Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:36, дипломная работа
Цель работы: исследование особенностей процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести серию занятий по развитию связной речи с использованием театрализованных игр;
5) определить динамику уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………….........
6
1 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности…………………………………………………………………..
10
1.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста…………….……………………………………………..………
10
1.2 Задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………
19
1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………..
30
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности…………...
41
2.1 Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников……………………………………………………………..
41
2.2 Развитие связной речи детей 5-6 лет в театрально-игровой деятельности………………………………………………………………
48
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста……………………………
54
Заключение……………………………………………………………………
57
Список использованных источников………………………………………..
60
Приложения…………………………………………………………………...
65
Контрольный эксперимент выявил следующее: уровень развития связной речи у детей экспериментальной группы значительно повысился по сравнению с детьми контрольной группы. Они начали осмысленно строить связные высказывания, соблюдая логическую последовательность (начало, середина, конец), использовать разнообразные средства связи: глагольные, параллельные, союзные. У большинства из них сформировались умения понимать и осмысливать тему текста, определять ее границы. Увеличился объем рассказа (9-10 предложений). Это позволяет сделать выводы, что у детей сформировались навыки связной речи под влиянием экспериментального обучения. Эффект занятий проявляется как в непосредственном речевом продвижении каждого ребенка, так и в существенном повышении уровня развития познавательных процессов. Вместе с тем, у дошкольников возросла уверенность, а также активность и инициативность в общении.
Таким образом, проведенная
в системе работа дала ощутимые положительные
результаты, поставленные задачи были
решены. Экспериментальная работа,
проводимая в МДОУ «Детский сад № 1»
г. Саранска, подтвердила нашу гипотезу:
развитие связной речи детей старшего
дошкольного возраста в процессе театрально-игровой
деятельности наиболее успешно осуществляется
при условии:
- организации планомерной работы по развитию диалогической и монологической речи;
- проведения предшествующей
театрализованным играм серии
подготовительных
- отбора высокохудожественных
произведений как литературных,
так и фольклорных,
- подготовки эмоционального
восприятия ребенком
- регулярного и планомерного
включения театрализованных
Список использованных источников
1. Алексеева, М. М. Речевое
развитие дошкольников : учеб. пособие
для студ. вузов / М. М. Алексеева,
В. И. Яшина. – М. : Академия,
1999.
– 158 с.
2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
3. Артемов, В. А. Курс лекций по психологии / В. А.
Артемов.
– Харьков : Изд-во Харьковского ордена Трудового Красного
Знамени государственного ун-та им.
А. М. Горького, 1958. – 115 с.
4. Арушанова, А. Истоки диалога
/ А. Арушанова, Н. Дурова,
Е. Рычагова // Дошкольное воспитание. –
2001. – №1. – С. 41-43.
5. Арушанова, А. Организация
диалогического общения
6. Берлина, Н. П. Развитие связной речи у
старших дошкольников
/ Н. П. Берлина // Начальная школа плюс До
и После. – 2006. – № 7.
– С. 67-70.
7. Выготский,
Л. С. Проблемы развития
// Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. – М.: Педагогика. –
1983. – 367 с.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л. С. Выготский; Гл. ред. А. В. Запорожец. – М. : Педагогика. Т. 3 Проблемы развития психики. – 1983. – 367 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы
изучения детской речи / А. Н. Гвоздев.
– М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 216 с.
10. Гербова, В. В.
Занятия по развитию речи в
старшей группе
детского сада : пособие для восп. дет.
сада / В. В. Гербова. – М. :
Просвещение, 1984. – 175 с.
11. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников : методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. – М. : ВАКО, 2011. – 256 с.
12. Диагностика речевого развития дошкольников : научно-методическое пособие / под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Издательство РАО, 1997. – 136 с.
13. Доронова, Т. Н. Играем
в театр : театрализ. деятельность
детей 4-6 лет : метод. пособие
для воспитателей дошк. образоват.
учреждений /
Т. Н. Доронова. – М. :Просвещение, 2009. –
135 с.
14. Карпинская, Н. С. Художественное слово
в воспитании детей. Ранний и дошкольный
возраст / Н. С. Карпинская. – М. : Педагогика,
1972.
– 151 с.
15. Карпова, С. Н.
Психология речевого развития
ребенка
/ С. Н. Карпова. – Ростов н/Д : Феникс, 1997.
– 206 с.
16. Ковшиков, В. А. Серии сюжетных картинок. Пособие для развития связной речи / В. А. Ковшиков. – СПб. : Нива, 1996. – 12 с.
17. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка дошкольника : програм.-метод. пособие / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова.– М. : Владос, 2007. – 106 с.
18. Ладыженская, Т. А. Связная речь / Т. А. Ладыженская // Методика развития речи на уроках русского языка. – М. : Педагогика, 1980. – С. 187-233.
19. Леонтьев, А. А. Язык,
речь, речевая деятельность : учеб. пособие
/
А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1975. –
271 с.
20. Леонтьев, А. А. Проблемы развития психики
: учеб. пособие /
А. А. Леонтьев. – М. : Изд-во МГУ, 1981. – 584
с.
21. Леушина, А. М. Развитие связной
речи у дошкольника
/ А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – Т. 35.
– Ленинград : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена,
1941. – С. 20-35.
22. Леушина, А. М. О своеобразии
образов в речи маленьких детей
/ А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена.
– Т. 53.
– Ленинград : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена,
1946. – С. 15-53.
23. Малахова, Г. И. Художественно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста / Г. И. Малахова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 5. – С. 68-71.
24. Маханева, М. Д. Театрализованные
занятия в детском саду : пособие
для работников дошкольных
25. Методические рекомендации
к Программе воспитания и
26. Миронова, Н. Как учить дошкольников связной монологической речи / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9. – С. 111-116.
27. Психодиагностика детей
в дошкольных учреждениях (
28. Рубинштейн, С. Л.
Проблемы общей психологии
/ С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1973.
– 423 с.
29. Рубинштейн, С. Л.
Основы общей психологии : В 2 т.
/ С. Л. Рубинштейн. – Т. 1. – М. : Педагогика,
1989. – 534 с.
30. Рубинштейн С. Л. К психологии речи / С. Л. Рубинштейн
// Проблемы общей психологии.
– М. : Изд-во АПН РСФСР, 1973. – С. 53-234.
31. Сидорчук, Т. А. Обучение
старших дошкольников
32. Соловьева, О. И.
Методика развития речи и
33. Сохин, Ф. Задачи
развития речи дошкольников в
детском саду
/ Ф. Сохин // Детский сад от А до Я. – 2005. – № 2. – С. 43-53.
34. Сохин, Ф. А. Психолого-
/ Ф. А. Сохин // Умственное воспитание детей
дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддьякова,
Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – 207с.
35. Сперанская, Г. Л. Развитие речи дошкольников с использованием
сюжетной видеозаписи : методическое пособие
/ Г. Л. Сперанская,
И. А. Ледник. – СПб. : Речь, 2007. – 208 с.
36. Сперанская,
Г. Л. Виды связности в устной речи
/ Г. Л. Сперанская
// Белорусский психологический журнал.
– 2008. – № 2. – С. 124-132.
37. Стародубова, Н. А.
Теория и методика развития
речи дошкольников: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений
/ Н. А. Стародубова. – М. : Издательский
центр «Академия», 2006. – 256 с.
38. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов. – Т. 1. – М. : Наука, 1985. – 375 с.
39. Усова, А. П. Обучение
в детском саду : учебник для
вузов /
А. П. Усова. – М. : Просвещение, 1984. – 256
с.
40. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника : пособие для пед. вузов / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
41. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников : учеб. пособие для вузов / О. С. Ушакова. – М. : Институт Психотерапии, 2001. – 240 с.
42. Шахнарович, A. M. Психолингвистический
анализ семантики и грамматики : На материале онтогенеза
речи : монография
/ A. M. Шахнарович, Н. М. Юрьева. – М. : Наука,
1990. – 165 с.
43. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность : научное издание / Л. В. Щерба. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1974. – 446 с.
44. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном
возрасте
/ Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1958. – 258 с.
45. Эльконин, Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д. Б. Эльконин. – М. : Учпедгиз, 1960. – 328 с.
46. Юрьева, Н. М. Детский диалог : психологические функции
/ Н. М. Юрьева // Семантика речевой деятельности.
– М. : Просвещение, 1988. – С. 74-80.
47. Яшина, В. И. Особенности
связных высказываний типа
48. Яшина, В. И. Теория
и методика развития речи
Приложения
Приложение 1
Таблица 2.1 – Уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Имя ребенка |
Номер задания |
Общий уровень | |||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Света К. |
в |
с |
в |
с |
с |
2. Лена В. |
н |
н |
с |
н |
н |
3. Оля С. |
с |
с |
с |
с |
с |
4. Коля М. |
н |
н |
с |
н |
н |
5. Катя Р. |
н |
н |
н |
н |
н |
6. Лера В. |
с |
с |
в |
с |
с |
7. Паша Н. |
с |
с |
в |
с |
с |
8. Петя Р. |
н |
н |
с |
н |
н |
9. Лена К. |
н |
н |
с |
н |
н |
10.Саша В. |
с |
н |
с |
с |
с |
11. Аня Л. |
н |
н |
с |
н |
н |
12. Валя Г. |
н |
н |
с |
н |
н |
13. Юля Н. |
с |
с |
в |
с |
с |
14. Вася З. |
н |
н |
н |
н |
н |
Приложение 2
Занятие. Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?
Цель:
1. Развивать фантазию,
творчество в процессе
2. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.
3. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».
Содержание:
1. Игра «Театральная разминка».
2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».
Воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть в игру «Театральная разминка»:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вы хотите поиграть?
Называется игра
«Разминка театральная».
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?
(Примерные ответы
детей: изменить внешность
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?
(Жесты и, конечно, мимика.)
Что такое мимика, друзья?
(Выражение нашего лица.)
Верно, ну, а жесты?
(Это движения.)
Бывает, без сомнения,
разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуйте его показать.
Воспитатель называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас...
А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.
Воспитатель называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да».
Подошла к концу разминка...
Постарались все сейчас.
А теперь сюрприз, ребята!
В сказку приглашаю вас.
Воспитатель предлагает детям объединиться в группы по четыре человека и разыграть хорошо знакомую сказку «Курочка Ряба», наполнив ее новым содержанием. Побуждает детей придумать, о чем могут говорить дед и баба, когда курочка снесла яичко золотое, затем простое и т.д., самостоятельно найти выразительные жесты, изменить мимику, голос в соответствии с каждым образом.
Дети, надев элементы костюмов (платок, шляпа, шапочка курочки, хвостик или ушки мышки), разыгрывают свою сказку, затем они вместе с педагогом выбирают наиболее интересный вариант.