Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить гендерные аспекты психологии личности. Задачи – рассмотреть:
1.понятие гендерной психологии;
2.гендерные различия и социализацию;
3.исследования гендерных различий;
4.гендерную психологию между полами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной психологии…………………..5
1.1.Общее понятие о гендерной психологии……………………………5
1.2.Гендерные различия и социализация………………………………..9
1.3.Исследования гендерных различий……………………………….…12
Глава 2. Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет…………………19
2.1.Гендерная сегрегация в малых группах…………………………….19
2.2. Основные проблемы между тендерами…………………………….22
2.3.Свобода выбора общения и границы дозволенного в поведении с другим полом…………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

гендерная психология.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

    Межполовая  конфронтация проявляется и в «границах дозволенного» для мальчиков и для девочек. Этот термин принадлежит Б. Сорни и обозначает новое явление во взаимоотношениях полов: сочетание прежней конфронтации и будущего согласования. Оно подчиняется неким неписаным правилам: что можно делать с представителем противоположного пола, а чего нельзя.

    Вот некоторые примеры из проведенного Сорни исследования детей младшего школьного возраста. В этом исследовании дети играли в игру, которая называлась «Охота и поцелуй». Мальчики, предложив  девочкам поиграть в мяч и получив их согласие, хватали мяч и убегали, провоцируя девочек догонять их. Точно так же поступали девочки, когда инициаторами игры выступали они. При этом именно девочки чаще провоцировали мальчиков начать подобную игру. К примеру, девочка подбегала к мальчикам, кричала: «Вы не поймаете меня» и убегала, мальчики же ее догоняли. Следующая стадия в игре — поцелуй пойманного игрока: если девочки поймали мальчика, далее следовал ритуал, в ходе которого они его целовали под аплодисменты других девочек и насмешки других мальчиков. Оба пола одинаково интерпретировали это событие: оно означало унижение, оскорбление мальчика, а не проявление любви к нему. При этом мальчики чаще воспринимали физический контакт с девочками как «разврат».

    Эти примеры демонстрируют амбивалентность переживаний детей: с одной стороны, они оставались верными правилу враждебности к другому полу, а с другой — пробовали новые формы поведения, которые в будущем приведут к разрушению сегрегации полов и их конфронтации. Таким образом, в этом исследовании выявились границы дозволенного: можно было играть с представителем противоположного пола, можно было даже его целовать, но при этом ни в коем случае не испытывать к нему добрых чувств. В итоге дети и оставались верны своему полу (относясь к нему лучше, чем к противоположному), и в то же время постепенно начинали взаимодействовать с противоположным полом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

 

     На  сколько же велика разница между  мужчинами и женщинами. Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не тук уж велики как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации  создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.

     Как уже было сказано ранее существует множество ограничений накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности,  а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.

     Конечно, со временем все меняется. Все большее  число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и  женщин несколько сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому,  и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 
 

1.Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. – С. 124.

2.Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии: Научно-методический журнал. 1999. – С. 45.

3.Арутюнян М. Ю. "Кто я?" Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.

4.Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. – С. 74.

5.Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. – С. 64.

6.Он же. Стереотипы мужественности-женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. 1989. – С. 241.

7.Он же. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. – С. 201.

8.Клецина И. C. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

9.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. – С. 203.

11.Кудинов С. И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. Т. 19. 1998. 12.Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999. – С. 520.

13.Митина О. В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. 14.Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. – С. 452.

Приложения 

Приложение 1. Изучение тендерных  установок у детей  

Опрос проводится индивидуально у детей 3-7 лет. После установления контакта с ребенком ему задают следующие  вопросы:

1.   Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, — например, для мальчиков «дядя», «муж», «папа» и т. п.);

2.   Когда ты вырастешь, кем ты  будешь: а) дядей или тетей;  б) мужем или женой; в) папой  или мамой?

3.   Кем ты хочешь быть, когда вырастешь:  а) дядей или тетей; б) мужем  или женой; в) папой или мамой?

А. Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

5.   А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком  (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

6.   Знаешь ли ты, чем отличаются  мальчики от девочек? Если вопрос  непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчики и девочки — это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаёшь — кто мальчик, а кто девочка? Регистрируются ответы и материалы свободного обсуждения.

Информация о работе Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет