Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
Объект исследования: связная речь детей 4-5 лет.
Предмет исследования: процесс развития связной речи посредством сказки.
Гипотеза исследования: Предполагается, что сказка эффективно влияет на развитие связной речи.

Оглавление

Введение.
Теоретические основы изучения влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
1.1. Связная речь в работах отечественных педагогов и психологов.
1.2. Значение сказки в жизни дошкольников.
1.3. Сказка как средство развития связной речи детей средней группы.
Развитию связной речи детей 4-5 лет посредством сказок.
2.1. Диагностика уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Работа по развитию связной речи детей посредством сказок.
2.3. Динамика развития уровня связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая).doc

— 430.50 Кб (Скачать)

    Материалы и оборудование: книга со сказкой  «Пузырь, соломинка и лапоть».

    Методы  и приемы: чтение произведения, вопросы, загадки, игра.

    Ход занятия:

    В.: Сегодня я прочитаю вам русскую  народную сказку «Пузырь, соломинка  и лапоть».

    Воспитатель читает сказку.

    В.: Сейчас я буду задавать вам вопросы  по сказке, а вы должны мне ответить.

    1. Кто пошел в лес дрова рубить?

    2. Что им помешало идти дальше?

    3. Что сказал Лапоть Пузырю?

    4. Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

    5. Как ты думаешь, почему Пузырь не захотел этого сделать?

    6. Что предложил Пузырь?

    7. Согласилась Соломинка? Как ты думаешь, почему она согласилась?

    8. Кто первым пошел по Соломинке?

    9. Что случилось с Соломинкой? Почему она переломилась?

    10. Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

    11. Что случилось с Пузырем, когда он хохотал?

    12. Если бы твои друзья попали в беду, ты бы стал смеяться над ними? А что бы ты сделал?

    13. Как бы ты посоветовал путешественникам перебраться через реку? (Переплыть на Лапте или срубить дерево и сделать мост.)

    Дети  отвечают на вопросы.

    В.: Молодцы, ребята! На все вопросы ответили. А теперь давайте поиграем в игру «Пузырь» - посмотрим, как раздувается пузырь.

    Встаньте  вместе с детьми в круг и возьмитесь за руки и произнесите слова:

    Раздувайся  пузырь,

    Раздувайся  большой,

    Да  не лопайся.

    При этом пятьтесь спиной, расходясь как  можно шире и образуя большой круг. Затем остановитесь и длительно произносите звук [с] (пузырь надувается). Затем начинайте сходиться к центру круга и произносите слова:

    Пузырь  лопнул —

    Ой-ой-ой,

    А ведь был такой большой.

    Подойдя к центру круга, остановитесь и длительно  произносите звук [ш] (из пузыря выходит воздух).

    Повторите игру несколько раз.

    В.: А сейчас я буду загадывать вам  загадки. Посмотрим, кто сможет угадать.

    Мылу  на замену

    Взбили  пышно пену.

    Как подули — посмотри:

    Полетели... (пузыри).

    У любого ты спроси:

    «Что  носили на Руси?»

    - Из  коры плели галошки,

    Обували их на ножки (лапти)

    Летом в полюшке росла – 

    Колос к солнышку несла

    А как только пожелтела

    Ей  нашлось другое дело (солома)

    В.: Молодцы, дети! Все наши загадки отгадали.

    Воспитатель заканчивает занятие. 
 

    Занятие 2 «Вспомним сказку»

    Задачи:

  1. учить детей согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;
  2. развивать у детей логическое мышление;
  3. развивать слуховое и зрительное внимание детей; тренировать скорость реакции

    Материалы и оборудование: мяч, маски

    Методы  и приемы: инсценировка, игра, вопросы.

    Ход занятия:

    В.: Ребята, вы помните, какую сказку я  читала вам в прошлый раз?

    Д.: Да, сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»

    В.: Верно. Сегодня мы с вами разыграем эту сказку. Посмотрите, у меня есть маски. Что нарисовано на первой маске?

    Д.: пузырь.

    В.: А на этой? (соломинка). Этой? (лапоть). Пузырем у нас будет Соня. Соломинкой Кирилл, а лаптем – Максим. Остальные  ребята будут зрителями.

    Воспитатель помогает детям вспомнить свои роли. Если ребенок затрудняется, подсказывает.

    В.: Очень хорошо показали ребята сказку! А сейчас я предлагаю вам закончить высказывания.

    Пузырь  толстый, а Соломинка какая? (Тонкая.)

    Соломинка высокая, а Лапоть какой? (Низкий.)

    Пузырь легкий, а Лапоть... (тяжелый).

    Лапоть  овальный, а Пузырь... (круглый).

    Соломинка смелая, а Пузырь... (трусливый, пугливый).

    Лапоть  сплели, а Пузырь... (надули, выдули).

    Соломинка сломалась, а Пузырь... (лопнул).

    Если  подбор слов-действий и слов-признаков вызывает у детей затруднение, то проведите игру «Закончи фразу» еще раз. При этом меняйте части сложного предложения местами, например:

    Соломинка тонкая, а Пузырь... (толстый).

    Лапоть  низкий, а Соломинка... (высокая).

    Лапоть  тяжелый, а Пузырь... (легкий).

    Пузырь  трусливый, а Соломинка... (смелая).

    Пузырь  надули, а Лапоть... (сплели).

    Пузырь  лопнул, а Соломинка... (сломалась).

    В.: А сейчас мы поиграем в интересную игру «Тонет — не тонет». Предложите детям выйти на лужок и сделать кружок. Сами возьмите мяч и встаньте в центр круга. Объясните детям правила игры: «Я буду бросать мяч одному из детей и одновременно называть какой-либо предмет. Если названный предмет не тонет в воде, нужно поймать мяч. Если же предмет тонет, то мяч ловить нельзя, и он падает на пол». 
Примерный перечень предметов для перечисления: топор, мяч, дерево, ножницы, кирпич, воздушный шарик, поплавок, камень, спасательный круг и т.д.
 
 

    Сказка  «Смоляной бычок»

    Занятие 1 «Знакомство со сказкой»

    Задачи:

  1. формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего);
  2. совершенствовать общую моторику; закреплять и расширять знания детей о домашних и диких животных; учить ориентироваться в пространстве;

    3. воспитывать в детях любовь  к народному творчеству. 

    Материалы и оборудование: книга «Смоляной бычок»

    Методы  и приемы: чтение, игра, загадки, вопросы.

    Ход занятия:

    В.: Сегодня я прочитаю вам сказку об одном домашнем животном. А называется эта сказка «Смоляной бычок».

    Воспитатель читает сказку «Смоляной бычок».

    В.: Ребята, вам понравилась сказка?

    Д.: да.

    В.: А сможете ответить на вопросы  по сказке?

    Д.: да.

    В.: Ну тогда слушайте.

    С кем жили дедушка и бабушка?

    Кого  увидела Танюшка в стаде коров?

    Что сказала Танюшка, когда увидела  бычка?

    Кто сделал бычка для Танюшки?

    Из  чего дедушка сделал бычка?

    Чем дедушка вымазал соломенного  бычка?

    Куда  Танюшка повела пастись своего бычка?

    Кто захотел съесть смоляного бычка?

    Что случилось с медведем?

    Куда  отвел бычок медведя?

    Что сказал дедушка, когда увидел медведя?

    О чем попросил медведь?

    Кого  на следующий день привел бычок домой?

    Что сказал дедушка, когда увидел волка?

    О чем попросил волк?

    Кого  еще приводил бычок ?

    Что сказал дедушка, когда увидел зайца?

    О чем попросил заяц?

    Что принесли лесные звери в подарок  дедушке, бабушке и Танюшке?

    В.: Умнички. Правильно ответили на все  мои вопросы. А сейчас я научу  вас играть в очень интересную игру «Коровы и волк». Вы знаете, что, когда коровы видят приближающегося волка, они готовятся к защите. Взрослые коровы встают в круг, головой наружу, выставляя рога на своего врага и не подпуская его к центру круга, где в это время прячутся маленькие телята. Сейчас вы будете изображать стадо коров, а Олег будет волком. Коровы встаньте на лужок, сделайте кружок.

    Положите  в центр круга игрушечного теленка. Затем скажите детям, чтобы они повернулись спиной к центру круга и взялись за руки, изображая стадо коров, готовых к защите своего теленка. Ребенок-«волк» должен бегать вокруг стада, пытаясь достать игрушку из центра. «Коровы» не должны подпускать «волка» к теленку — они могут мычать, «бодаться», но не должны разъединять рук.

    В.: Молодцы, ребята! А сейчас отгадайте  мои загадки.

    По  полю скачет – 

    Ушки  прячет,

    Встанет столбом –

    Ушки  торчком (заяц).

    Летом бродит без дороги

    Между сосен и берез

    А зимой он спит в берлоге

    От  мороза пряча нос (медведь).

    Серый, зубастый, по полю рыщет,

    Телят, ягнят ищет (волк).

    Молодцы, ребята! Все мои загадки отгадали. А что случилось в сказке с зайцем, волком и медведем?

    Ответы  детей.

    Воспитатель хвалит детей и заканчивает занятие. 
 

    Занятие 2 «Записки волшебницы»

    Задачи:

  1. формировать правильную учебную позу за столом во время рисования;
  2. развивать у детей слуховое и зрительное внимание и память; тренировать скорость реакции;
  3. совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику.

    Материалы и оборудование: письмо, листы на каждого ребенка, цветные карандаши.

    Методы  и приемы:

    Ход занятия:

    В.: Ребята, сегодня пока вы спали, приходила  добрая волшебница. Она очень расстроилась, что не смогла с вами увидеться и передала вам письмо с заданиями. Хотите его прочитать?

    Д.: да.

    Воспитатель читает письмо детям.

    В.: Ну что будем выполнять задания  волшебницы?

    Д.: да

    В.: Ну тогда слушайте первое задание. Волшебница предлагает нам 
изобразить героев сказки, которую мы недавно читали, с помощью лица. Какую сказку мы недавно читали?

    Д.: Смоляной бычок

    В.: Правильно. Смотрите, как показываю  я и запоминайте.

    Танюшка — широко улыбнуться.

    Бычок — положить широкий язык на нижнюю губу и слегка покусывать его верхними зубами, изображая, как бычок жует травку.

    Медведь — опустить вниз нижнюю губу.

    Заяц  — поднять вверх верхнюю губу, обнажив верхние зубы-резцы.

    Волк  — оскалиться, обнажив два ряда зубов.

    Предложить  малышам показать артикуляционные  позы в следующем порядке: бычок, заяц, медведь, Танюшка, волк, бычок, заяц, Танюшка.

Информация о работе Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет