Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:33, лекция

Краткое описание

На границе раннего и дошкольного возраста возникает основное противоречие этого возраста: это противоречие между потребностью в самостоятельной деятельности и невозможностью самостоятельно без помощи взрослого ее выполнить. Основным средством разрешения этого противоречия является игра. По мнению Н.П. Чабыева она – единственный для ребенка способ проникновения в недоступные для его непосредственного участия сферы жизни взрослых и взаимоотношений между ними. Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал Ф.Шиллер, когда писал: «Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова, - и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком».

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 26.57 Кб (Скачать)

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Значение игровой деятельности дошкольника. Функции игры. Условия  возникновения игры. Структура игры .Содержание детской игры и ее развитие

Значение игровой деятельности дошкольника

 

На границе раннего и дошкольного  возраста возникает основное противоречие этого возраста: это противоречие между потребностью в самостоятельной деятельности и невозможностью самостоятельно без помощи взрослого ее выполнить. Основным средством разрешения этого противоречия является игра. По мнению Н.П. Чабыева она – единственный для ребенка способ проникновения в недоступные для его непосредственного участия сферы жизни взрослых и взаимоотношений между ними. Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал Ф.Шиллер, когда писал: «Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова, - и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком».

В игре, по мнению З.Фрейда, воплощается  стремление ребенка стать взрослым. Поэтому игра – это и условие и основной фактор психического развития ребенка. В игре ребенок моделирует формы отношений, существующие в обществе. Именно поэтому игра – это ведущая деятельность ребенка, позволяющая ему «прорабатывать» те стороны взрослой жизни, которые невозможно прожить в его реальной жизни. Сюжетно-ролевая игра отвечает основному мотиву ребенка этого возраста – его стремление войти в мир взрослого человека. Предмет игры – взрослый.

Функции игры

1. Символический характер игры.

Возникновение игры возможно только на базе развитой способности  ребенка к обобщению. В игре ребенка под одним действием подразумевается другое, под одним предметом – другой. В игре ребенок организует свой опыт. Ж. Пиаже говорил, что игра – это мостик между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением.

2. Игра является средством общения  детей. Игра – это средство  обмена информацией.

3. Игра способствует свободному  выражению чувств ребенка, он  проецирует свои чувства на  игрушки. Именно игра помогает  ребенку выражать свои чувства. С помощью игры ребенку становится доступно то, что трудно понять с помощью слов либо выразить словом. В игре ребенок не только учится выражать свои чувства, но и управлять ими. Поэтому игра выполняет не только функцию выражения чувств, но и управления ими.

4. Играя, ребенок учится выполнять  действия взрослых притом, что  от него никто не требует  обязательного получения результата. Основной мотив игры состоит  не в получении результата, а  в самом процессе выполнения  действия. Как отмечал В.В. Давыдов:  «Ребенок скачет на палочке,  т. е. лошади, т. к. ему важно  ехать на ней, а вовсе не  для того, чтобы куда-то доехать». В игре ребенок проходит свою  первую школу социального научения.

 

Условия (предпосылки) возникновения игры.

 

1. Наличие предметных или орудийных  действий. Игра начинается тогда,  когда ребенок может использовать  тот или иной предмет по  назначению.

2. Наличие различных впечатлений.  Чем больше у ребенка жизненных  знаний и впечатлений, тем больше  у него возможностей для их  воссоздания в игре.

3. Умение ребенка подражать действиям  взрослых.

4. Наличие переноса действий с  одного предмета на другой. «Ребенок, открывший для себя возможность  замещения, - пишут Л.Н. Галигузова и Е.О. Смирнова, - легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что ему требуется для сюжета. Один и тот же сюжет может выполнять несколько функций».

5. Роль взрослого. Исследования  показали, что игра детей не  возникает стихийно, она складывается  под руководством взрослого и  в совместной деятельности с ним.

Как и любая деятельность, игровая  деятельность детей дошкольного  возраста имеет свою структуру. Этот вопрос особенно хорошо был освещен в работах Д.Б. Эльконина и А.К. Леонтьева.

 

Структура игры

 

Структурными  компонентами сюжетно-ролевой игры называют роль, сюжет, содержание, правила, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию.

                                       Роль

Роль, которую берет на себя ребенок  в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры. Взять на себя роль ребенок может только благодаря следующим обстоятельствам:

  • ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Основным же источником, откуда дети черпают сюжеты своих игр, является действительность. Знакомство с ней – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры. Ребенок играет в магазин только потому, что лишь эта сторона действительности ему знакома, т. к. единственное место, куда он ходит с мамой, выйдя на улицу – магазин.
  • знакомство с этой действительностью должно проходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность. Эльконин описал экскурсию в зоопарк. Дети не играли в зоопарк, когда вернулись в группу. Тогда была предпринята вторая попытка повести детей в зоопарк, в ходе которой внимание детей было обращено на деятельность человека, на виды работ, которые он осуществляет, будучи работником зоопарка. Только после этого дети стали играть в зоопарк.
  • в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к деятельности взрослого человека. Немецкая исследовательница Е. Платнер обращает внимание на ситуации, когда в условиях детского сада детей знакомят с миром профессий. Происходит это примерно так: в группу приходит женщина с гладильной доской и бельем, которое она должна выгладить. Если она будет недовольно ворчать в процессе выполнения работы, если будет хмурить брови, говорить о том, как тяжело и неинтересно все то, что она делает, то никто из детей никогда не захочет быть «гладильщицей». Совсем по-другому будет выглядеть ситуация, если пришедшая в группу «гладильщица» будет в хорошем настроении.

                           Игровые действия

Игровые действия – это язык игры. Взятые на себя роли взрослых и отношения между ними дети реализуют посредством игровых действий. Роль не может быть осуществлена без соответствующих действий. Ребенок именно потому кассир (буфетчик), подчеркивает Д.Б. Эльконин, что он продает билеты, торгует печеньем и т. д. Роль и связанные с ней действия определяют все остальные стороны сюжетно-ролевой игры: бумажки становятся деньгами и билетами и т. д.

Взяв  на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом  виде.

Диапазон  игровых действий с возрастом  меняется. Если в младшем дошкольном возрасте для того, чтобы сделать укол ребенку, нужна ватка и шприц; в среднем дошкольном возрасте – бумага и спичка, то в старшем дошкольном возрасте достаточно слова («чик» и все).

                Игровые и реальные отношения

В процессе игры выделены две формы  отношений между детьми.

Игровые отношения определяются ролями, потому что для детей главное – выполнение взятой на себя роли.

Особое  место в структуре сюжетно-ролевой  игры занимают реальные отношения. Их место при переходе ребенка от младшего к старшему дошкольному возрасту меняется. Если в младшем дошкольном возрасте они постоянно вторгаются в ход игры, то в старшем дошкольном возрасте такое вмешательство невозможно – отношения игровые полностью подчиняют себе реальные отношения детей.

Вместе  с тем, затевая игру и распределяя  роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как персонажи, а как товарищи, обращает внимание Д.Б. Эльконин. Он отмечал, что не теряют реального плана отношений друг с другом. Ребенок то и дело выходит из своей роли и становится на несколько секунд самим собой.

Например, «продавец» может вдруг  изменить подчеркнуто любезный тон  в обращении с покупателями и  упрашивать детей: «Не забирайте у меня все, а то в магазине ничего не останется».

Ролевые итоги помогают освоить детям  те образцы поведения, которые в  реальной жизни им еще не доступны.

                      Предметы-заместители

В игре дети используют не только игрушки  и предметы, которые являются уменьшенными копиями взрослого мира (ложка, лопатка и т. д.), но и предметами-заместителями. Это полифункциональные предметы. Дети в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено      никакого действия. Однако процесс замещения подчинен правилу: замещать можно только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

                                   Правила

Д.Б. Эльконин говорил, что игра не является миром абсолютной свободы и произвольности. В ней действуют законы и правила. Они сходны с законами и правилами, которые есть в действительности. Всякая ролевая игра – это игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок.

Эксперименты  показали, что подчинение детей правилу  и отказ от мимолетных желаний  постоянно сопутствует ролевой  игре. Так, в одном эксперименте (игра в «дочки-матери»), описанном Д.Б. Элькониным, дети отводят своих «детей» в д/с и должны там расстаться с привлекательной игрушкой, передав ее другим детям. Здесь налицо конфликт между правилом поведения «матери» и непосредственным желанием ребенка подержать как можно дольше в руках понравившуюся куклу.

С возрастом, отмечает Д.Б. Эльконин, устойчивость в подчинении правилу неизменно повышается.

                    Воображаемая ситуация 

В переносе значения с одного предмета на другой состоит суть воображаемой ситуации. Суть воображаемой ситуации подробно исследовал А.К. Леонтьев. Он пытается доказать реальность игровых действий. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для ребенка мир взрослых людей, систему отношений, существующих в этом мире.

                                      Сюжет

Под сюжетом Д.Б. Эльконин понимает ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх. Сюжеты достаточно многообразны.

Существуют  несколько классификаций игр  по сюжетам. Одна из них такова:

  • игры с сюжетами на бытовые темы;
  • игры с производственными сюжетами;
  • игры с общественно-политическими сюжетами.

К первой группе относятся игры в семью, в парикмахерскую и т. д.

Вторую  группу представляют игры строительные, с/х и т. п.

Третью  группу составляют игры в войну.

Однако  время вносит свои коррективы в сюжеты игр. Дети сейчас не играют в с/х игры и челюскинцев, о которых писали Эльконин и Давыдов. Современные дети чаще сегодня играют в парламент и черепашек-ниндзя.

Развитие  сюжетов идет от бытовых игр к  играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Такую последовательность Эльконин связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта. Развитие сюжетов идет по линии охвата все новых сторон действительности и по линии разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

У младших дошкольников игры с бытовыми сюжетами очень однообразны (в основном это игры в семью). У старших дошкольников они становятся более разнообразными (игры в буфет, д/с, больницу и т. д.) На разнообразие сюжетов игр большое влияние оказывает воспитательная работа с детьми. Таким образом, для возникновения и развития игры необходимы 3 условия:

  • наличие разнообразных впечатлений;
  • наличие различных игрушек;
  • частое общение ребенка со взрослым.

Еще одна линия развития сюжетов игр касается их устойчивости на один и тот же сюжет.

Младшие дошкольники быстро и легко  переходят от одного сюжета к другому. У средних и старших дошкольников один и тот же сюжет разыгрывается более продолжительное время.

По данным А.П. Усовой у 3-4-летних детей  продолжительность игры составляет 10-15 минут; у 4-5-летних – 40-50 минут, а  у старших дошкольников наблюдаются игры, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней.

Содержание игры и ее развитие

 

     Указание на сюжет, отмечает  Д.Б.Эльконин, еще не может характеризовать игру полностью, т.к. некоторые сюжеты могут встречаться и у младших и у старших детей.

Содержание  игры - это то, что выделено ребенком в качестве основного момента  деятельности взрослых, отражаемой в  игре. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественными отношениями между людьми.

Основным содержанием игр младших  дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками, в которых воспроизводятся действия взрослых людей с предметами. Дети “трут морковку”, “режут хлеб”, “моют посуду”. При этом “морковка”, которую ребёнок “потёр” куклам не даётся. Посуда моется, когда она ещё не грязная. Ребенок “режет хлеб” не для того, чтобы дать его куклам. Действия на данном этапе максимально развёрнуты, они никогда не бывают сокращенными и не заменяются словесными обозначениями.

Старшие дети производят внешне те же действия. Но для них на первый план выступает использование результата произведенных действий для другого участника игры. Если «каша» накладывается в тарелки или натирается «морковка», то все дается куклам. Действия на данной стадии развития игры более или менее коротки. Одно действие, закончившись, сменяется другим. Основным в содержании игры с этого момента становятся отношения между людьми, роли, которые взяли на себя дети.

Информация о работе Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте