Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:03, курсовая работа
Цель исследования – Формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
1. Обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;
2. Постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;
3. Развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;
4. Путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………..6
1.1.Понятие и предмет «Физическое воспитание детей
дошкольного возраста…………………………………………..6
1.2.Система физического воспитания детей дошкольного
возраста…………………………………………………………. 7
1.3.Морфо - функциональные и двигательные особенности
детей дошкольного возраста…………………………………... 8
1.4.Особенности развития двигательных возможностей
детей дошкольного возраста…………………………………. 11
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………….13
2.1.Содержание физического воспитания………………………..13
2.2.Упражнения в основных видах движений…………………...14
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кафедра
Теории и методики физической культуры
и спортивных дисциплин
Волчкова Евгения Николаевна
студентка
группы ФК 32
ФИЗИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
Курсовая работа
по теории
и методике физического воспитания
и спорта
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
Г.В. Швец
Коломна, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………..6
1.1.Понятие и предмет «Физическое воспитание детей
дошкольного возраста…………………………………………..6
1.2.Система физического воспитания детей дошкольного
возраста…………………………
1.3.Морфо - функциональные и двигательные особенности
детей дошкольного возраста…………………………………... 8
1.4.Особенности развития двигательных возможностей
детей дошкольного
возраста…………………………………. 11
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………….13
2.1.Содержание физического воспитания………………………..13
2.2.Упражнения
в основных видах движений…………………...14
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 32
ВВЕДЕНИЕ
Физкультура
и спорт, как известно, эффективно
способствуют формированию здорового
образа жизни, включающего и выполнение
правил личной гигиены, и режим дня, и организацию
рационального питания. Поэтому важно
своевременно начинать физическое воспитание
ребенка. Как считают современные авторы,
начиная занятия физкультурой после 3
лет – родители уже опоздали с началом
физического воспитания ребенка. Однако
физическое развитие ребенка в возрасте
от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать
его занятиями спортом и научить основным
навыкам и принципам физической культуры.
Теория физического воспитания детей
дошкольного возраста – наука об общих
закономерностях физического воспитания
и формирования личности ребенка. Важнейшей
задачей, определяющей особую значимость
физического воспитания как основы всестороннего
развития, является формирование здорового,
крепкого, закаленного, жизнерадостного,
отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо
владеющего своими движениями любящего
спортивные и физические упражнения способного
к обучению в школе и к активной последующей
творческой деятельности. Теория физического
воспитания детей дошкольного возраста,
имея единое содержание и предмет изучения
с общей теорией физического воспитания,
вместе с тем специально изучает закономерности
физического воспитания ребенка от рождения
до школы и в соответствии с этим общие
закономерности управления развитием
ребенка в процессе воспитания и обучения.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных
возможностей ребенка каждого возрастного
периода, теория физического воспитания
предусматривает требование научно обоснованной
программы всего воспитательно-образовательного
комплекса физического воспитания (двигательные
умения и навыки, физические качества,
некоторые элементарные знания), усвоение
которой обеспечивает детям необходимый
уровень физической подготовленности
для поступления в школу. Теория физического
воспитания детей непрерывно развивается
и обогащается новыми знаниями, получаемыми
в результате исследований, охватывающих
многообразные стороны воспитания ребенка.
Совершенствование системы физического
воспитания дошкольников во-многом определяется
уровнем научной обоснованности методов
физической подготовки детей этого возраста.
До сих пор теория и методика дошкольного
воспитания являлась переложением теории
и методики физической культуры и приспособлением
ее положений к физическому воспитанию
дошкольников. Однако разработка самих
методов невозможна без знаний характера
развития основных физических качеств
в зависимости от многих факторов, но особенно
от двигательной активности ребенка.
В то же время в недостаточной мере изучены
возрастные особенности развития двигательных
способностей детей, различия в физическом
воспитании и обучении детей каждого года
жизни. Именно в детском возрасте формируются
жизненно важные базовые, локомоторные
навыки и умения, создается фундамент
двигательного опыта, осваивается азбука
движения, из элементов которой в последствии
формируется вся двигательная деятельность
человека. Если учесть, что двигательная
активность детей является одновременно
и условием, и стимулирующим фактором
развития интеллектуальной эмоциональной
и других сфер, то становится очевидной
необходимость интенсивной научной разработки
вопросов физического воспитания детей
дошкольного возраста.
Объект исследования – Дети 3-6 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения.
Предмет исследования – Уровень и динамика развития физических качеств,а также моторики детей 3-6 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей организма для дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания дошкольников
Цель исследования – Формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
1. Обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;
2. Постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;
3. Развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;
4. Путем
различных коллективных действий содействовать
воспитанию активности, самостоятельности,
дисциплинированности.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и предмет «Физического воспитания детей
дошкольного возраста»
В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний умений и навыков, воспитание психофизических качеств. Обобщая основные современные формулировки, цель физического воспитания дошкольников определяется как воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка; формирование у него основ здорового образа жизни; укрепление его здоровья, его физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие.
Для достижения поставленной цели, в процессе физического воспитания предусматривается решение комплекса задач, которые подразделяются на оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности.
Решение
этих задач предполагает совершенствование
деятельности кардио - респираторной
системы, развитие умения приспосабливаться
к меняющейся нагрузке и внешним условиям.
Образовательные задачи предполагают
формирование необходимых знаний, двигательных
умений и навыков; овладение элементарными
знаниями о своем организме, роли физических
упражнений в его жизни, способах укрепления
собственного здоровья. К решению образовательных
задач относят также развитие физических
качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости,
ловкости) и двигательных способностей
- функции равновесия, координации движений.
Воспитательные задачи включают формирование
интереса и потребности в занятиях физическими
упражнениями, нравственных основ личности,
воспитание морально-волевых качеств,
осуществление эстетического и этического
воспитания.
1.2. Система физического воспитания детей дошкольного возраста
Период дошкольного детства весьма неоднороден и состоит из этапов, каждый из которых имеет свои особенности. В дошкольном детстве, как правило, выделяют следующие периоды: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1-2 года), средний возраст (3-4 года) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Периоды эти характеризуются различными особенностями роста и развития организма, которые проявляются в изменении размеров тела, уровне развития и совершенства различных психофизических функций, в разнообразной сложной деятельности детей. В связи с этим разделением определяется характерная для каждого возраста предрасположенность к деятельности и обучению. Эта предрасположенность называется «сенситивностью», а периоды определяются как «сенситивные» - благоприятные для какого-то вида обучения и формирования определенных навыков и функций. На основе понятие «сенситивность» построена целая доктрина, пропагандирующая возможность и даже необходимость обучения детей различным дисциплинам в раннем возрасте. Как правило, рекомендуют начинать обучение с 3-х лет. Это обусловлено возрастными особенностями, прежде всего нервной системы, которая способна потреблять и усваивать большое количество информации. Именно поэтому в дошкольном возрасте рекомендуется осваивать разнообразные двигательные действия и упражнения, которые потом сформируют основу двигательного статуса ребенка, практически на всю жизнь. Основная проблема раннего обучения детей заключается в том, что обучение различным дисциплинам происходит не на основе физического воспитания и развития и даже не параллельно, а, как правило – вместо этого. Это относится как к интеллектуальной деятельности, так и к специфическим видам двигательной деятельности. Сложные виды двигательной деятельности, такие как танцы или боевые искусства не являются необходимыми в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте, любая деятельность с целью воспитания детей будет решать в первую очередь задачи общего физического воспитания и развития, в какую бы форму это ни было облечено. В этом случае логично ознакомиться с принципами и содержанием общего физического воспитания детей дошкольного возраста. В рамках настоящей статьи предлагается основное внимание уделить физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по причине меньшей собственной специфичности и взаимосвязи с периодом младшего школьного возраста. Тем не менее, в целях полноты картины, будем обращать внимание и на более ранний возраст.
1.3. Морфо - функциональные и двигательные особенности
детей дошкольного возраста
Возраст
5-7 лет является концом периода первого
детства, который определяется в педиатрии
с 4 до 7 лет. В этом периоде интенсивно
развиваются все физиологические системы
организма ребенка (сердечно - сосудистая,
дыхательная, опорно-двигательный аппарат,
эндокринные железы), происходит качественное
и функциональное совершенствование головного
мозга. После некоторого замедления роста
на 4-м и 5-м году жизни, прибавка в росте
на 6-м и 7-м году значительно возрастает,
это период первого вытягивания, связанный
с функциональными изменениями в эндокринной
системе (в частности с усилением функции
гипофиза). По данным медицинской статистики
рост детей составляет в 6 лет – 111-120 см,
в 7 лет - 118-129 см. Масса тела к 6-7 годам становится
равной удвоенной массе тела годовалого
ребенка. В среднем он составляет в 6 лет
19,0-24,1 кг, в 7 лет - 21,5-27,9 кг. С ростом ребенка
изменяются пропорции тела, увеличивается
масса скелетных мышц больше, чем масса
других органов. У новорожденных масса
скелетных мышц составляет 23% от массы
тела, в 8 лет - 27%, в 18 лет - 44%. К 6-7 годам хорошо
развиты крупные мышцы тела, но по-прежнему
слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.
К концу периода первого детства увеличивается
рост костной ткани при поперечном росте
костей, происходят процессы окостенения
в тканях эпифизов трубчатых костей
позвоночного столба, четко проявляются
грудной и поясничный изгибы позвоночника,
однако позвоночный столб ребенка остается
весьма чувствительным к деформирующим
воздействиям (неправильное положение
тела, долгое стояние, чрезмерные нагрузки).
Не следует забывать, что даже правильная
поза, если она сохраняется длительное
время, может послужить причиной нарушения
осанки. Наиболее выраженная возрастная
динамика происходит в нервной системе,
прежде всего в головном мозге. Вес мозга
к 6 годам составляет 90% веса мозга взрослого
человека. По данным, полученным Институтом
Мозга АМН СССР, наиболее сложные лобные
области созревают окончательно в 6-7 летнем
возрасте. По своим функциональным характеристикам
головной мозг 6-летнего ребенка готов
к усвоению значительного объема информации.
В период первого девства (4-7 лет) возрастает
сила и подвижность нервных процессов,
дети способны сосредотачивать внимание
в течение 15-20 минут. В связи с возрастанием
роли второй сигнальной системы, вербальное
мышление оказывает все большее влияние
на реакции первой сигнальной системы.
После 5 лет возможно словесное внушение,
к 6-7 голам дети различают общие и групповые
признаки, развивается понятийный аппарат,
появляется абстрактное мышление, управляющее
поведенческими реакциями. В 6 лет дети
могут выполнять упражнения уверенно
и технично, способны дифференцировать
свои мышечные усилия, поэтому могут выполнять
движения с различной амплитудой, им доступны
элементы планирования и самоконтроля.
Относительно небольшие размеры сердца
и легких, тонкие стенки левого желудочка
в определенной степени компенсируются
коротким кругом кровообращения, широкими
сосудами, высокой капилляризацией тканей.
До 5-летнего возраста, происходит главным
образом концентрический рост сердца,
а после 5 лет возрастает емкость полостей,
усиливается влияние блуждающего нерва,
несколько снижается интенсивность обмена
веществ и замедляется ЧСС со 100 уд/мин
в 5-летнем возрасте до 85-75 уд/мин в 7 лет.
Минутный объём крови достигает почти
2 литра. Рост сосудов продолжается, но
этот процесс отстает от роста сердца,
что вызывает повышение артериального
давления. В 6 лет систолическое давление
составляет 90-110 мм. рт. ст., а диастолическое
- 55-66 мм. рт. ст. Количество альвеол в легких
к 7-8 годам достигает уровня взрослого
человека, растёт объём и масса легких.
ЖЕЛ в 7 лет возрастает до 1600 мл, частота
дыхания - до 25 в минуту; дыхательный объём
легких 176 мл, соответственно минутный
объём дыхания - 3500 мл. Наряду с этими показателями
важно отметить, что возраст 6 лет является
одним из существенных переломных моментов
становления аэробной работоспособности.
Относительное потребление кислорода
в период 6-7 лет составляет 151 мл/кг/мин.
Исходя, из этого можно сказать, что
в 6-8 летнем возрасте можно тренировать
выносливость в режиме умеренной интенсивности.
Кровь как внутренняя среда на фоне незавершенной
зрелости важнейших систем организма,
играет ключевую роль в адаптации детей
к условиям среды. Изменяется лейкоцитарная
формула. Система крови тесно связана
с иммунитетом. Иммунологический аппарат
наиболее интенсивно развивается от 2
до 10 лет. Адекватные физические нагрузки
благоприятно сказываются на системе
иммунитета. Избыточный анаболизм, лежащий
в основе роста и развития организма, определяется
главным образом объёмом двигательной
активности. Благодаря деятельности мышц,
повышаются функциональные возможности
центральной нервной системы, самих скелетных
мышц, других органов и систем, стимулируются
процессы роста.
Информация о работе Физическое воспитание детей от 3 до 6 лет