Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
Объект исследования: связная речь детей 4-5 лет.
Предмет исследования: процесс развития связной речи посредством сказки.
Гипотеза исследования: Предполагается, что сказка эффективно влияет на развитие связной речи.

Оглавление

Введение.
Теоретические основы изучения влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
1.1. Связная речь в работах отечественных педагогов и психологов.
1.2. Значение сказки в жизни дошкольников.
1.3. Сказка как средство развития связной речи детей средней группы.
Развитию связной речи детей 4-5 лет посредством сказок.
2.1. Диагностика уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Работа по развитию связной речи детей посредством сказок.
2.3. Динамика развития уровня связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая).doc

— 430.50 Кб (Скачать)

    Обработка данных. Подсчитывают правильность названия детьми предметов, их частей и свойств.

    Выводы  об уровне развития:

    3 балла - высокий уровень.

    2 балла - средний уровень.

    1 балл - низкий уровень.

      Результаты  изучения словаря детей на данном этапе показали, что правильно называют предметы все дети. Самым сложным для них было назвать части предметов. С этим заданием справились 25% детей. Свойства предметов дети знают лучше. С этим заданием справились восемь из 12 детей (66,67%). В итоге у двух детей (Олега и Ромы) мы выявили высокий уровень (16,65%). Они единственные полно описали предметы, назвали качества и свойства отдельных частей. Например, Рома отметил, что лопатка состоит из двух фигур: прямоугольника и квадрата, а Олег отметил, что ложка состоит из прямоугольника и овала. Средний уровень у семи детей (58,35%). Дети смогли назвать основные свойства предметов (цвет и размер). Почти все дети сказали какие предметы на ощупь (жесткие, мягкие и т.д.). Ангелина Х. даже сказала, что лопатка пластмассовая.  У трёх детей мы выявили низкий уровень (25%). Лиза и Семен назвали лишь цвета предметов. А Саша справился с заданием лишь с наводящими вопросами.

    Результаты  исследования представлены в таблице 1 и рисунке 1.

    

    Рисунок 1 – словарь детей 

    Методика  №2. Изучение связности речи. Словарного состава речи. Виды предложений. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

    Задачи:

   1) Изучить связность речи у детей среднего дошкольного возраста.

   2) Изучить словарный состав речи.

   3) Виды предложений, используемых при рассказывании.

    Подготовка исследования. За день до проведения исследования детям прочитать сказку «Репка» без показа иллюстраций.

    Проведение  исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенка просят рассказать сказку «Репка».

    Выводы  об уровне развития:

    3 балла - высокий уровень.

    2 балла - средний уровень.

    1 балл - низкий уровень.

      Результаты изучения связности речи на данном этапе показали, что развитие связной речи в основном среднего и низкого уровня. У детей возникли трудности в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В итоге у двух детей мы выявили высокий уровень (16,66%). Катя С. пересказала сказку наизусть, она ни разу не запнулась, использовала в своей речи простые и сложноподчиненные предложения, все предложения были связанны между собой. Ангелина использовала в своей речи простые и сложносочиненные предложения, но иногда задумывалась над следующим предложением. Средний уровень у пяти детей (41,67%). Катя, Максим и Олег хорошо рассказывали сказку, но иногда приходилось подсказывать им как начать предложение. Лиза и Саша плохо помнили саму сказку, но после подсказок они могли продолжить предложение до конца. У пяти детей - низкий уровень (41,67%). Аня, Данил, Рома, Семен и Соня плохо помнили сказку. В основном говорили отдельные слова и фразы. Без подсказки не могли ничего сказать.

    Результаты  исследования представлены в таблице 2 и рисунке 2 

Рисунок 2 – Уровень связности речи 

      Методика  №3. Изучение употребления имен существительных  в родительном падеже единственного  и множественного числа. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

    Цель: Изучить употребление имен существительных  в родительном падеже единственного  и множественного числа.

    Подготовка  исследования. Подобрать картинки: кошка, котенок, котята; коза, козленок, козлята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята.

    Проведение  исследования. Исследование проводится индивидуально. «Сейчас я расскажу 1 историю, которая произошла летом. Был солнечный день, и на лужок (показывается на стол) прибежала (показывается картинка, на которой изображена кошка)... (ответ ребенка). Ей очень понравилось гулять по лугу, и кошка позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш, а детеныши?» Если ребенок не может ответить, то показываются картинки. На столе уже три картинки: кошка, котенок, котята.

    «Вышла  погулять мама...(показ картинки, на которой изображена коза, ребенок должен назвать животное). Мама-коза позвала своего сыночка. Кто сынок у козы? (Козленок.) А много детенышей? (Козлята.) Вышла погулять и (показ картинки, после чего ребенок называет слово) курица со своим детенышем. Мама-курица, а детеныш, кто? (Цыпленок.) А много? (Цыплята.)»

     После показа картинка остается на столе. «Прибежала и собака, а с ней ее сынок. Кто  сынок у собаки? Правильно щенок, а много детенышей? (Щенята.) Все  детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (Котенка.) Убежали котята, кого не стало? (Не стало котят.) И козленок убежал. Кого не стало? (Козленка, козлят.) И цыпленок за ними. Кого не стало? (Цыпленка, цыплят) И щенок убежал. Кого не стало? (Щенка, щенят.) Вот какая история случилась летом.

    Выводы  об уровне развития:

    3 балла - высокий уровень 

    2 балла - средний уровень 

    1 балл - низкий уровень.

      Результаты изучения употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа показало, что дети, как правило, называют животное, изображенное на картинке. Но образовать названия детеныша (детенышей) этого животного самостоятельно для многих детей трудно. Наибольшую трудность представляют для детей задания, когда нужно образовывать названия детенышей животного от другого корня, например: курица - цыпленок.

      Катя  К. и Катя С. правильно употребили названия животных в единственном и  множественном числе, ни разу не ошибившись. Саша Т. сказал не «щенки», а «щеноки». Олег употребил слово «козленки». Данил не смог назвать детенышей козы и даже после подсказки не смог правильно употребить слова. Максим с трудом назвал собаку, а ее детеныша назвал «щененок». Всех детенышей он образовывал при помощи суффикса «енк»: котенки, козленки, цыпленки. А детеныша козы он назвал осленком.

      Таким образом, употребление имен существительных  в родительном падеже единственного  и множественного числа у детей, в основном, на низком (25%) и среднем уровне (58,33%).  Высокий уровень у 2 детей (16,67%).

    Результаты  исследования представлены в таблице 3 и рисунке 3.

Рисунок 3 - Употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа 

      Вывод по констатирующему эксперименту

      Проведя исследование, мы пришли к выводу, что  проблема развития речи - одна из главных.

      Важнейшими  задачами речевого развития детей среднего дошкольного возраста являются: формирование словарного запаса, грамматического  и синтаксического строя речи.

      Проведенное нами исследование показало, что словарь  многих детей беден, ограниченное использование  частей речи. В рассказах детей  преобладают простые предложения. Отмечается у детей не умение грамматически правильно оформить предложения, высказывания. Что говорит о том, что необходимо провести специальную работу для развития связной речи. Мы провели работу с использованием сказок. 

    1. Работа  по развитию связной речи детей посредством  сказок
 

      Ориентируясь  на возрастные особенности детей  среднего дошкольного возраста и после проведения методик, с помощью которых мы выявили развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста, нами была подготовлена и проведена работа по развитию связной речи посредством сказок.

      Сказки  вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: кто я? Откуда произошел? Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители – являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

      Детское видение мира, образ мышления детей  и психологическая специфика  сказок характеризуются тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям. Именно поэтому работа с детьми проводилась с помощью сказок.

      Работа  проводилась на протяжении 4 недель с 14 марта 2011 г. по 11 апреля 2011 г.

      Всего было проведено 6 занятий, которые проводились в первой и второй половине дня 1-2 раза в неделю. Длительность занятия составляла 20 минут. Занятия представляли из себя работу по блокам: детям предлагаются 3 сказки, каждая из которых рассматривается на протяжении 2-х занятий.

      За  основу была взята книга Новиковской О. А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».

      Таблица 4 – Календарно-тематический план работы по сказкам

Дата Тема занятия
18 марта Сказка «Гуси-лебеди»

(начало)

22 марта Сказка «Гуси-лебеди»

(продолжение)

25 марта Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

(начало)

28 марта Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

(продолжение)

1 апреля  Сказка «Смоляной  бычок»

(начало)

6 апреля Сказка «Смоляной  бычок»

(продолжение)

 

      Каждая  сказка рассматривалась нами на протяжении двух занятий. На первом занятии мы знакомили детей со сказкой. Сказки «Гуси-лебеди» и «Смоляной бычок» дети знали хорошо, а вот «Пузырь, соломинка и лапоть» была для них новой. После прочтения сказки детям задавались вопросы по содержанию. Дети должны были отвечать полным ответом. Если они не могли полно ответить, детям давалась подсказка. После вопросов проводилась подвижная игра. В игре использовались какие-либо герои из сказки. Например, по сказке «Гуси-лебеди» проводилась игра «Баба-Яга». После игры детям задавались загадки о героях сказки.

      На  втором занятии детям давались различные  творческие задания по пройденной сказке. На каждом занятии использовался  сюрпризный момент. Например, на занятии  по сказке «Смоляной бычок» к детям  приходила фея и передала письмо с заданиями. На каждом таком занятии было что-то особенно интересное. Например, по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» проводилась игра-инсценировка. Главными героями мы сделали детей, у которых был выявлен низкий уровень развития связной речи. На занятии по сказке «Смоляной бычок» детям предлагалось нарисовать бычка по образцу и добавить что-то свое.

      Детям занятия очень нравились, им было интересно. 

2.3. Динамика развития связной речи детей среднего дошкольного возраста 

      Контрольный эксперимент проводился при помощи тех же методик, что и констатирующий эксперимент. В результате проведенной работы мы получили следующие результаты.

      Методика  №1. Изучение словаря детей.

      Результаты  изучения словаря детей на данном этапе показали, что правильно называют предметы все дети. Смогли назвать части предметов 50% детей. Свойства предметов – 83,33%. В итоге у четырех детей мы выявили высокий уровень (33,33%). Средний уровень у восьми детей (66,67%).

    Результаты  исследования представлены в таблице 4 и рисунке 4. 

      

      Рисунок 4 - Словарь детей 

      Методика  №2. Изучение связности речи.

      Результаты изучения связности речи на данном этапе показали, что развитие связной речи в основном среднего и высокого уровня. У четырех детей мы выявили высокий уровень (33,33%). Средний уровень у восьми детей (66,67%).

Информация о работе Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет