Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
Объект исследования: связная речь детей 4-5 лет.
Предмет исследования: процесс развития связной речи посредством сказки.
Гипотеза исследования: Предполагается, что сказка эффективно влияет на развитие связной речи.

Оглавление

Введение.
Теоретические основы изучения влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
1.1. Связная речь в работах отечественных педагогов и психологов.
1.2. Значение сказки в жизни дошкольников.
1.3. Сказка как средство развития связной речи детей средней группы.
Развитию связной речи детей 4-5 лет посредством сказок.
2.1. Диагностика уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Работа по развитию связной речи детей посредством сказок.
2.3. Динамика развития уровня связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая).doc

— 430.50 Кб (Скачать)

       Развивающие функции сказок в развитии детей  широки и неотделимы друг от друга.

       Ю.А.Лебедева выделяет шесть основных функций  сказок:

       - функцию социализации;

       - креативную функцию;

       - голографическую функцию;

       - развивающе - терапевтическую функцию;

       - культурно - этническую функцию;

       - лексико-образную функцию.

       Функция социализации состоит в приобщении новых поколений к общечеловеческому  и этическому опыту. В данном случае сказка приходит на помощь человеку и  раздвигает границы его индивидуального жизненного опыта.

       Креативная  функция - это способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать  творческий потенциал личности, его  образное и абстрактное мышление

       Голографическая функция проявляется в трех формах:

       1. способность представлять мироздание в его трехмерном пространственном и временном измерениях;

       2. потенциальная способность актуализировать  все органы чувств человека  и быть основой для создания  всех видов, жанров эстетического  творчества;

       3. способность в малом представлять  большое.

       Развивающе - терапевтическая функция сказки представлена в активном воздействии  на эмоционально - образный потенциал  личности и способствует сохранению и развитию индивидуального здоровья.

       Культурно - этническая функция проявляется  в историческом отражении уклада народа, его языка, его менталитета, его традиций и обычаев.

       Лексико-образная функция сказки - это способность  формировать языковую культуру человека, владение многозначностью народной речи, ее художественно - образным богатством. [18]

       Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

       Проанализировав некоторые источники [6,8,19], можно кратко сформулировать значение сказки в жизни людей:

       - на содержании сказки происходит воспитание детей. С дошкольного возраста мы стараемся активно закладывать у ребенка основу нравственного сознания и обращаемся к опыту многих поколений людей за ответом на вечные вопросы о добре и зле, истине и вечных ценностях бытия [6, c. 9];

       - благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира;

       - восприятие сказки помогает активизировать уже имеющийся жизненный опыт человека;

       - происходит развитие эмоциональной  сферы через метафорические формы  воплощения сказок, историй, притч.  Это очень доступно ребенку. При слове “волшебство”, “волшебное” сразу возникает интерес, восторг. Причина такой реакции – особая положительная мотивирующая семантика народного и авторского творчества.  

  • 1.3. Сказка, как средство развития связной  речи детей средней группы 
  •        Об использовании сказки для воспитания и обучения детей дошкольного возраста говорилось выше. Общеизвестно воздействие сказки на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи детей.

           На  важность приобщения детей к красоте  родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.И.Максаков и др.).

           Сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.

           Значение  сказки для усвоения детьми словаря  в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить. Сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок, важно лишь правильно понять их и правильно ими пользоваться.

           Е.А.Флерина  также говорит о целесообразности использования сказок для развития связной монологической речи дошкольников. Она считает, что "лучшим образцом формы рассказывания являются русские народные сказки, на которых следует учиться как технике рассказывания, так и построению рассказа: четкая линия развития действия, ясная, простая структура, динамика в развертывании действия, небольшое количество действующих лиц, яркие, экономные и контрастные образы, ритмичность и звучность языка".

          В среднем дошкольном возрасте речь детей  характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой). [18]

          Именно  на пятом году жизни у ребенка  совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. [5]

          В среднем дошкольном возрасте углубляется  работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают свое отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства.

          Как и в младшей группе, воспитатель  называет жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую народную сказку «Жихарка» или «Прочитаю рассказ «Умей обождать» и т. п. Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра.

          Очень важно продумать и правильно  поставить вопросы после чтения произведения, чтобы помочь детям  вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно доставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность произведения и в то же время замечать и чувствовать красоту его художественной формы.

          Например, после чтения сказки «Жихарка» можно спросить: «О чем рассказывается в этой сказке? Кто и чаи понравился? Как можно сказать про Жихарку? Какой он? Какие слова здесь повторяются? Как в сказке говорится про Жихаркину ложку? Какая она?»

          Эти вопросы выяснят, поняли ли дети основное содержание сказки, запомнили ли повторы и образное описание Жихаркиной ложки («не простая, точеная, ручка золоченая»), выявят их отношение к героям. [14]

          При составлении сказки «Приключения Маши в лесу» воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то)». Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты их развития.[21]

          Таким образом, у дошкольника нарастает  сознательное отношение к речи. В 5 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку  важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддержать непринужденную беседу ответить на вопросы и так далее) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность. [1]

          Трудно  отрицать роль сказок в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. 

          Вывод по 1 главе

          В 1 главе, нами были рассмотрены теоретические основы формирования связной речи детей. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др. Ими рассматривались психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка. В частности раскрывается понятие «речь» и какое значение она имеет для развития детей, основные функции речи, виды речи: устная, письменная, монологическая, диалогическая. Нами были рассмотрены особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста и значение речи в жизни ребенка.

          Также нами были рассмотрены вопросы, касающиеся влияния сказки на развитие связной речи дошкольников. Мы проанализировали различные источники и определили, что такое сказка, рассмотрели функции и классификацию сказок; методы развития связной речи посредством сказок; выяснили, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, наряду с игрой и рисованием.

          Рассмотрев  1 главу, мы можем сделать предположение о том, что сказка является эффективным методом развития связной речи детей средней группы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          
    1. Экспериментальное исследование по развитию связной речи детей 4-5 лет
     

          2.1. Диагностика уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

          В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

          Мы  выдвинули предположение, что сказки - эффективное средство развития связной речи детей 4-5 лет.

          Исходя  из теоретического анализа проблемы можно выделить задачи экспериментального исследования.

          Задачи  исследования:

    • Провести исследование развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста до формирующего эксперимента.
    • Подобрать и организовать систему занятий с детьми по сказкам.
    • Провести исследование развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста после формирующего эксперимента.

          Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ №38 города Йошкар-Олы в средней группе «Малинка», возраст детей 4-5 лет.

          Для экспериментального исследования мы выбрали  методики, благодаря которым выявили уровень развития связной речи детей.

          Методика  №1. Изучение словаря детей. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

        Методика  №2. Изучение связности речи. Словарного состава речи. Виды предложений. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

          Методика  №3. Изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. 

          Методика  №1. Изучение словаря детей. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

        Цель: Изучить словарь детей среднего дошкольного возраста.

        Подготовка исследования. Подобрать предметы, хорошо знакомые детям, например мяч, кукла, ложка, лопатка.

        Проведение  исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку необходимо давать по одному предмету и предлагать с ним поиграть. В ходе игры задаются вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, снять, надавить и т.п. и спрашивали: «Какой...?», чтобы выяснить умение выявить качества предмета и назвать их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимание на части предмета, то их показывают и просят назвать.

    Информация о работе Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет