Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
Объект исследования: связная речь детей 4-5 лет.
Предмет исследования: процесс развития связной речи посредством сказки.
Гипотеза исследования: Предполагается, что сказка эффективно влияет на развитие связной речи.

Оглавление

Введение.
Теоретические основы изучения влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
1.1. Связная речь в работах отечественных педагогов и психологов.
1.2. Значение сказки в жизни дошкольников.
1.3. Сказка как средство развития связной речи детей средней группы.
Развитию связной речи детей 4-5 лет посредством сказок.
2.1. Диагностика уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Работа по развитию связной речи детей посредством сказок.
2.3. Динамика развития уровня связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая).doc

— 430.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Таблица 6 – Связность речи

Имя ребенка Словарный состав речи Виды  предложений
Существительные Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия простые Сложносоч. Сложноподч. Уровень
собст. нариц.          
Ангелина  Х.   + + + + + + + +  
Аня Ч.   + + +       + +  
Данил Ш.   + +   +     +   +
Катя  К.   + + + +       +  
Катя  С. + + + +   +   +   +
Лиза  К.   + + +   + + + +  
Максим  К. + + + +   +   +    
Олег  Ш.   + + +   + + +    
Рома  С.     + + +     +   +
Саша  Т. + + + +   +   + +  
Семен С.   + +   +   + +    
Соня  П.   + + +   +   +    
 

Таблица 7 - Употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа

Имя ребенка Употребление  имен сущ. в род. падеже ед. числа Употребление  имен сущ. в род. падеже мн. числа
1 Ангелина Х.
2 Аня Ч.
3 Данил Ш.
4 Катя К.
5 Катя С.
6 Лиза К.
7 Максим К.
8 Олег Ш.
9 Рома С.
10 Саша Т.
11 Семен С.
12 Соня П.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2

     Сказка  «Гуси-лебеди»

     Занятие 1 «Знакомство со сказкой»

      Задачи:

  1. формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого;
  2. развивать у детей слуховое внимание, умение отгадывать загадки, осмыслять события сказки.
  3. воспитывать в детях умение сопереживать героям.

Материалы и  оборудование: книга.

Методы и приемы: чтение сказки, игра, вопросы, загадки.

    Ход занятия:

    В.: Сегодня я прочитаю вам русскую народную сказку «Гуси-лебеди».

    Воспитатель читает сказку.

    В.: Сейчас я буду задавать вам вопросы по сказке, а вы должны мне ответить.

    1. Куда уехали отец с матерью?

    2. Что перед отъездом велели  Маше родители?

    3. Послушалась Маша родителей?

    4. Что сделала Маша после отъезда  отца с матерью?

    5. Кто унес братца Ванюшку?

    6. Кто унес братца Ванюшку?

7. Что сделала Маша, когда увидела, что братец исчез?

8.Кого увидела Маша в поле?

9. Что спросила Маша у печки?

10. О чем попросила Машу печка?

11. Помогла ли Маша печке?

12. А как печка помогла Маше?

13. Кого еще встретила в поле Маша?

14. О чем яблоня попросила Машу?

15. У кого еще спрашивала Маша, куда гуси-лебеди полетели?

16. Чем Маша помогла речке?

17. Кто в дремучем лесу привел Машу к Ванюшке?

18. Где сидел Ванюшка?

19. Что сделала Маша, когда увидела братца?

20. Кого послала Баба-яга в погоню за Машей и Ванюшкой?

21. Кто прятал Машу с Ванюшкой от гусей-лебедей? Назови их по порядку.

22. Успели ли Маша с Ванюшкой вернуться домой до приезда родителей?

23. Когда Маша поступила плохо, а когда хорошо?

24. Как ты думаешь, если бы Маша не стала помогать печке, яблоне и речке, показали бы они ей, куда гуси-лебеди полетели?

25. А ты помогаешь другим? Вспомни, кому ты помог. Расскажи об этом.

Подвижная игра «Баба-Яга»

На полу обозначается линией место избушки на курьих ножках. Выбирается ребенок на роль Бабы-яги при помощи считалки-дразнилки

Баба-яга, Костяная нога,

С печки  упала, Ногу сломала.

«Баба-яга» садится на корточки в «избушку»  и изображает, что спит, а все  остальные дети в это время еще раз хором произносят дразнилку про нее. Когда прозвучит последнее слово, «Баба-яга» просыпается и бежит догонять детей. Пойманный ребенок становится ее помощником и уходит вместе с ней в избушку, где они находятся, пока дети вновь произносят дразнилку. После этого «Баба-яга» и ее помощник — первый гусь из стаи гусей-лебедей — выбегают из избушки и ловят детей.

    Пойманных игроков приводят в избушку на курьих ножках, и они пополняют стаю гусей-лебедей. Когда «гуси-лебеди» и «Баба-яга» переловят всех детей, игра заканчивается.

    В.: Молодцы, ребята! А сейчас попробуйте отгадать мои сложные загадки.

       Длинные шеи, красные лапки,

       Щиплют  за пятки — беги без оглядки.

       (Гуси)

         Круглое румяное

         С дерева достану я.

       (Яблоко  с яблони)

         Течет, течет — не вытечет,

       Бежит, бежит — не выбежит.

       (Река)

       Бабушка седа-бела,

Зимой каждому мила. 
Из трубы летят колечки —

       Это дым из нашей... (печки). 

    В.: А кто из этих героев Маше помогал? Кто первый? Кто последний?

    Ответы  Детей.

    В.: Молодцы, ребята! В следующий раз  я приготовлю для вас задания  посложнее. Ну а на сегодня занятие  закончено. 
 

    Занятие 2 «Задания по сказке»

    Задачи:

  1. формировать у детей фонематический слух, готовить их к звуко-слоговому анализу слов (учить определять первый согласный звук в слове, количество слогов в словах);
  2. развивать слуховое и зрительное внимание детей, умение вслушиваться в речь взрослого; развивать связную речь детей; формировать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе);
  3. воспитывать доброжелательность.

    Материалы и оборудование: мольберт (доска); листы с индивидуальным графическим заданием « Чье угощенье?» по количеству детей и цветные карандаши.

    Методы  и приемы: рассказ, игра, задание  «Чье угощение».

    Ход занятия:

    В.: Ребята, сегодня, когда вы спали, приходила  Машенька. Из какой она сказки?

    Д.: Гуси-лебеди.

    В.: Да. Машенька сказала, что приготовила для вас очень сложные задания  и что только самые внимательные дети справятся с ними. Хотите узнать, что за задания?

      Д.: Да.

    В.: Слушайте меня внимательно. Я буду рассказывать вам сказку «Гуси-лебеди». Если я  ошибусь, вы должны покачать головой  и сказать «нет-нет-нет», а если я скажу все правильно, вы должны покивать и сказать «да-да-да».

    Отец  с матерью уехали в город, а  Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да.)

    Налетели  гуси-лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет.)

    Маша  печке помогла — дровец в нее  подбросила. (Да, да, да.) Маша яблоньке помогла — яблочки на нее повесила. (Нет, нет, нет.) Маша кисельной речке — молочные берега помогла: камень сдвинула. (Да, да, да.)

    Ежик  привел Машу в дремучий лес к избушке  на курьих ножках. (Да, да, да.)

    Схватила  Маша Ванюшку и скорей побежала домой. (Да, да, да.) Видит Маша в поле печка  течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет.) Маше с Ванюшкой помогли  спрятаться от гусей-лебедей: печка, яблоня, речка и Баба-яга. (Нет, нет, нет.)

    Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом села. (Да, да, да.)

         В.: Молодцы, ребята, справились с  заданием. А теперь мы с вами поиграем в игру «Волшебные хлопки». Если я скажу вам слово из трех слогов, вы должны хлопнуть в ладоши три раза, а если два слога, то хлопнуть в ладоши два раза.

    Слова: Ванюшка, яблоня, Маша, печка, речка.

    В.: Ой какие вы все молодцы! Почти  не ошибались. И сейчас самое сложное  задание.

    Воспитатель выдает детям листы с индивидуальным графическим заданием « Чье угощенье?» и цветные карандаши.

    В.: На картинках нарисовано то, чем  хотят угостить печка, яблоня и речка  Машу. Что это?

    Д.: пирожок, яблоко и кружка с киселем.

    В.: кто хочет напоить Машу с Ванюшкой киселем, кто — накормить яблочками, а кто пирожком?

    Ответы  детей.

    В.: Посмотрите, что изображено под картинками? Какие это буквы? Как вы думаете, что они значат? Давайте мы с  вами обведем эти буквы.

    Дети  выполняют задание. Воспитатель хвалит детей и заканчивает занятие 

    Сказка  «Пузырь, соломинка и лапоть»

    Занятие 1 «Знакомство со сказкой»

    Задачи:

  1. формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, уметь отвечать на вопросы полным ответом, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего;
  2. расширять словарный запас детей; развивать у детей зрительное и слуховое внимание, умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки.
  3. воспитывать любовь к народному творчеству.

Информация о работе Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет