Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследование особенностей процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести серию занятий по развитию связной речи с использованием театрализованных игр;
5) определить динамику уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….........
6
1 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности…………………………………………………………………..

10
1.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста…………….……………………………………………..………
10
1.2 Задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………

19
1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………..

30
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности…………...

41
2.1 Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников……………………………………………………………..
41
2.2 Развитие связной речи детей 5-6 лет в театрально-игровой деятельности………………………………………………………………

48
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста……………………………
54
Заключение……………………………………………………………………
57
Список использованных источников………………………………………..
60
Приложения…………………………………………………………………...
65

Файлы: 1 файл

Дип. работа.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

По окончании занятия  педагог поощряет детей за артистизм, и под спокойную музыку дети уходят.

Занятие. Постучимся в теремок

Цель:

1. Развивать фантазию.

2. Совершенствовать выразительность движений.

3. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

Содержание:

1. Игра-загадка «Узнай, кто это?»

2. Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок»

3. Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».

Педагог встречает детей  под веселую музыку и предлагает игру «Узнай, кто это?». Перед игрой дети вместе с воспитателем вспоминают о том, как на прошлом занятии они изображали различных персонажей с помощью выразительных движений пальцев рук.

В процессе игры дети изображают с помощью выразительных движений пальцев рук любое животное или предмет. Дети-зрители отгадывают, кто или что это.

После этого звучит музыка, настраивающая детей на слушание сказки:

За ступенькою ступенька –

Будет лесенка,

Слово к слову ставь  складненько –

Будет песенка,

А колечко на колечко –

Будет вязочка.

Сядем рядышком тесненько 

Слушать сказочку.

Сказка эта – «Теремок»,

Знаете ее? – Молчок.

Теремочек расписной,

Он не тот, что был, другой!

В дереве тот домик  был,

Очень многим он служил.

Педагог читает детям  сказку В. Бианки «Теремок». После этого звучит спокойная музыка, и воспитатель предлагает детям пофантазировать, каким они видят лес, в котором рос дуб. Далее предлагает закрыть глаза, мысленно перенестись в лес, представить кустарники, деревья, травы, цветы и т.д.; пообщаться с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо ветерку, прислушаться к лесным звукам. Дети делятся впечатлениями от «разговора с лесом».

Педагог предлагает представить, как разговаривают листья на деревьях (тихо шелестят, когда ветерок маленький; громко шумят, когда сильный; едва трепещут, если безветренно).

Затем проводится игра-имитация. Один ребенок исполняет роль ветра, остальные дети – деревья с листочками, которые колышутся в зависимости от того, насколько сильно дует ветер.

По окончании игры воспитатель поощряет детей за интересные варианты, выразительность в передаче образа. Звучит музыка, и дети уходят.

Занятие. Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно

Цель:

1. Создать положительный  эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению.

2. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. 3. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки.

4. Совершенствовать интонационную выразительность.

Содержание:

1. Погружение в сказочную  атмосферу.

2. Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок».

3. Характеристика персонажей сказки.

4. Интонационные упражнения.

Педагог под музыку, звучавшую  на прошлом занятии, рассаживает детей и просит догадаться, в гости к какой сказке зовет эта музыка. Напоминает, что дети уже знакомы со сказкой В. Бианки «Теремок», и задает вопросы, чтобы оживить ее в представлении детей. Вопросы к детям: Как появился теремок? Каких птиц из сказки вы запомнили? (Скворец, дятел, сыч.) Каких зверей (белка, куница, медведь), насекомых (пчелы)? Кто жил сначала в теремке? Затем? (Предлагает вспомнить последовательность появления героев.) Чем закончилась сказка? На какую еще сказку она похожа? Что общего и в чем различие?

После этого сказка читается еще раз. Дети по просьбе воспитателя описывают каждого героя, давая ему характеристику: дятел – трудолюбивый; сыч – злобный; скворец – хозяйственный, певун; белка – хлопотунья, суетливая; куница – хищница; пчелка – труженица; медведь – нетерпеливый, несговорчивый.

Далее дети вместе с педагогом  приходят к выводу, что голос выражает характер каждого героя; например, у скворца – протяжный, певучий, у медведя – грубый, низкий, у белки – быстрый, резкий и т.д.

Затем воспитатель просит детей интонационно передать характер каждого героя (это упражнение может проводиться и индивидуально и хором). Педагог поощряет детей за умения и прощается с ними.

Занятие. Многим домик послужил, кто только в домике ни жил

Цель:

1. Развивать умение  детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

2. Совершенствовать умение  передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

Содержание:

1. Пересказ сказки  В. Бианки «Теремок» детьми по частям.

2. Упражнения-этюды, отражающие  образы персонажей сказки и  предметов.

Звучит уже знакомая музыка, которая настраивает детей  на встречу со сказкой В. Бианки «Теремок», воспитатель предлагает, по желанию, выразительно рассказать эту сказку (чтобы охватить как можно больше детей, пересказ идет по частям). Затем детям предлагается, проявив творчество и фантазию, изобразить дуб с дуплом (индивидуально или небольшими группами).

Дети в парах работают над выразительностью образов героев, ведя диалог скворца и сыча, сыча и белки, белки и куницы и т.д. Педагог наблюдает за детьми и помогает при необходимости.

По окончании занятия  воспитатель хвалит детей за старание, и они уходят под музыку.

Занятие. Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился

Цель:

1. Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.

2. Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации – тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев.

3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

Содержание:

1. Беседа по содержанию сказки.

2. Слушание сказки с музыкальными фрагментами.

3. Физкультминутка.

4. Рассматривание иллюстраций к сказке.

5. Характеристика персонажей сказки.

Педагог встречает детей  под любой сказочный мотив (он будет сопровождать встречу с  детьми на протяжении всего блока занятий по сказке «Хвостатый хвастунишка»). Сообщает детям, что сегодня их вновь ждет сказка «Хвостатый хвастунишка». Вопросы к детям: Кто главный герой сказки? Каких еще героев вы запомнили? Кто больше понравился и почему?

Далее воспитатель предлагает детям еще раз послушать сказку, но уже с музыкальными фрагментами, нацеливая на то, что музыка тоже служит средством выразительности и передает характер каждого героя. Например, если это лиса, то музыка плавная, если ворона, то музыка низкая, тяжелая и т.д. Музыка также помогает передавать настроение персонажей. Например, когда петушок хвастался собой – музыка возвышенная, когда он пришел в лес и увидел лису – музыка затихает, как бы передавая страх.

Музыкальные фрагменты, характеризующие каждого персонажа и их действия, подбирает музыкальный руководитель заранее по просьбе воспитателя и записывает на аудиокассету. Затем педагог проводит физкультминутку:

Каждый день петушок                                                       (ходьба по залу)

Делает зарядку,

Очень нравится ему

Все делать по порядку:

Весело шагать,                                                 (ходьба на месте)

Крылья поднимать,                                                         (руки вверх)

Приседать и вставать,                                                (приседания 4-6 раз)

Прыгать и скакать,                                                        (10 прыжков)

Весело кричать: «Ку-ка-ре-ку!»

Игра повторяется 2-3 раза.

Далее вниманию детей  предлагаются иллюстрации к сказке «Хвостатый хвастунишка». Дети рассматривают их и по просьбе воспитателя описывают характер героев (петушок – гордый, лиса – хитрая, ворона –умная, сорока – хлопотунья и т.д.).

В заключение педагог  вместе с детьми делает вывод, что  иллюстрации помогают лучше понять характер персонажей и их взаимоотношения. Звучит сказочный мотив, который оповещает, что пора прощаться со сказкой. Воспитатель благодарит детей за старание, и они уходят.

Занятие. Сочиняем новую сказку

Цель:

1. Развивать у детей творческое воображение.

2. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

3. Совершенствовать навыки групповой работы.

Содержание:

1. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик».

2. Беседа по содержанию.

3. Сочинение продолжения сказки.

Педагог встречает детей и говорит, что сегодня их ждет новая сказка «Кораблик» В. Сутеева. Читает сказку, по окончании которой задает вопросы: Все ли герои сказки были настоящими друзьями? Почему лягушонок не захотел строить кораблик и помочь своим друзьям, а стал смеяться над ними? Как вы думаете, весело ли было мышонку, цыпленку, муравью и жучку, когда они плыли по речке?

Далее педагог проводит физкультминутку:

Друзья все вместе спозаранку

Утром делают зарядку.

Дружно, дружно потянулись,

Раз – нагнулись, два – нагнулись,

Руки шире разведем

И наклонимся потом.

Встали дружно, раз-два,

И закончилась игра.

Повторяется 2-3 раза.

После этого воспитатель предлагает детям пофантазировать, что могло произойти с героями сказки и чем могло закончится их путешествие. В ходе придумывания сказки педагог по мере надобности помогает ребятам выстроить ее сюжет.

По окончании занятия  воспитатель хвалит детей за получившуюся интересную сказку и прощается с ними.

Занятие. Изображение различных эмоций

Цель:

1. Продолжать знакомить  детей со схематичными изображениями  эмоций радости, злости, страха, грусти.

2. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.

3. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

Содержание:

1. Введение. Объяснение  понятия «эмоция».

2. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх.

3. Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости.

Педагог, встречая детей, говорит о том, что по лицу ребят  видно, какое настроение у каждого. Просит догадаться, какое настроение у педагога и почему они так думают.

Далее воспитатель вводит понятие «эмоция» – душевное переживание, чувство. Затем показывает пиктограммы с изображениями эмоций: «радость», «грусть», «злость», «страх». Вместе они рассматривают изображения, отмечают характерные особенности, отражающие ту или иную эмоцию: «радость» – веселые глаза слегка прищурены, уголки губ приподняты вверх, выражение лица веселое; «грусть» – глаза смотрят вниз, брови сдвинуты к переносице, уголки рта опущены вниз, «страх» – брови высоко подняты, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт; «злость» – брови нахмурены, глаза смотрят из-под бровей, губы плотно сжаты.

После этого дети, по желанию, изображают различные эмоции перед зеркалом, а педагог комментирует их старания, характеризует ту или иную эмоцию. Затем детям предлагается изобразить этюды:

1. «Баба-яга» (злость). Баба-яга поймала Аленушку и велела ей затопить печку, чтобы потом съесть ее, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет – сбежала. Рассердилась Баба-яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

2. «Один дома» (страх). Мама-зайчиха ушла добывать еду, и зайчонок остался один в домике. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Зайчонку страшно: вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.

3. «Про Таню» (горе и радость).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке  мяч!

Дети, по желанию, изображают героев, передавая чувства определенными  эмоциями.

Педагог поощряет артистов за мастерство, умение передавать душевные переживания и чувства других, затем прощается с детьми.

Занятие. Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей

Цель:

1. Воспитывать у детей  эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу).

  1. 2. Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности.
  2. 3. Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

Содержание:

1. Слушание песни М.  Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

Информация о работе Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста