Физическое воспитание детей от 3 до 6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – Формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
1. Обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;
2. Постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;
3. Развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;
4. Путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………..6
1.1.Понятие и предмет «Физическое воспитание детей
дошкольного возраста…………………………………………..6
1.2.Система физического воспитания детей дошкольного
возраста…………………………………………………………. 7
1.3.Морфо - функциональные и двигательные особенности
детей дошкольного возраста…………………………………... 8
1.4.Особенности развития двигательных возможностей
детей дошкольного возраста…………………………………. 11
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………….13
2.1.Содержание физического воспитания………………………..13
2.2.Упражнения в основных видах движений…………………...14
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

1.4. Особенности развития двигательных возможностей

детей дошкольного  возраста

     На 6-м и 7-м году жизни двигательные возможности ребенка заметно  расширяются. Дети в этом возрасте овладевают умением управлять своим вниманием, у них нормируется интерес  не только к результату, но и к  способу выполнения различных заданий, желанию научиться их выполнять» умение оценивать успешность собственной деятельности, выявлять и исправлять свои ошибки. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями. Увеличение на 6-7-м году жизни подвижности, силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения ЦНС, а также функциональная зрелость мышечной системы обеспечивает значительное повышение уровня развития быстроты двигательных действий. Скрытый период двигательной реакции с возрастом укорачивается, время реакции руки меньше, чем время реакции ноги. В данном возрасте упражняемость детей в разнообразных бытовых, игровых движениях оказывает тренирующее воздействие на данные группы мышц и двигательные центры коры головного мозга.  Наряду с быстротой в старшем дошкольном возрасте активно развивается мышечная сила. В то же время, следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте детям не всегда удается мобилизовать мышечные усилия в нужный момент, поэтому результаты проявления чистого качества силы при выполнении движений сложны даже для детей этого возраста. Значительно успешнее дети выполняют задания, которые дают возможность комплексного проявления работы нескольких мышечных групп - например, бросок набивного мяча. В данном возрасте в основном используются упражнения, требующие совместного проявления силы и быстроты движения. Экспериментальные исследования развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста показали, что время деятельности, в течение которого дети могут поддерживать заданную интенсивность, заметно возрастает. Как показывают наблюдения, дети 6 лет в среднем могут пробегать 3120 м без отдыха. При этом отсутствуют внешне выраженные признаки утомления. Анализируя данные ряда авторов, развитие детей в данном возрасте и их двигательная активность предъявляют высокие требования к кардио - респираторной системе детского организма. Повышение уровня кардио - респираторной выносливости (аэробный компонент) позволяет увеличить показатели общей работоспособности организма, увеличить силу нервной системы, благотворно влиять на развитие иммунной системы организма и опорно-двигательного аппарата. Змановский Ю. Ф. в своей работе «Здоровый дошкольник», утверждает, что между уровнем аэробной выносливости и устойчивостью организма к респираторным заболеваниям существует прямая зависимость: чем больше уровень выносливости, тем больше устойчивость организма к простуде.

     Развитие  силы и выносливости обеспечивает повышение  уровня физической работоспособности. Как показывают исследования, режим двигательной активности влияет на данный показатель существенно. Анализ данных, характеризующих развитие гибкости, показал, что тенденции возрастного увеличения результатов не обнаружено. Степень проявления данного качества зависит от постановки работы по физическому воспитанию. Умение произвольно координировать свои движения совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно большие сдвиги в управлении движениями наблюдаются у детей 6-7-го года жизни. Способность точно и четко выполнять разнообразные движения в старшем дошкольном возрасте повышается, что обусловлено зрелостью нервной системы, увеличением роли кинестетического контроля с возрастом. Изучение структуры двигательных качеств показало, что на первом месте у детей 5-7 лет скоростно-силовые способности, ловкость и выносливость.         Кроме того, особое внимание в процессе физического воспитания следует уделять равномерному развитию мышц и связок, окружающих позвоночник. Правильное распределение мышечной тяги является необходимым условием для формирования правильной осанки, которая создает оптимальные условия для деятельности внутренних органов, способствует повышению функционального состояния организма, его физической работоспособности. Плоскостопие зачастую становится причиной неправильной осанки. Специально подобранные упражнения позволяют исправить или уменьшить указанные недостатки. 
 

ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

2.1. Содержание физического воспитания

     Для решения задач физического воспитания дошкольников используется комплекс средств. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. Наряду с упражнениями применяются психогигиенические факторы и естественные силы природы. Физические упражнения используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания. Они обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка. Для осуществления физического воспитания дошкольников рекомендуется применять следующие виды физических упражнений: гимнастику, включающую строевые и обще-развивающие упражнения, основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие), танцевальные и выразительные движения; подвижные игры - сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта (городки, настольный теннис, хоккей, футбол); спортивные упражнения (велосипед, плавание, лыжи); простейший туризм – длительные пешие прогулки. Психогигиенические факторы: общий режим занятий, отдыха, питания сна, гигиена одежды, обуви, оборудования, помещения и площадки повышают эффективность воздействия физических упражнений и обеспечивают психофизиологический комфорт ребенка. Используются в качестве дополнительного средства физического воспитания. Естественные силы природы: солнце воздух, вода усиливают положительное влияние упражнений на организм, повышают его работоспособность, используются для закаливания. Положительный эффект этого средства достигается только при экологически чистой природе. Итак, основу комплекса средств физического воспитания дошкольников составляют упражнения так называемой основной гимнастики. Основная гимнастика, в свою очередь, включает обще-развивающие упражнения и упражнения в основных видах движений. В связи с основополагающим значением основных видов движений, в рамках данной статьи рассматриваются именно эти упражнения.

2.2. Упражнения в основных видах движений

     Основные  виды движений определяются как жизненно необходимые человеку движения. Действительно, даже в современной цивилизованной жизни человек не может обходиться без ходьбы и бега, преодоления  препятствий при помощи прыжков, лазанья и ползания, метания и ловли предметов, плаванья. Упражнения в основных видах движений являются базой физического воспитания. К ним готовят при помощи обще-развивающих упражнений и их же используют для подвижных игр.

В физическом воспитании выделяют 6 видов ОВД:  
1.Ходьба.  
2.Бег.  
3.Прыжки.  
4.Метание,бросание,катание,ловляпредметов.  
5.Ползание-лазанье.  
6.Плавание.  
И связанная с упражнениями ОВД функция равновесия.

Плавание, как правило, в детских садах  не рассматривается по причине отсутствия условий (бассейнов). Но что Вам мешает водить свое чадо в бассейн хотя бы раз в неделю, в выходные? В каждом нормальном бассейне есть инструктор, в обязанности которого входит обучение плаванию детей, по крайней мере, он может дать рекомендации родителям. Без плавания остается 5 видов упражнений. Все они важны – все без исключения!     Они важны не только для умения двигаться. Формирование этих основных движений в соответствующее время (в нужном возрасте) способствует образованию правильных нейронных связей в коре больших полушарий головного мозга. Американский педагог-исследователь Глен Доман в своей книге «Как воспитать ребенка физически совершенным» даже выводит специальное определение – физический двигательный интеллект.                            

 ХОДЬБА

Характеристика ходьбы

Ходьба  — основной способ передвижения человека. Она относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов правой и левой ногой. Последовательность этих движений таков: перенос вперед одной ноги, в то время как другая опирается на почву; опора о почву обеими ногами; перенос вперед другой ноги; опора о почву обеими ногами. Затем начинается новый цикл в той же последовательности. При этом сокращение мышц чередуется с относительно продолжительным их расслаблением. Это позволяет ходить относительно длительное время без утомления. Движения плечевого пояса и рук способствуют сохранению равновесия при ходьбе. Движения эти ритмичны и согласуются с движениями ног; при выносе правой ноги вперед правая рука отводится назад и, наоборот, при выносе левой ноги вперед левая рука отводится назад. Амплитуда движения рук зависит от высоты подъема колена, ширины шага, темпа ходьбы.   Существует большое количество видов ходьбы, каждый из которых по-разному влияет на организм человека: 
 - Ходьба с высоким подниманием колена, широким шагом, полуприседе и полном приседе способствует развитию всех основных групп мышц, связок, суставов, а также усиливает работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем.  

- Ходьба  на носках, пятках, краях стоп укрепляет мышцы, связки стопы и предупреждает  развитие  плоскостопия. 
 - Ходьба в различных построениях (в колонну по одному, по два, четыре) и в различных направлениях (змейкой, по кругу) развивает у детей глазомер, помогает воспитывать у них умение согласовывать свои движения с движениями других детей, действовать в коллективе. 
 - При выполнении ходьбы в различных темпах у детей развивается быстрота двигательных реакций. Обычная ходьба не связана с большой физиологической нагрузкой на организм и используется для успокоения организма. Осуществляется в определённой последовательности. Начинается оно с обычной ходьбы.

Обычная ходьба

    Детей надо учить обычной ходьбе. Если этого не делать, то неправильные навыки могут прочно закрепиться и превратиться в походку, изменить которую у взрослых представляет большие трудности. Ребенок на первом году жизни овладевает ходьбой. Этому помогают  подготовительные упражнения, которые укрепляют все основные группы мышц: ползание, переворачивание с живота на бок, спину, со спины на бок, живот, поднимание головы, приподнимание, ритмические подпрыгивания, переступание, держась за предметы. Первые попытки переступать вдоль барьера, ходить при поддержке взрослого проявляются у ребенка в возрасте 7—9 месяцев. С этого времени ребенок учится ходить. Навык ходьбы формируется постепенно. Необходимо учить детей следующему: 
     - Голову и корпус держать прямо, но не напряженно, плечи слегка отвести назад, живот подобрать, рот закрыть, дышать через нос. Идти ровным шагом, поднимая ноги от земли не слишком высоко, но и не шаркая ими, с перекатом с пятки на носок. 
     - Согласовывать движения ног и рук: правая нога выносится вперед одновременно с левой рукой, а левая нога — одновременно с правой рукой. 
     - Ходить по прямой, не отклоняясь в стороны, сохраняя направление.

При ходьбе взгляд ребенка направляется вперед на пол, землю (на расстоянии 2—3 м), и он сам выбирает себе дорогу. В процессе жизненного опыта человек приобрел способность одновременно распределять свое внимание еще и на другие объекты, смотреть налево, направо и разговаривать с рядом идущим. У ребенка еще не развита способность распределять внимание: дети смотрят себе под ноги, контролируя их положение зрением, так как у них еще не сформировались мышечные ощущения.       Дети раннего возраста в исходном положении держат ноги согнутыми, туловище у них недостаточно выпрямляется. Опорная нога, согнутая в колене, создает невыгодное условие для размаха переносной ноги и поэтому недостаточно выносится вперед, что укорачивает шаг. Недостаточная гибкость стопы препятствует полному ее «перекату» с пятки на носок и отталкиванию носком от почвы. Ребенок, начинающий ходить, вначале не поднимает носок перед опусканием столы на землю, не умеет перекатывать стопу с пятки на носок — он опускает всю стопу сразу, как бы «шлепая» ею о почву. Носки ног его часто обращены внутрь. Ноги он не поднимает высоко, поэтому шаркает ими. Чтобы научить детей повыше поднимать ноги, используются зрительные ориентиры — перешагивание через предметы. Выполняя это задание, ребенок старается повыше поднимать ноги, ставить ноги перекатом с пятки на носок и идти в определенном направлении. В связи с выпрямлением ног в коленях, при переносе их через предмет увеличивается амплитуда взмаха переносной ноги и длина шага. При зрительном контроле за постановкой стопы на почву у детей воспитывается глазомер и мышечное ощущение. В дальнейшем дети ставят ногу на почву, не проверяя ее положения зрением. При обучении детей правильной постановке ног наряду с показом, объяснением, зрительными ориентирами в дальнейшем используются имитации: дети, подражая, например, лошадкам, стараются ходить, поднимая ноги повыше. Характерная особенность ходьбы детей — параллельная постановка стопы; носки ног при этом обращены внутрь. У взрослых же, при правильной ходьбе, стопы развернуты к наружи под углом в 12—35°. Чтобы научить детей развертывать стопы несколько кнаружи, используются зрительные ориентиры. Для этого рисуют на дорожке стопы, слегка развернутые кнаружи, и дети ставят ноги точно по рисункам. Высота предметов для перешагивания, ширина шага и угол развернутости стопы от группы к группе увеличиваются, и дети постепенно приучаются к правильной ходьбе. Чтобы помочь детям при ходьбе соблюдать равномерную длину шага, им дают задание ходить через линии, нарисованные на одинаковом расстоянии, перешагивать через предметы, разложенные на полу (обручи, кубики, шнуры). При этом учитывается средняя длина шага у детей разных возрастных групп, и предметы кладутся на соответствующую ширину. У детей наблюдается неравномерный темп ходьбы (неустойчивость темпа). Они идут то быстро, почти бегом, то замедляют шаг. Для регулирования темпа используются звуковые раздражители: удары в бубен, хлопки, музыкальное сопровождение. Темп ходьбы в процессе обучения с возрастом становится медленнее. У взрослых темп ходьбы равен 110—120 шагов в минуту. При скорости 160—170 шагов в минуту шаг делается короче, и ходьба переходит в бег. При темпе 200 шагов в минуту ходьба становится невозможной. Средняя скорость ходьбы у взрослого 4,5—5 км в час. В дальнейшем при обучении ходьбе обращается внимание детей на положение корпуса и головы. Для этого необходимо наряду с показом и объяснением использовать зрительные ориентиры. Детям дают задание идти и смотреть на воспитателя (в младшей группе) или на предметы, подвешенные на стене выше головы ребенка. Кроме того, используются и кожно-мышечные ориентиры (ходьба с предметом на голове и др.). Согласование движений ног и рук не требует особого обучения: детям можно дать задание — размахивать руками, как маятник часов, как деревья во время сильного ветра. Дети научатся размахивать руками с большой амплитудой. А затем ее можно регулировать увеличением темпа ходьбы, шириной шага и заданием повыше поднимать колени. Если ребенок идет обычным шагом (не широким), не поднимает высоко ноги, идет в среднем темпе, то амплитуда взмаха рук будет небольшая. Амплитуду взмаха рук можно увеличить, если детям дать задание повыше поднимать ноги или шире делать шаг, идти в быстром темпе.

БЕГ

Характеристика бега

Бег —  быстрый способ передвижения. В отличие  от ходьбы бег более эффективно влияет на развитие всех групп мышц, сердечно - сосудистой, дыхательной, а также нервной систем. Кроме того, бег укрепляет мышцы, связки внутренних органов. Бег способствует развитию быстроты, ловкости, глазомера, равновесия и других физических качеств. Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря отталкиванию от земли. У детей 2 лет бег сопровождается добавочными движениями, боковыми раскачиваниями, шаг — мелкий, семенящий, ноги полусогнуты в коленях, отрыв от почвы (полетность) отсутствует. Начиная уже с 3 лет дети могут согласовывать движения рук и ног; в беге у них появляется полетность (у девочек раньше, чем у мальчиков). Правильному бегу детей надо учить. Следует обращать внимание детей на такие основные  моменты:  
1. Корпус и голову слегка наклонять, смотреть вперед.  
2. Согласовывать движения рук и ног — правую руку выносить вперед одновременно с левой ногой, а левую — одновременно с правой.  
3.Бежать  легко,  с  отрывом  от  почвы.  
4.Сохранять направление бега.  
5. Стараться ставить ногу перекатом с пятки на носок.            С возрастом у детей увеличивается длина шага (85—90 см), а темп бега становится менее частым (в среднем 168—178 шагов в минуту). Скорость бега постепенно возрастает: у мальчиков она больше, чем у девочек.

Методика обучения

Детей дошкольного возраста обучают различным  видам бега: в одиночку (обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др.), бегу в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную), в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др.), с изменением темпа, (с ускорением, на скорость), с дополнительными заданиями и т. д. Обычный бег выполняется перекатом c пятки на носок. Бежать таким способом по твердому грунту, доскам пола труднее, так как приземление на твердую не эластичную почву вызывает более сильное давление на суставные поверхности и более резкое сокращение мышц. В связи с этим обычный бег проводится на участке, в лесу. Длительный гладкий бег, прямо связан с иммунитетом ребенка. Доктор медицинских наук Ю.Ф.Змановский, автор программы «Здоровый дошкольник», проводивший многолетние исследования с участием многочисленных грамотных и опытных специалистов утверждает однозначно: резистентность к ОРВИ прямо связана с уровнем развития общей выносливости. То есть - чем большее расстояние способен пробегать ребенок в среднем темпе без остановки, тем больше сопротивляемость его организма к ОРВИ.        Необходимо помнить, что начальной дистанцией для бега на которую следует  ориентироваться  будет: 
 -для  2-3лет –30-60м 
 -для  3-4 лет–60-90м 
 -для  4-5лет–90-120м 
 - для 5-7 лет – 120-180 м.

Информация о работе Физическое воспитание детей от 3 до 6 лет