Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить гендерные аспекты психологии личности. Задачи – рассмотреть:
1.понятие гендерной психологии;
2.гендерные различия и социализацию;
3.исследования гендерных различий;
4.гендерную психологию между полами.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной психологии…………………..5
1.1.Общее понятие о гендерной психологии……………………………5
1.2.Гендерные различия и социализация………………………………..9
1.3.Исследования гендерных различий……………………………….…12
Глава 2. Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет…………………19
2.1.Гендерная сегрегация в малых группах…………………………….19
2.2. Основные проблемы между тендерами…………………………….22
2.3.Свобода выбора общения и границы дозволенного в поведении с другим полом…………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной психологии…………………..5
1.1.Общее
понятие о гендерной
1.2.Гендерные различия и социализация………………………………..9
1.3.Исследования гендерных различий……………………………….…12
Глава 2. Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет…………………19
2.1.Гендерная сегрегация в малых группах…………………………….19
2.2. Основные проблемы между тендерами…………………………….22
2.3.Свобода
выбора общения и границы
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Современная
психологическая наука
Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?
Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.
Социальная психология гендера — это широчайшее поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия {social perception) и самовосприятия (self-perception), самоуважения, возникновения социальных ролей и норм.
Сегодня
ситуация сложилась так, что практически
любое социально-
Цель курсовой работы – изучить гендерные аспекты психологии личности. Задачи – рассмотреть:
1.понятие гендерной психологии;
2.гендерные различия и социализацию;
3.исследования гендерных различий;
4.гендерную психологию между полами.
Объект
– психология личности. Предмет
–гендерная психология.
Гендерная психология — совсем новое научное направление в рамках социально-гуманитарных наук, которое лишь начинает заявлять о себе как о самостоятельной области психологического знания. Появляющиеся в отечественной психологии работы, посвященные различным гендерным проблемам, свидетельствуют о возрастающем интересе ученых к данному разделу психологической науки. Но, к сожалению, в отечественной (как белорусской, так и российской) науке получил «распространение псевдогендерный подход, в котором «гендер» используется как синоним слова «пол», а первый термин представлен просто как «более современное понятие в науке».
Малейшим различиям в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия.
В своем знаменитом обзоре «Психология половых различий», который был опубликован в 1974 г. в США, Маккоби и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства, и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны.
По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии.
Таким образом, когда говорят о биологических различиях между мужчинами и женщинами как индивидами, то используют термины "пол", "половой диморфизм", в англоязычной литературе — " sex", когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли тех и других как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях.
По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определенные свойства, придавая им символическое значение. Хотя физиология восприятия света у людей более или менее одинакова, одни культуры и языки терминологически различают только два или три, а другие — несколько десятков и даже сотен цветов. Это имеет свои социальные причины и следствия.
Один
из самых авторитетных социологов современности
англичанин Энтони Гидденс объясняет,
что «гендер» — это не физические
различия между мужчиной и женщиной,
а социально формируемые
Признание гендерных исследований в западных научных центрах происходило стремительно. К началу 90-х годов практически все научно-образовательные учреждения с солидной репутацией считали своим долгом как развивать гендерные исследования, так и преподавать специальные гендерные курсы. В Россию и Беларусь первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в конце 80-х годов ХХ в. Очень медленно, но настойчиво гендерные исследования утверждаются и в отечественной науке. Одновременно начинается гендерное просвещение общества.
В истории развития гендерной проблематики в западной психологии можно выделить три направления.
–первое направление развивалось под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода — парадигма половых (гендерных) различий.
–второе направление формировалось под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. Научная ориентация этого направления — парадигма уникальности женской психологии.
–третье направление оформляется под влиянием социоконструкционистского и постмодернистского интеллектуального движения. В рамках этого направления доминирующей в психологии стала парадигма социального конструирования гендера.
В отечественной психологии весьма распространенной является ситуация, при которой сущность гендерной проблематики трактуется довольно рутинно. Многими специалистами-психологами гендерное направление не рассматривается как научная новация, а выступает как «свежий» и модный ярлык традиционных проблем, разрабатываемых психологией пола. «Гендерное» отождествляется с традиционным пониманием особенностей поведения и полоспецифичных характеристик мужчин и женщин как проявлений, обусловленных биологическими особенностями их организмов.
Психология пола изучает то, каким образом психологические характеристики личности опосредуют физические различия между мужчинами и женщинами и как это отражается на поведении и отношениях представителей мужского и женского пола. Предметная область психологии пола не имеет четких границ, она включает изучение таких проблем, как психологические различия между людьми разного пола, социальная полоролевая дифференциация и стратификация, культурные стереотипы маскулинности и феминности, особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин, психологическая идентификация личности как представителя определенного пола. Американский социолог Рут Хартли выделяет 4 основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: 1) социализация через манипуляции, 2) вербальная апелляция, 3) канализация, 4) демонстрация деятельности.
А. Маслоу считал, что понятие «мужское» и «женское» не отражают сущности явления, которое они должны раскрывать. Эти понятия, говорит А. Маслоу, только вводят всех в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущи мужчине, порой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот. На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения между людьми, а также требования к человеку в зависимости от пола.
На
уровне обыденного сознания тезис З.
Фрейда «Анатомия — это судьба»
является незыблемым постулатом. В
отличие от биологического детерминизма
социальный конструктивизм постулирует,
что половые роли сконструированы, и отстаивает
тезис: и мужчины и женщины создаются,
ими не рождаются. Можно сказать, что постулатом
социального конструктивизма является
тезис Симоны де Бовуар «Женщиной не рождаются,
женщиной становятся» (равным образом,
не рождаются и мужчиной). Социальный конструктивизм
утверждает, что не существует ни женской,
ни мужской сущности: биология — не есть
судьба ни для мужчины, ни для женщины.
Все мужское и женское создано в разных
контекстах, и наполнено различным содержанием
опыта и смысла.
1.2.Гендерные
различия и социализация
В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
Социальные
психологи считают, что две основные
причины, из-за которых люди стараются
соответствовать гендерным
Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами – одобрение, интернализация. Третьим типом является – идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.
Информация о работе Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет