасте в ситуациях заинтересованного общения [18].  
Д. Б. Эльконин также считал, что нельзя относить развитие связной речи у детей, в основном, к школьному возрасту [45]. А. Н. Гвоздев показал, что уже к трем годам у ребенка в речи появляются все основные грамматические формы связной речи, составляющие основной фонд связной речи: сложные предложения с союзами и разнообразные падежные формы, отражающие отношения между предметами. Уже в 2,4-2,6 лет ребенок начинает использовать первые предложения, объединенные союзами, а большую часть союзных слов (двадцать восемь из тридцати девяти) начинает употреблять до четырех лет. Так же рано – в конце второго года жизни – ребенок начинает овладевать падежами и к трем годам владеет всеми основными падежными формами, как предложными, так и беспредложными – тридцатью девятью из сорока семи. Вместе с тем, А. Н. Гвоздев указывает, что усвоение словообразования происходит в более позднем возрасте, чем усвоение морфологических элементов для синтаксических отношений, что означает первичность связной речи как смыслового целого [9]. С. Н. Карпова также отмечает, что в дошкольном возрасте дети испытывают трудности при вычленении отдельных слов из предложения, и только старшие дети, и то немногие, справляются с этой задачей [15].

Информация о работе Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста