Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:33, лекция
На границе раннего и дошкольного возраста возникает основное противоречие этого возраста: это противоречие между потребностью в самостоятельной деятельности и невозможностью самостоятельно без помощи взрослого ее выполнить. Основным средством разрешения этого противоречия является игра. По мнению Н.П. Чабыева она – единственный для ребенка способ проникновения в недоступные для его непосредственного участия сферы жизни взрослых и взаимоотношений между ними. Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал Ф.Шиллер, когда писал: «Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова, - и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком».
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Значение игровой деятельности дошкольника. Функции игры. Условия возникновения игры. Структура игры .Содержание детской игры и ее развитие
На границе раннего и
В игре, по мнению З.Фрейда, воплощается стремление ребенка стать взрослым. Поэтому игра – это и условие и основной фактор психического развития ребенка. В игре ребенок моделирует формы отношений, существующие в обществе. Именно поэтому игра – это ведущая деятельность ребенка, позволяющая ему «прорабатывать» те стороны взрослой жизни, которые невозможно прожить в его реальной жизни. Сюжетно-ролевая игра отвечает основному мотиву ребенка этого возраста – его стремление войти в мир взрослого человека. Предмет игры – взрослый.
Функции игры
1. Символический характер игры.
Возникновение игры возможно только на базе развитой способности ребенка к обобщению. В игре ребенка под одним действием подразумевается другое, под одним предметом – другой. В игре ребенок организует свой опыт. Ж. Пиаже говорил, что игра – это мостик между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением.
2. Игра является средством
3. Игра способствует свободному выражению чувств ребенка, он проецирует свои чувства на игрушки. Именно игра помогает ребенку выражать свои чувства. С помощью игры ребенку становится доступно то, что трудно понять с помощью слов либо выразить словом. В игре ребенок не только учится выражать свои чувства, но и управлять ими. Поэтому игра выполняет не только функцию выражения чувств, но и управления ими.
4.
Играя, ребенок учится
Условия (предпосылки) возникновения игры.
1. Наличие предметных или
2.
Наличие различных впечатлений.
3.
Умение ребенка подражать
4.
Наличие переноса действий с
одного предмета на другой. «Ребенок,
открывший для себя
5. Роль взрослого. Исследования показали, что игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним.
Как и любая деятельность, игровая деятельность детей дошкольного возраста имеет свою структуру. Этот вопрос особенно хорошо был освещен в работах Д.Б. Эльконина и А.К. Леонтьева.
Структура игры
Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры называют роль, сюжет, содержание, правила, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию.
Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры. Взять на себя роль ребенок может только благодаря следующим обстоятельствам:
Игровые действия
Игровые действия – это язык игры. Взятые на себя роли взрослых и отношения между ними дети реализуют посредством игровых действий. Роль не может быть осуществлена без соответствующих действий. Ребенок именно потому кассир (буфетчик), подчеркивает Д.Б. Эльконин, что он продает билеты, торгует печеньем и т. д. Роль и связанные с ней действия определяют все остальные стороны сюжетно-ролевой игры: бумажки становятся деньгами и билетами и т. д.
Взяв
на себя функцию взрослого человека,
ребенок воспроизводит его
Диапазон игровых действий с возрастом меняется. Если в младшем дошкольном возрасте для того, чтобы сделать укол ребенку, нужна ватка и шприц; в среднем дошкольном возрасте – бумага и спичка, то в старшем дошкольном возрасте достаточно слова («чик» и все).
Игровые и реальные отношения
В процессе игры выделены две формы отношений между детьми.
Игровые отношения определяются ролями, потому что для детей главное – выполнение взятой на себя роли.
Особое
место в структуре сюжетно-
Вместе с тем, затевая игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как персонажи, а как товарищи, обращает внимание Д.Б. Эльконин. Он отмечал, что не теряют реального плана отношений друг с другом. Ребенок то и дело выходит из своей роли и становится на несколько секунд самим собой.
Например, «продавец» может вдруг изменить подчеркнуто любезный тон в обращении с покупателями и упрашивать детей: «Не забирайте у меня все, а то в магазине ничего не останется».
Ролевые итоги помогают освоить детям те образцы поведения, которые в реальной жизни им еще не доступны.
Предметы-заместители
В игре дети используют не только игрушки и предметы, которые являются уменьшенными копиями взрослого мира (ложка, лопатка и т. д.), но и предметами-заместителями. Это полифункциональные предметы. Дети в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Однако процесс замещения подчинен правилу: замещать можно только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
Д.Б. Эльконин говорил, что игра не является миром абсолютной свободы и произвольности. В ней действуют законы и правила. Они сходны с законами и правилами, которые есть в действительности. Всякая ролевая игра – это игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок.
Эксперименты показали, что подчинение детей правилу и отказ от мимолетных желаний постоянно сопутствует ролевой игре. Так, в одном эксперименте (игра в «дочки-матери»), описанном Д.Б. Элькониным, дети отводят своих «детей» в д/с и должны там расстаться с привлекательной игрушкой, передав ее другим детям. Здесь налицо конфликт между правилом поведения «матери» и непосредственным желанием ребенка подержать как можно дольше в руках понравившуюся куклу.
С возрастом, отмечает Д.Б. Эльконин, устойчивость в подчинении правилу неизменно повышается.
Воображаемая ситуация
В переносе значения с одного предмета на другой состоит суть воображаемой ситуации. Суть воображаемой ситуации подробно исследовал А.К. Леонтьев. Он пытается доказать реальность игровых действий. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для ребенка мир взрослых людей, систему отношений, существующих в этом мире.
Под сюжетом Д.Б. Эльконин понимает ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх. Сюжеты достаточно многообразны.
Существуют несколько классификаций игр по сюжетам. Одна из них такова:
К первой группе относятся игры в семью, в парикмахерскую и т. д.
Вторую группу представляют игры строительные, с/х и т. п.
Третью группу составляют игры в войну.
Однако время вносит свои коррективы в сюжеты игр. Дети сейчас не играют в с/х игры и челюскинцев, о которых писали Эльконин и Давыдов. Современные дети чаще сегодня играют в парламент и черепашек-ниндзя.
Развитие
сюжетов идет от бытовых игр к
играм с производственными
У младших дошкольников игры с бытовыми сюжетами очень однообразны (в основном это игры в семью). У старших дошкольников они становятся более разнообразными (игры в буфет, д/с, больницу и т. д.) На разнообразие сюжетов игр большое влияние оказывает воспитательная работа с детьми. Таким образом, для возникновения и развития игры необходимы 3 условия:
Еще одна линия развития сюжетов игр касается их устойчивости на один и тот же сюжет.
Младшие дошкольники быстро и легко
переходят от одного сюжета к другому.
У средних и старших
По данным А.П. Усовой у 3-4-летних детей продолжительность игры составляет 10-15 минут; у 4-5-летних – 40-50 минут, а у старших дошкольников наблюдаются игры, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней.
Содержание игры и ее развитие
Указание на сюжет, отмечает Д.Б.Эльконин, еще не может характеризовать игру полностью, т.к. некоторые сюжеты могут встречаться и у младших и у старших детей.
Содержание игры - это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественными отношениями между людьми.
Основным содержанием игр
Старшие дети производят внешне те же действия. Но для них на первый план выступает использование результата произведенных действий для другого участника игры. Если «каша» накладывается в тарелки или натирается «морковка», то все дается куклам. Действия на данной стадии развития игры более или менее коротки. Одно действие, закончившись, сменяется другим. Основным в содержании игры с этого момента становятся отношения между людьми, роли, которые взяли на себя дети.
Информация о работе Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте