Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить гендерные аспекты психологии личности. Задачи – рассмотреть:
1.понятие гендерной психологии;
2.гендерные различия и социализацию;
3.исследования гендерных различий;
4.гендерную психологию между полами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной психологии…………………..5
1.1.Общее понятие о гендерной психологии……………………………5
1.2.Гендерные различия и социализация………………………………..9
1.3.Исследования гендерных различий……………………………….…12
Глава 2. Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет…………………19
2.1.Гендерная сегрегация в малых группах…………………………….19
2.2. Основные проблемы между тендерами…………………………….22
2.3.Свобода выбора общения и границы дозволенного в поведении с другим полом…………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

гендерная психология.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты гендерной психологии…………………..5

     1.1.Общее  понятие о гендерной психологии……………………………5 

     1.2.Гендерные различия и социализация………………………………..9

     1.3.Исследования гендерных различий……………………………….…12

Глава 2. Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет…………………19

     2.1.Гендерная сегрегация в малых группах…………………………….19

     2.2. Основные проблемы между тендерами…………………………….22

     2.3.Свобода  выбора общения и границы дозволенного  в поведении с другим полом…………………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………..26

Список  использованной литературы

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современная психологическая наука различает  понятия пол и гендер (gender). Хотя вплоть до 60 –70-х гг. ХХ века наука не имела понятия «гендер». Социальные различия между полами не являлись предметом научного анализа. Появление данного термина и исследований о мужских и женских ролях свидетельствуют о возникших противоречиях между традиционными представлениями и новыми реалиями.

     Изучение  психологии мужчины и женщины  их отличий друг от друга имеет  непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.

     Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

     Насколько значимы, закономерны  и оправданы  различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды  и диктующей соответственно свои законы и правила?

     Социальная  психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

     Социальная  психология гендера — это широчайшее поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия {social perception) и самовосприятия (self-perception), самоуважения, возникновения социальных ролей и норм.

     Сегодня ситуация сложилась так, что практически  любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов. Впрочем, это закономерно, ведь социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин

     Цель  курсовой работы – изучить гендерные аспекты психологии личности. Задачи – рассмотреть:

     1.понятие  гендерной психологии;

     2.гендерные  различия и социализацию;

     3.исследования  гендерных различий;

     4.гендерную  психологию между полами.

     Объект  – психология личности. Предмет  –гендерная психология. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты гендерной  психологии

1.1.Общее  понятие о гендерной  психологии

 

     Гендерная психология — совсем новое научное  направление в рамках социально-гуманитарных наук, которое лишь начинает заявлять о себе как о самостоятельной области психологического знания. Появляющиеся в отечественной психологии работы, посвященные различным гендерным проблемам, свидетельствуют о возрастающем интересе ученых к данному разделу психологической науки. Но, к сожалению, в отечественной (как белорусской, так и российской) науке получил «распространение псевдогендерный подход, в котором «гендер» используется как синоним слова «пол», а первый термин представлен просто как «более современное понятие в науке».

     Малейшим  различиям в строении мозга у  представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия.

     В своем знаменитом обзоре «Психология  половых различий», который был опубликован в 1974 г. в США, Маккоби и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства, и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны.

     По  мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической  точки зрения между мужчинами  и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи  даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии.

     Таким образом, когда говорят о биологических  различиях между мужчинами и  женщинами как индивидами, то используют термины "пол", "половой диморфизм", в англоязычной литературе — " sex", когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли тех и других как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях.

     По  образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определенные свойства, придавая им символическое значение. Хотя физиология восприятия света у людей более или менее одинакова, одни культуры и языки терминологически различают только два или три, а другие — несколько десятков и даже сотен цветов. Это имеет свои социальные причины и следствия.

     Один  из самых авторитетных социологов современности  англичанин Энтони Гидденс объясняет, что «гендер» — это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности  мужественности и женственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин.

     Признание гендерных исследований в западных научных центрах происходило  стремительно. К началу 90-х годов практически все научно-образовательные учреждения с солидной репутацией считали своим долгом как развивать гендерные исследования, так и преподавать специальные гендерные курсы. В Россию и Беларусь первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в конце 80-х годов ХХ в. Очень медленно, но настойчиво гендерные исследования утверждаются и в отечественной науке. Одновременно начинается гендерное просвещение общества.

     В истории развития гендерной проблематики в западной психологии можно выделить три направления.

     –первое направление развивалось под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода — парадигма половых (гендерных) различий.

     –второе направление формировалось под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. Научная ориентация этого направления — парадигма уникальности женской психологии.

     –третье направление оформляется под влиянием социоконструкционистского и постмодернистского интеллектуального движения. В рамках этого направления доминирующей в психологии стала парадигма социального конструирования гендера.

     В отечественной психологии весьма распространенной является ситуация, при которой сущность гендерной проблематики трактуется довольно рутинно. Многими специалистами-психологами гендерное направление не рассматривается как научная новация, а выступает как «свежий» и модный ярлык традиционных проблем, разрабатываемых психологией пола. «Гендерное» отождествляется с традиционным пониманием особенностей поведения и полоспецифичных характеристик мужчин и женщин как проявлений, обусловленных биологическими особенностями их организмов.

     Психология  пола изучает то, каким образом  психологические характеристики личности опосредуют физические различия между мужчинами и женщинами и как это отражается на поведении и отношениях представителей мужского и женского пола. Предметная область психологии пола не имеет четких границ, она включает изучение таких проблем, как психологические различия между людьми разного пола, социальная полоролевая дифференциация и стратификация, культурные стереотипы маскулинности и феминности, особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин, психологическая идентификация личности как представителя определенного пола. Американский социолог Рут Хартли выделяет 4 основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: 1) социализация через манипуляции, 2) вербальная апелляция, 3) канализация, 4) демонстрация деятельности.

     А. Маслоу считал, что понятие «мужское» и «женское» не отражают сущности явления, которое они должны раскрывать. Эти понятия, говорит А. Маслоу, только вводят всех в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущи мужчине, порой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот. На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения между людьми, а также требования к человеку в зависимости от пола.

     На  уровне обыденного сознания тезис З. Фрейда «Анатомия — это судьба»  является незыблемым постулатом. В  отличие от биологического детерминизма социальный конструктивизм постулирует, что половые роли сконструированы, и отстаивает тезис: и мужчины и женщины создаются, ими не рождаются. Можно сказать, что постулатом социального конструктивизма является тезис Симоны де Бовуар «Женщиной не рождаются, женщиной становятся» (равным образом, не рождаются и мужчиной). Социальный конструктивизм утверждает, что не существует ни женской, ни мужской сущности: биология — не есть судьба ни для мужчины, ни для женщины. Все мужское и женское создано в разных контекстах, и наполнено различным содержанием опыта и смысла. 
 

     1.2.Гендерные различия и социализация 
 

     В психологии гендер – это социально  биологическая характеристика, с  помощью которой люди дают определение  понятиям «мужчина» и «женщина».

     Социальные  психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются  соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление»  описывает механизм того, как человек  вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

     Информационное  давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует  придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт,  а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится  и  гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины  и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди  и средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу  что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами – одобрение, интернализация. Третьим типом является – идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Информация о работе Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет