Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследование особенностей процесса развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести серию занятий по развитию связной речи с использованием театрализованных игр;
5) определить динамику уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….........
6
1 Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности…………………………………………………………………..

10
1.1 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста…………….……………………………………………..………
10
1.2 Задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………

19
1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………..

30
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности…………...

41
2.1 Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников……………………………………………………………..
41
2.2 Развитие связной речи детей 5-6 лет в театрально-игровой деятельности………………………………………………………………

48
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста……………………………
54
Заключение……………………………………………………………………
57
Список использованных источников………………………………………..
60
Приложения…………………………………………………………………...
65

Файлы: 1 файл

Дип. работа.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

5. Закреплять знания о правилах манипуляции куклами.

6. Используя кукол, побуждать детей импровизировать на тему.

старшая группа

1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.

3. Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях, окружающих их. Уметь определять существенные признаки предметов. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. Воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам, декорациям, уважение к труду взрослых и детей. Закреплять их представление о различных видах кукольных театров.

4. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.

5. Закреплять знания о правилах кукловождения.

6. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

7. Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Приучать детей правильно оценивать свои и чужие поступки, а также персонажей кукольных и драматических спектаклей.

8. Воспитывать желание играть театральными куклами.

9. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

10. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Подготовительная  к школе группа

        1. Совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства.
        2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, а также импровизацию на детских музыкальных инструментах.
        3. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, театральным куклам, костюмам, декорациям.
        4. Продолжать активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения.
        5. Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
        6. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
        7. Продолжать воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок. Формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.
        8. Совершенствовать песенные импровизации детей.
        9. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, движениями театральных кукол, создавая яркий образ героя [2, с. 7-9].

Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно  важное и нужное, творчество детей  в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

  1. продуктивное творчество (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета)
  2. исполнительское (речевое, двигательное)
  3. оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).

Становление компетентности ребенка готовности к игре-драматизации осуществляется при поддержке родителей  и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и «включенность» педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию.

Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия - индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности - и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.

 

 

1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

 

Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития. Именно с этих позиций интересны вопросы порождения речи, фазовая структура речевого акта, этапы развития речевого действия как процесса, формирование механизмов речи, роль мотивации в самостоятельном построении высказывания (Л. С. Выготский [8],  
С. Л. Рубинштейн [29], О. И. Соловьева [32], А. А. Леонтьев [19],  
О. С. Ушакова [40] и др.). Актуальной эта проблема считается и в исследованиях педагогов начальной школы, которые отмечают, что к моменту поступления в школу далеко не все дети овладевают умением создавать связный текст. Так, Т. А. Ладыженская отмечает, что связная речь детей изучена недостаточно, не исследованы способы связи между самостоятельными предложениями, уместность употребления разнообразных языковых средств в определенном типе высказывания [18, с. 189]. 

Раскрывая психологические  процессы, лежащие в основе порождения речевого высказывания, исследователи  выдвигают на первый план мотивацию, рассматривая ее как импульс для всего речепроизводства. Предмет и цель высказывания определяют его логическую последовательность и синтаксическое оформление. Очень важен механизм регулирования отбора слов, необходимый для построения связного высказывания. Сам же он регулируется определенной системой правил (темой, задачей), т.е. высказывание должно подчиняться общим закономерностям построения речевого текста.

Огромную  роль в развитии диалогической и  монологической речи играет театрализованная деятельность. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, – невозможно.  
С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам» [30, с. 74-75]. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Формирование  исполнительских умений дошкольников – сложный и длительный педагогический процесс, протекающий в различных видах художественно-речевой деятельности (пересказ, заучивание и чтение наизусть, драматизация и др.). Для развития исполнительских умений у детей необходимо создание следующих условий:

1) учет специфики  художественно-речевой деятельности, тесно связанной с эмоциональным восприятием, анализом и оценкой произведения;

2) учет ведущего  динамического стереотипа, определяющего пути развития исполнительских умений детей от подражания взрослому к проявлению самостоятельности и творческой инициативе;

3) овладение  детьми техникой исполнения (дыхание, голос, дикция);

4) воспитание  активности и сознательности  детей, положенных в основу развития исполнительских умений;

5) использование  методических приемов, отвечающих  возрастным особенностям детей.

Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» После чтения сказки  
А. Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?»

Чем полнее и эмоциональнее  воспримут произведение дети, тем  легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической  и синтаксической выразительности. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая его чтение.

Именно поэтому перед  воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в  том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.

Как же должен реагировать воспитатель на эмоциональную активность детей во время чтения произведения или просмотра видеофильма? Разумеется, не следует делать детям замечаний, призывать их сидеть тихо. Это помешает им полноценно переживать события сказки, а педагогу не позволит наблюдать их эмоциональную реакцию, что в свою очередь затруднит ему дальнейшую работу.

Для развития у детей  умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся...»). Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в  детских книгах, а также видеофильмы  по различным произведениям. При  рассматривании с детьми иллюстраций  особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к  тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.

Из многообразия средств  выразительности в детском саду рекомендуется:

- во 2-й младшей группе  формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

- в средней группе  обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

- в старшей группе  совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

- в подготовительной  к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать  детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в записи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Аленки?» и т.д.).

При обучении детей средствам  речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В старших группах  для обучения детей средствам  речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.). Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя — образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить какое-либо задание детям, следует неоднократно поупражняться самому.

Информация о работе Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста