Дети 11-12 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

Психические новообразования:

чувство взрослости, стремление к самостоятельности;
критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа;
становление нового уровня самосознания Я – концепции.

Оглавление

Характеристика возраста
Психологические особенности
Игры по возрасту
Рекомендации родителям, учителям и тренеру
Содержание

Файлы: 1 файл

Уляевой Л.Г.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

 «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

 

 

Специальность «Педагогика и психология»

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

Дети 11-12 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Подготовила

Студентки 6 курса заочной формы обучения

1-П861-З

                                                           Сергеева А. В.

Танкосич С.В.                        

Проверила

 Уляева Л.Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

План

 

  1. Характеристика возраста
  2. Психологические особенности
  3. Игры по возрасту
  4. Рекомендации родителям, учителям и тренеру

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика подросткового возраста

 

 

Предподростковый возраст  - 11 – 12 лет  (5 - 6 кл.).

 

Психические новообразования:

 

  • чувство взрослости, стремление к самостоятельности;
  • критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа;
  • становление нового уровня самосознания Я – концепции.

 

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет, до 13-14 лет. И именно этот период является одним из самый сложных, не только для взрослого, но и для ребенка в первую очередь. В этот период происходит много новообразований, кризисов, так как происходят резкие изменения, затрагивающие все стороны жизни. Криз связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация – положение  ребенка в данном обществе. В подростковый период представляет собой переход  к самостоятельности, ответственной  взрослости, и подросток занимает промежуточное положение между  детством и взрослостью.

Ведущая деятельность – это основная деятельность изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. У младших школьников – учебная деятельность, а вот у подростков – интимно-личностное общение. Именно в процессе общения происходит становление нового уровня самопознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. И для подростков общение становиться очень важным информационным каналом.

В результате резкой смены интересов  в подростковый период начинает страдать учебная деятельность, и снижается мотивация на школу. Родители начинают пытаться вернуть школьные успехи и ограничивают общение со сверстниками, но именно это общение является для подростка наиболее важной деятельностью и оно необходимо для полноценного развития ребенка.

Многие изменения связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливают многие поведенческие реакции. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение очень часто бывает непредсказуемо, за очень маленький период времени, они могут продемонстрировать очень разные реакции:

    • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью
    • безудержное желание делать может смениться апатией
    • повышенную уверенность очень быстро может сменить неуверенность в себе
    • развязность идет рядом с застенчивостью
    • романтическое настроение граничит с цинизмом
    • нежность и ласковость бывают на фоне недетской жестокостью
    • потребность в общение сменяется желанием уединиться

Наиболее бурные реакции возникают  при попытке кого - либо ущемить  самолюбие подростка. Пик эмоциональной  неустойчивости приходиться:

    • мальчики 11-13 лет
    • девочки 13-15 лет

 

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания.В  его основе лежит способность  человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим  потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени  от мнения окружающих. Обязательным компонентом  самосознания является самооценка. Часто  у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь  в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой  он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему  дополнительную уверенность в себе.

Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому  возрасту и определенным психологическим  особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие  реакции на воздействия окружающей среды.

Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении  родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты.. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора - либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и пр. Таким образом большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений - формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения - повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

В настоящее время агрессивное  поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей.

Психологическая атмосфера в детском  коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению  к окружающим.

Различные авторы в своих исследованиях  по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри) ; как стремление к господству (Моррисон) , реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию.

Однако нельзя рассматривать агрессивность  только как негативное явление. Следует  помнить о том, что они могут  закономерно возрастать на фоне повышения  активности подростка в процессе его аффективного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические особенности  учащихся 11-13 летнего возраста.

 

   Подростковый возраст считают  остро протекающим периодом перехода  от детства к взрослости.

Изменившиеся условия  обучения детей 11-12 лет предъявляют  более высокие требования и к  интеллектуальному и к личностному  развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов.       Период 11-15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому.

   Благодаря развитию  нового уровня мышления происходит  перестройка всех остальных психических процессов, т.е. к концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в 5-ом классе  вызываются именно недостаточным уровнем их развития. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся.

   От того, как проходит  начальный этап обучения, во многом  зависит и успешность перехода  подростков к качественно иной учебной мотивации. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением  интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения (это и отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания на уроках, конфликты).

   Так как ведущей деятельностью  учащихся 5-х классов является  общение, то наибольшие изменения  во внутренней позиции связаны  с взаимоотношениями с другими  людьми, прежде всего со сверстниками, на эмоциональное состояние ребенка  начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят, в первую очередь, ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл лишь, когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если же в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный ученик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям».

  Таким образом, переход от  детства к отрочеству характеризуется  появлением своеобразного мотивационного  кризиса, вызванного сменой социальной  ситуации развития и изменением  содержания внутренней позиции  ученика.

   Путь, по которому пойдет  становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры по возрасту

 

Психологические игры для детей.

 

    • Развитие памяти

 

"Забавные рисунки". Игра предназначена для детей младшего школьного возраста и тренирует память на названия предметов. На десяти листах бумаги нужно нарисовать забавные несуществующие предметы - фрукты, овощи, животных и т.п. Каждому предмету придумывается необычное название. Затем детям показывают рисунки и говорят названия каждого из них, предварительно предупредив, что их нужно запомнить. Потом рисунки убирают, а через несколько секунд показывают снова, а дети угадывают их названия. Если вы играете с одним ребенком, то он просто должен будет угадать как можно больше предметов. Если с несколькими - устройте соревнования, начисляя за каждый угаданный предмет один балл или выдавая поощрение. Если игроки совсем маленькие, нужно придумывать название попроще, а карточек с рисунками сделать поменьше.

 

"Дегустатор". Эта игра для дошкольников и младших школьников развивает вкусовую и зрительную память. В нее можно играть с группой детей, а можно и вдвоем с вашим ребенком, тога вы будете ведущим. Детям показывают корзинку с разными фруктами, которые им нужно запомнить. Потом их просят выйти из комнаты, а ведущий делает из фруктов салат, мелко нарезав их и заправив сметаной. Нужно использовать не все фрукты, а корзину спрятать. Дети пробуют салат, а потом пытаются назвать те фрукты, которые не вошли в салат, а в корзине были. Можно проводить эту игру и с овощами. Она позволяет убить двух зайцев одновременно: потренировать память и накормить ребенка полезными и вкусными овощами и фруктами.

Информация о работе Дети 11-12 лет