Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
Объект исследования: связная речь детей 4-5 лет.
Предмет исследования: процесс развития связной речи посредством сказки.
Гипотеза исследования: Предполагается, что сказка эффективно влияет на развитие связной речи.

Оглавление

Введение.
Теоретические основы изучения влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
1.1. Связная речь в работах отечественных педагогов и психологов.
1.2. Значение сказки в жизни дошкольников.
1.3. Сказка как средство развития связной речи детей средней группы.
Развитию связной речи детей 4-5 лет посредством сказок.
2.1. Диагностика уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Работа по развитию связной речи детей посредством сказок.
2.3. Динамика развития уровня связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая).doc

— 430.50 Кб (Скачать)

   Министерство  образования и науки РФ

   ГОУВПО «Марийский государственный университет»

   Кафедра дошкольной и социальной педагогики 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

 на  тему: «Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнила:

   Студентка ФПП о/о ДП-33

   А.Ю. Криницына

   Проверила:

   Старший преподаватель

   ___________________Е.В. Алексеева  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Йошкар-Ола, 2011

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………..3

  1. Теоретические основы изучения влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет……………………………………………………………………5
  2. 1.1. Связная речь в работах отечественных педагогов и психологов…….5
  3. 1.2. Значение  сказки в жизни дошкольников……………………………..13
  4. 1.3. Сказка  как средство развития связной  речи детей средней группы...17
  5. Развитию связной речи детей 4-5 лет посредством сказок………………..22
  6. 2.1. Диагностика  уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………..22
  7. 2.2. Работа  по развитию связной речи детей  посредством сказок………29
  8. 2.3. Динамика развития уровня связной речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованных источников…………………………………….….36

Приложения…………………………………………………………………...38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Формирование  связной речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольников, т.к. она играет большую роль в формировании личности. В связной речи реализуется основная функция языка – коммуникативная. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, сказки.

    Дети  берут из сказок много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

    Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация.

    Сказки  не в полной мере используются для  развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

    С развитием современного телевидения читать детям практически перестали. Ребенку интереснее смотреть, чем читать самому, но восприятие сказки является для ребенка важным видом деятельности. Сказки могут влиять на развитие связной речи.

    Восприятие сказки для ребенка - особый вид деятельности. Сказка может влиять на развитие связной речи дошкольников.

    Цель исследования - изучение влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.

    Объект исследования: связная речь детей 4-5 лет.

    Предмет исследования: процесс развития связной речи посредством сказки.

    Гипотеза исследования: Предполагается, что сказка эффективно влияет на развитие связной речи.

    Задачи исследования:

    - провести анализ психолого-педагогической  литературы по данной теме

    - выявить уровень связной речи  детей 4-5 лет на начальном этапе

    - разработать и апробировать систему занятий направленных на развитие связной речи и выявить ее эффективность.

    Для решения задач работы использовались педагогические методы исследования:

    Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования

    Практические: 

  • Методика по изучению словаря детей (Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А.)
  • Методика по изучению связности речи (Ушакова О.С., Струнина Е.М.)
  • Методика по изучению употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа (Ушакова О.С., Струнина Е.М.)

    Практическая  значимость работы заключается в том, что нами разработан цикл занятий по сказкам для детей 4-5 лет, который может быть использован воспитателями и родителями.

    Опытно-экспериментальная  база исследования: МДОУ №38 «Рябинушка» города Йошкар-Олы, средняя группа «Малинка», возраст детей 4-5 лет.

    Структура работы: работа состоит из введения, одной теоретической и одной экспериментальных глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.  
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы изучения влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет
  2. 1.1. Связная речь в работах отечественных педагогов и психологов
 

      Проблемами  развития речи детей дошкольного  возраста занимались такие ученые как  Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

      Речь, является непременным условием и  необходимым компонентом осуществления  любой деятельности. Речь является также важнейшим средством овладения  знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Ребенок постепенно овладевает речью развиваясь по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

      Речь  не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

      С.Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания». [16]

      По  определению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. [16]

      Ф.А.Сохин  полагает, что: «В формировании связной  речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного  развития детей, развитие их мышления, восприятия и наблюдательности». [14]

      Характеристика  связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое

      По  мнению А.В. Текучева, под связной  речью в широком смысле слова  следует понимать любую единицу  речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. [3]

      Под связной речью понимают смысловое  развернутое высказывание (ряд логически  сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». [15] Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

      Связная речь – это такая речь, которая  отражает все существенные стороны  своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли  говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

      В методике термин «связная речь» употребляется  в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат  этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. [1]

      Связная речь — смысловое развернутое  высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей — одна из главных задач детского сада. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. [4]

 Выделяются три основные функции речи.

  1. Речь наиболее совершенное – емкое, точное и быстродействующее – средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция (коммуникативная).
  2. Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи.
  3. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи.

      В первом случае речь выступает как  устная речь: монологи, диалоги, беседа нескольких лиц; во втором речь протекает  во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве с наглядно-образными  и моторно-действенными компонентами, в третьем – письменная речь, овеществленная в графических символах и знаках. [11]

      Коммуникативная функция осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. [1]

      Диалог  — беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно — спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию. Монолог — связная речь одного лица. Цель монолога — сообщение о каких-то фактах.

      Диалог  по стилю в основном разговорная  речь. Разговорная речь «состоит из взаимных реакций двух общающихся между  собой индивидов, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог — это в сущности цепь реплик».

      Монолог, как правило, речь книжного стиля. [10]

      Диалогическая речь представляет собой особенно яркое  проявление коммуникативной функции  языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. [1]

Информация о работе Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет