Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:33, лекция

Краткое описание

На границе раннего и дошкольного возраста возникает основное противоречие этого возраста: это противоречие между потребностью в самостоятельной деятельности и невозможностью самостоятельно без помощи взрослого ее выполнить. Основным средством разрешения этого противоречия является игра. По мнению Н.П. Чабыева она – единственный для ребенка способ проникновения в недоступные для его непосредственного участия сферы жизни взрослых и взаимоотношений между ними. Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал Ф.Шиллер, когда писал: «Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова, - и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком».

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 26.57 Кб (Скачать)

Действия  при этом чрезвычайно сокращаются  и обобщаются. Чем старше дети, тем более сокращенный и обобщенный характер носят действия.

Д.Б.Эльконин писал, что изменение содержания игр может быть выявлено не только по характеру действий, но и по тому, как начинается игра и что является основной причиной конфликтов, возникающих между детьми.

У младших  детей роль подсказывается самим  предметом, попавшим в руки. Если у ребенка оказывается в руках трубка, то он – “доктор”. Основные конфликты между детьми возникают из-за обладания предметом, с которым можно производить действие. Поэтому часто обед готовят несколько «матерей», на машине «едут» несколько шоферов и т.д. Этим объясняется и частая смена ролей.

У детей среднего дошкольного возраста роль формируется до начала игры. И здесь главные ссоры возникают из-за ролей, кто кем будет. Основное содержание действия может переносится на отношения к другому человеку(шофера к пассажирам, матери к дочке и т.д.).

У старших дошкольников главным содержанием игры становится подчинение правилам, вытекающим из роли. Дети очень придирчиво относятся к выполнению своими товарищами по игре. И здесь в основном спорят вокруг того, “бывает так или не бывает”.

Замечено, что, и коллектив играющих детей претерпевает некоторые изменения.

     В младшем дошкольном  возрасте, даже участвуя в совместной  игре, дети мало обращают внимание на действия друг друга. Они играют “рядом”, но не “сообща”.

     У старших дошкольников  игра происходит “вместе”, а  не “рядом”. С возрастом растет состав и длительность игры. (А.П.Усова). 3-х летние дети объединяются в группы по 2-3 человека. Продолжительность такого объединения 3-5 мин. В 4-5 лет группы охватывают от 2 до 5 детей. Продолжительность игры иногда доходит до 40-50 мин., хотя в основном 15 мин.

У старших дошкольников наблюдается  предварительное коллективное планирование игры, распределение ролей и коллективный подбор игрушек. В ходе игры дети контролируют действия друг друга.

На границе раннего и дошкольного  возраста возникают первые виды детских игр. Это режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Обязательным условием такой игры является яркое, интенсивное переживание. Жан Пиаже описывает такие образно-ролевые игры. Его дочь, наблюдавшая во время каникул старую деревенскую колокольню, слышавшая колокольный звон, остается долгое время под впечатлением увиденного. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. “Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю”. – “Не говори со мной – отвечает девочка.  Я - церковь”.

В другой раз дочь Ж.Пиаже, зайдя на кухню, была потрясена видом ощипанной утки, оставленной на столе. Вечером девочку находят лежащей на диване. Она не двигается, молчит, не отвечает на вопросы, затем раздается её приглушенный голос: “Я - мертвая утка”.

Режиссерские и образно - ролевая  игра становятся источником сюжетно  -ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Однако старые виды игр не исчезают, а продолжают совершенствоваться.

В играх с правилами роль отходит  на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры: обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный им командный выигрыш. Это - большинство подвижных, спортивных и подвижных игр.


Информация о работе Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте