Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследование особенностей процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести серию занятий по развитию связной речи с использованием театрализованных игр;
5) определить динамику уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….........
6
1 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности…………………………………………………………………..

10
1.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста…………….……………………………………………..………
10
1.2 Задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………

19
1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………..

30
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности…………...

41
2.1 Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников……………………………………………………………..
41
2.2 Развитие связной речи детей 5-6 лет в театрально-игровой деятельности………………………………………………………………

48
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста……………………………
54
Заключение……………………………………………………………………
57
Список использованных источников………………………………………..
60
Приложения…………………………………………………………………...
65

Файлы: 1 файл

Дип. работа.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

Понимание сущности связной речи, в частности у  дошкольников, определяет выбор подходов к практике развития речи. Так, соотнесение связной речи с более или менее развернутым сюжетом – литературным или жизненной ситуацией – привело к рассмотрению ее как достаточно лексически и грамматически сложно организованного высказывания, в полной мере доступного детям уже школьного возраста. Отношение к связной речи как к монологической, даже ораторской [3], а также как к сюжетному рассказу в контекстном плане [29] тоже способствовало повышению ее «психологического возраста». Отметим и некоторое смешение психологического и лингвистического подходов к пониманию связной речи у специалистов по дошкольному образованию. Например, Ф. А. Сохин считает связную речь не просто последовательностью слов и предложений, но последовательностью связанных друг с другом мыслей, выраженных точными словами в правильно построенных предложениях. Повышение возраста развития связной речи приводит к тому, что активная работа над ней начинается преимущественно в старшей группе. Доминирование же в такой работе еще и лингвистической направленности приводит к ориентации на такие признаки связности во внешнем плане, как нормативность речи, длительность высказывания, наличие сюжетного рассказа, полнота передачи содержания. Подобное узкое понимание связной речи реализуется на практике в тенденции задавать детям для пересказа, то есть для связного говорения, внешнюю сюжетную линию в виде картины, литературного произведения, иногда киноматериала [33].

Однако показателем  связности речи является не столько  последовательность логически связанных  предложений, сколько воссоздание  в речи целостности образа, ситуации в необходимых для данных обстоятельств общения смысловых связях. Также и требование правильности (нормативности) может нарушаться: слова могут быть более или менее точными, сама речь – ситуативной, с жестикуляцией и замещающими словами, но при этом связность изложения сохраняется.

Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоения его звуковой стороны, определенного словарного запаса, грамматического строя речи.

Полноценное построение связного высказывания, совершенствование устной монологической речи требует в первую очередь умений пользоваться словарным запасом, точно и правильно употреблять слова по смыслу. Словарная работа, которая направлена не только на расширение словаря, но и на углубление понимания смысла, значения слова, помогает тому, что дети начинают овладевать способом выражения в слове необходимого содержания, а затем использовать это умение при построении связного высказывания.

«Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла» [38, с. 169].

Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с ознакомлением ребенка с окружающей жизнью, поэтому жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях дети учатся называть предметы, их признаки, действия, состояние, затем включают их в простейшее описание. Например, дети рассматривают куклу и учатся правильно называть предметы одежды, а затем воспитатель предлагает рассказать про Таню, что она будет делать дальше (пойдет гулять, будет играть с ребятами...).

При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Например, по картине «Катаемся на санках» задается вопрос: «Какое время года здесь изображено?» (Зима.) Предлагается подсказать окончание высказываний: «Зимой холодно, а летом?.. (Тепло.) Один мальчик на картине большой, а другой?» (Маленький.) Подобные задания расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположным значением (зима – лето, тепло – холодно, большой – маленький).

После того как дети ответят на вопросы, воспитатель объединяет все ответы в небольшой рассказ. Затем дети могут повторить за ним 2-3 предложения.

«На последующих занятиях дети рассматривают игрушки, называют предметы, их качества, действия, сравнивают игрушки, употребляя и слова с противоположным смыслом (большой – маленький). Воспитатель с помощью вопросов понуждает их рассказать про куклу: как ее зовут, какая она, как одета. Это необходимое условие для самостоятельного освоения предмета или игрушки с называнием качеств и действий в виде связного высказывания. Таким образом, начиная с младшей группы, дети от отдельных словарных упражнений постепенно переходят к построению коротких связных высказываний» [6, с. 67].

На занятиях по развитию речи в средней группе активизация словаря оказывает еще большее влияние на развитие связной речи. В среднем дошкольном возрасте все аспекты развития речи: воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, активизация словаря, развитие связной речи – приобретают важное значение. Детям даются задания на активизацию словаря, и тут же предлагается задание на описание или рассказывание, так как важно не отделять их во времени. Назвав отдельные предметы, их признаки, действия, дети сразу же составляют описание игрушки (предмета), повторяют эти качества, признаки, действия, как и прежде, в виде связного высказывания. Таким образом, дети не только отвечают на вопросы воспитателя, но и составляют небольшие рассказы-описания, повторяют образцы высказываний. Так вырабатывается навык составлять небольшое связное высказывание.

В средней группе углубляется работа над подбором слов, близких по смыслу (синонимов), и слов, противоположных  по значению (антонимов), особенно на таких занятиях, где сравниваются какие-нибудь игрушки. Воспитатель, используя ответы детей, составляет небольшой рассказ или описание. Дети упражняются в умении точно обозначать признаки предметов, сравнивать их, находя сходство и различие, составлять по образцу описательные, небольшие сюжетные рассказы.

«Особенно четко прослеживается влияние словарной работы на связность высказывания в старшей группе. Упражнения на активизацию словаря в занятиях проводятся при анализе литературного произведения (занятия по пересказыванию), при рассматривании картины или игрушки. Эти занятия важно строить на единой тематике» [26, с. 111].

Принцип единого содержания является очень важным, так как внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия. Когда на знакомом лексическом материале проводятся грамматические, лексические и фонетические упражнения, переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.

В дальнейшем дети используют усвоенные  речевые навыки при ознакомлении с новыми объектами, оперируя грамматическими формами и лексикой в самостоятельном высказывании.

На занятиях по пересказыванию литературного произведения (рассказа, сказки) словарные упражнения непосредственно включаются в анализ текста.

На занятиях с использованием картины  также проводится обучение детей рассказыванию, активизируется и расширяется словарный запас.

«Комплексный подход к речевому развитию прослеживается и в подготовительной к школе группе. Словарные задачи включаются в занятия по пересказу литературных произведений, рассказывание по картине (или об игрушке) и в самостоятельное рассказывание» [38, с.172].

Формирование грамматического  строя речи находится в тесной связи с развитием связной речи, и особенно с лексической работой. При анализе литературного произведения на занятиях по пересказыванию, во время рассматривания картины дети учатся не только распознавать смысловые оттенки слов, но и ставить их в нужный падеж, род, число. Такие упражнения помогают тому, что дети начинают осознавать грамматические формы и при составлении рассказов правильно их используют.

Начиная с младшей группы, дети выполняют разнообразные грамматические упражнения, а затем несложные задания по развитию связной речи. Например, на одном из занятий они выполняют грамматическое упражнение – называют детенышей кошки, курицы, утки. Затем воспитатель предлагает: «А теперь расскажите мне, кого вы искали и как мама звала своих деток». Ответы: «Кошка-мама искала своих котят, она звала их «мяу-мяу»; «Мама-утка искала утят и звала их «кря-кря»; «Курица звала цыплят «ко-ко-ко».

На некоторых занятиях грамматические упражнения выполняются одновременно с лексическими, и здесь же следует переход к обучению рассказыванию. Например, упражняясь в правильном образовании существительных в родительном падеже множественного числа и в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе, дети одновременно закрепляют умение подбирать слова с противоположным значением (большая пирамидка – маленькая пирамидка; длинная ленточка – короткая ленточка). После рассматривания игрушек (разной величины матрешки, пирамидки, лошадки, ленточки) воспитатель предлагает выбрать любую и рассказать о ней. Даже если рассказывание идет по вопросам, это умение (правильно отвечать на вопросы) необходимо для дальнейшего развития связности речевого высказывания.

«У детей закрепляются грамматические умения, полученные в младшей группе. Занятия в средней группе проводятся аналогично, структура их такая же, как и в младшей, однако задания по формированию грамматического строя усложняются, в соответствии с расширением лексики» [6, с. 68].

Таким образом, на занятиях задания  по развитию связной речи органически должны соединяться с лексическими и грамматическими упражнениями, переходы от одной части к другой проходят в естественной форме, живо и эмоционально, с теми же игрушками, предметами, словами, которые дети видели или слышали в первой части занятия.

Особенно эта связь прослеживается в занятиях старшей группы. Начиная с первого занятия, дети выполняют грамматические упражнения. После пересказа сказки «Лиса и рак» (упражнения на активизацию словаря выполняются при анализе текста) проводится работа по вопросам: «Как можно назвать лису ласково? (Лисонька, лисичка-сестричка.) Кто детеныш у лисы? (Лисенок.) Как можно назвать его ласково?» (Лисеночек, лисичка.)

Затем словарные и грамматические задания соединяются. Дети смотрят картину «Лиса с лисятами» и подбирают определение к слову «лисенок». «Какой лисенок? (Рыженький, пушистый, маленький.) Лисенок маленький и слабый, а лиса? (Большая и сильная.) Как бегает лиса и как бегает лисенок?» Отвечая на этот вопрос, дети составляют такие суждения: «Лиса бегает быстро, потому что у нее ноги длиннее»; «Лисята маленькие, они бегут медленнее». Конечно, это могут не все, но смысл таких упражнений именно в том, чтобы дети умели грамматически правильно оформлять высказывание.

«В подготовительной к школе группе формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием связной речи и особенно с лексической работой. Все эти задачи органически связываются при анализе литературного произведения, во время рассматривания картин» [40, с. 174].

Развитие связной речи связано  и с воспитанием ее звуковой культуры. Такие элементы звуковой культуры речи, как темп, сила голоса, дикция, интонационная выразительность, по-разному влияют на связность изложения текста.

Если речь ребенка убыстрена, дикция не развита, он плохо произносит отдельные  звуки, «проглатывает» окончания слов, то речь его непонятна для окружающих. Если ребенок к тому же не владеет  интонационной выразительностью, он будет говорить монотонно, не будет чувствовать границу предложения, не сможет отделить одно предложение от другого. Поэтому при формировании звукопроизношения можно и нужно работать и над развитием связной речи. Упражнения на осознание интонации (просьбы, грусти, удивления, радости) помогают детям связно и выразительно излагать задуманное.

«В средней группе дети опираются на тот речевой материал, который усвоили в младшей группе. Задания по звуковой культуре речи усложняются, дети подводятся к произношению различных интонаций. Здесь также дается задание повторить за воспитателем короткий рассказ (поощряются инициатива и самостоятельность). Одни повторяют за взрослым интонацию, а другие начинают отходить от подражания. Благодаря таким упражнениям развивается интонационная выразительность, совершенствуется темп речи и звукопроизношение» [26, с. 112].

В занятиях для средней группы соблюдается и принцип единства речевых задач: задания по звуковой культуре речи нередко соединяются с заданиями по обучению рассказыванию.

В старшей и подготовительной к школе группах у детей закрепляется навык интонационной выразительности, совершенствуются дикция, сила голоса, темп речи. С этой целью даются упражнения, которые помогают детям осознать интонацию радости, грусти, удивления, просьбы, вопроса, например: «Произнеси предложение «Я пойду в школу» так, чтобы было слышно, хорошо попятно, что ты рад этому, что тебе хочется идти в школу (восклицательная интонация). А теперь скажи это предложение так, чтобы было понятно, что ты спрашиваешь (вопросительная интонация)».

Итак, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем [10, с. 93]. Развитие навыков связной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Развитие связной речи дошкольников осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Она выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Таким образом, обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое  воспитание – пересказы литературных  произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Информация о работе Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста