Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
Объект исследования: связная речь детей 4-5 лет.
Предмет исследования: процесс развития связной речи посредством сказки.
Гипотеза исследования: Предполагается, что сказка эффективно влияет на развитие связной речи.

Оглавление

Введение.
Теоретические основы изучения влияния сказки на развитие связной речи детей 4-5 лет.
1.1. Связная речь в работах отечественных педагогов и психологов.
1.2. Значение сказки в жизни дошкольников.
1.3. Сказка как средство развития связной речи детей средней группы.
Развитию связной речи детей 4-5 лет посредством сказок.
2.1. Диагностика уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Работа по развитию связной речи детей посредством сказок.
2.3. Динамика развития уровня связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая).doc

— 430.50 Кб (Скачать)

      Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в  быту. [10]

      Монологическая  речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим. [1]

      Детей надо учить монологической речи, потому что они редко слышат ее в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре  с детьми взрослые чаще всего используют форму диалога. Начинать учить монологу в школе поздно: предварительные навыки монологической речи надо развивать до школы. Тем ответственнее задача воспитателя детского сада, который обязан приложить усилия, чтобы найти целесообразный дидактический материал для обучения детей монологу — описанию, повествованию, рассуждению. [10]

      Эти две формы речи отличаются мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

      Несмотря  на существенные различия, диалог и  монолог взаимосвязаны друг с  другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). [1]

      Особое  значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь  дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь  они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. [2]

      Связная речь может быть ситуативной и  контекстной. Ситуативная речь связана  с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

      В большинстве случаев ситуативная  речь имеет характер разговора, а  контекстная речь – характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную – с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер. [1]

      У детей 4-5 лет сохраняется и совершенствуется восприимчивость к освоению всех сторон, всех элементов родного языка.

      В среднем дошкольном возрасте большое  влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения. [14]

      Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!». И эта краткость разумна.

      Об  интересе детей пятого года к миру людей свидетельствует наличие  в их высказываниях большого числа  существительных, обозначающих военные  и гражданские профессии, имена собственные.

      Ближе к пяти годам в высказываниях  увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди  существительных те, которые характеризуют  нравственный облик («чистюля», «смельчак»).

      Нравственный  словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно—неправильно, плохо—хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4—5 лет становятся регулятором поведения детей.

      Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. Поэтому уже в средней группе наряду с навыками общественного поведения у детей следует формировать и соответствующий словарь. [9]

      Дети  чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные (Спрятала игрушку, которую мама купила; Если дождик кончится, пойдем гулять?)

      В диалогической речи дошкольники  этого возраста употребляют преимущественно  короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывание товарища.

      Структура речи также еще несовершенна. При  употреблении сложноподчиненных предложений  опускается главная часть (обычно они  начинаются с союзов потому что, что, когда).

      Дети  постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе. [14]

      Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание детей на красоту явлений природы, уже  в 4—6 лет они начинают осваивать соответствующий словарь и способы характеристики. Хотя пока они в основном говорят о цвете и размере объектов, третья часть даваемых ими определений, развернутые, т.е. с перечислением 2—3 признаков, элементами сравнения, объяснения: «Снег белый и немножко голубой», «Блестит, как золотой». На пятом году несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует распространению простых предложений и превращению их в сложные.

      Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в  высказывания сложных предложений  ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число  сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17—20%). Немаловажное значение имеет и методика обучения. [9] 

  • 1.2. Значение  сказки в жизни дошкольников 
  •        Сказка  – неизменный спутник детства. Она для ребенка – не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.

           Сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы [7].

           Главная отличительная особенность сказки - это ее метафоричность, то есть отражение  жизненного опыта людей с помощью  приемов символической аналогии. [17]

           Сказки  чрезвычайно разнообразны и многогранны, поэтому их изучение требует выделение  видов. Проблемами описания сказки занимались мало, предпочитая взять ее как  нечто готовое, целое. Сказки начали классифицировать в середине 19 века. Они разделялись и по разряду, и по сюжету.

           Одним из первых составителей и исследователей сказки стал А.Н.Афанасьев. В основу его классификации легло два  принципа: сюжетный и принцип типизации  героя. По сюжету сказки А.Н.Афанасьев  выделяет:

           - сказки - цепочки;

           - сказки о животных;

           - волшебные сказки;

           - бытовые сказки.

           Немного позднее появилась классификация  В.М.Миллера. Он разделяет сказки на три вида:

           - сказки с чудесным содержанием;

           - сказки бытовые:

           - сказки о животных.

           В.Я.Пропп  в качестве дифференциального признака для классификации выбрал структурный принцип. Согласно его концепции, все сказки отличаются некоторыми структурными закономерностями, то есть независимо от сюжета, детали сказки имеют общие типы строения. В.Я.Пропп выделяет основные типы.

           Кумулятивная сказка, или сказка-цепочка, основана на многократном повторении одного и того же звена, в результате чего происходит нагромождение, цепь или последовательный ряд встреч. Такие сказки обладают особой композицией, тяготеют к ритму и рифме ("Теремок", "Колобок", "Репка" и др.).

           В.Я.Пропп  собственно сказкой называл только волшебную сказку. В качестве определения  он выбрал следующее: "волшебная  сказка есть рассказ, построенный на чередовании... функций в различных  видах, при отсутствии некоторых  из них для каждого рассказа и при повторении других". [13]

           Слушая  сказку, ребенок дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, становясь как бы соучастником описываемых  и воспринимаемых событий. Сказка является универсальным развивающее - образовательным  средством, выводя ребенка за пределы  непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду.

           Сказка  является одним из важнейших социально - педагогических средств формирования личности. Как справедливо отмечала Ю.А.Лебедева, "любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит". [18]

           Е.А.Флерина  отмечала и такую особенность, как  наивность детского восприятия, дети не любят плохого конца - герой должен быть удачлив, так как ребенок, как правило, ставит себя на его место, мысленно действует, борется с его врагами.

           Можно смело говорить о том, что сказкам  принадлежит большая роль в развитии личности ребенка. Дети рано приучаются правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону жизненных несоответствий. В каждой сказке ест мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить морально - этические нормы поведения в обществе.

           Дети  дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение "слушать" формируется у дошкольников в  процессе воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает  все более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь, развивается воображение. Поэтому педагогика рассматривает воспитание детей средствами художественной литературы и устного народного творчества в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

    Информация о работе Влияние сказки на связную речь детей 4-5 лет