Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить гендерные аспекты психологии личности. Задачи – рассмотреть:
1.понятие гендерной психологии;
2.гендерные различия и социализацию;
3.исследования гендерных различий;
4.гендерную психологию между полами.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной психологии…………………..5
1.1.Общее понятие о гендерной психологии……………………………5
1.2.Гендерные различия и социализация………………………………..9
1.3.Исследования гендерных различий……………………………….…12
Глава 2. Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет…………………19
2.1.Гендерная сегрегация в малых группах…………………………….19
2.2. Основные проблемы между тендерами…………………………….22
2.3.Свобода выбора общения и границы дозволенного в поведении с другим полом…………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы
Существует четыре аспекта, по которым сходятся различные по другим показателям культуры: 1. Разделение труда по половому признаку 2. убеждения или стереотипы, связанные с различием между мужчинами и женщинами 3. Дифференциальная социализация мальчиков и девочек 4. меньшая власть и более низкий статус женщин.
Исторически сложилось, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняют разную работу, но конкретные виды работ выполняемые разными полами не всегда совпадают. В пример можно привести Центральную Африку и Латинскую Америку, в первой главными специалистами по земледелию являются женщины, а во второй мужчины.
В
каждой стране существует свое предпочтение
к женским и мужским
Культурная
специфика особенно важна в связи
с изменением гендерных ролей. Социальные
изменения могут быстрее
Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах.
Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.
В дошкольном возрасте дети начинают играть в ролевые игры. В предыдущие периоды можно было «играть рядом» и, по-видимому, было не так важно, какого пола этот «играющий рядом». В ролевых же играх пол доктора, учителя, родителя является важным фактором.
В предыдущих возрастах дети обычно дружат по двое. Но по мере взросления они начинают образовывать более многочисленные дружеские группировки: по три и четыре человека. При этом наблюдается следующая закономерность: к дружеской диаде (которая составляет центральное ядро группировки) присоединяются один или два человека. Такие группировки (из трех или четырех человек) менее устойчивы, чем диады. Половой же состав новых группировок может быть и смешанным. Но если мальчик присоединяется к диаде девочек, он никогда не становится членом «ядра», а только периферийным участником. То же самое происходит, когда девочка присоединяется к «ядерной диаде» мальчиков.
Взрослые организуют общение детей так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом. В этих случаях половая сегрегация является скрытой или даже вообще незаметной. Она проявляется наиболее ярко там, где дети предоставлены себе — в свободных детских играх. По мере взросления дети все чаще начинают играть без взрослых, и половая сегрегация усиливается. Для игры дети образовывают и однополые, и смешанные группировки, но в возрасте 4,5 лет соотношение первых и последних группировок составляет 3:1, а 6,5 лет — уже 11:1.
Испытуемые: 100 детей обоего пола, 2 возрастные группы: а) 4,5 и б) 6,5 лет. Методика: наблюдение за свободными играми детей. Результаты:
1) обнаружены однополые и смешанные игровые группировки детей;
2) в возрасте 4,5 лет соотношение однополых и смешанных группировок составляет 3:1;
3) в возрасте 6,5 лет это соотношение равняется 11:1.
Кросс-культурные исследования продемонстрировали наличие половой сегрегации во многих культурах. Прежде всего она наблюдается там, где дети разного пола воспитываются отдельно или существуют ограничения для их общения. В Индии сестры живут отдельно от братьев, а в некоторых странах Африки — жены со своими детьми ограничены в общении с другими членами общества. В индустриальных странах, напротив, в детских учреждениях мальчики и девочки воспитываются вместе.
При этом мальчики сильнее стремятся отделиться от девочек в тех культурах, где наблюдается гендерное неравенство, т. е. там, где статус мужчины явно выше, чем статус женщины. Последнее обстоятельство столь красноречиво, что не нуждается в комментариях.
Характер культуры существенно сказывается на степени гендерной сегрегации после начала школьного обучения.
В свободном общении гендерная сегрегация продолжает существовать и проявляется достаточно ярко. Это общение в школьном коридоре, в столовой, в играх, после окончания занятий. Существуют неписаные правила такой сегрегации. Мальчики занимают центр игрового поля, а девочки — периферию. В столовой существуют «столы для мальчиков» и «столы для девочек».
Таблица 1. Характеристика игр мальчиков и девочек в возрасте 3-7 лет.
Игры мальчиков | Игры девочек |
Большое количество участников | Количество участников: 2-3 человека |
Чаще проходят на улице | Чаще проходят в помещении |
Захват большого пространства | Небольшое пространство для игры |
В большинстве случаев подвижные | В большинстве случаев спокойные |
Лидер завоевывает свое положение с помощью физической силы | Лидер завоевывает свое положение с помощью вербальных переговоров |
Перевозят игрушки «таранным» способом | Перевозят игрушки осторожно, стараясь не задеть других детей |
Во время игры часто совместно смеются, даже при падении одного из участников | Смеются реже |
Невольные
или специальные падения |
Не
насмехаются над другими |
Физические контакты: устраивают «кучу малу» и т. п. | Избегают столкновений и толчков |
В два раза чаще конфликтуют из-за игрушек (на третьем году) | В два раза реже конфликтуют из-за игрушек (на третьем году) |
Чаще проявляют агрессию (по отношению к мальчикам), в том числе шуточную | Реже проявляют агрессию |
Во время игры активно демонстрируют эмоции, преимущественно положительные | Во время игры ведут себя в основном тихо и спокойно |
Пик хулиганского поведения — 4 года | Такое поведение не обнаружено |
В диадах мальчиков — более четкая иерархия доминирования-подчинения | В диадах девочек — споры о доминировании-подчинении |
Большая конкурентность, как индивидуальная, так и групповая (занимает около 50% игрового времени) | Меньшая конкурентность, как индивидуальная, так и групповая (занимает около 1% игрового времени) |
Большая кооперативность внутри своей команды | Меньшая кооперативность внутри своей команды |
Любят героические роли (разыгрывают их на улице с другими мальчиками) и не любят семейные | Любят школьные (учитель-ученик) и семейные роли (матери и отца), а также роли балерин |
Часто играют в одиночестве | Редко играют в одиночестве |
Атрибуты игр — лук со стрелами, ружье, шпага и т. п. | Атрибуты игр — куклы, балетное платье, но также и мужская одежда |
Как показывает таблица, в целом игровой стиль мальчиков является более «хулиганским», с физическими контактами; это шумные игры на улице, с большим количеством участников, сопровождающиеся громким хохотом и положительными эмоциями. В предыдущих главах было показано, что группировки мальчиков характеризуются более четкой иерархией доминирования-подчинения. Мальчики больше конкурируют друг с другом (50% игрового времени — данные Кромби). Но конкурентность по отношению к чужой группе сочетается с кооперативностью к своей — мальчики больше девочек болеют за свою команду.
Игры девочек тихие и спокойные, с 2-3 участниками, проходят в помещении. В группировках девочек доминантная структура является более размытой: девочки не так активно доминируют, но и не хотят подчиняться. Девочки менее конкурентны в играх (всего 1% игрового времени), но и не так рьяно болеют за своих, как мальчики.
2.2.
Основные проблемы
между тендерами
Одной из причин конфронтации полов является их сегрегация. Они растут и играют отдельно друг от друга и не знают представителей другого пола, а также не доверяют им. При этом имеет место каузальная атрибуция: другому полу приписываются качества, не свойственные своему полу. Девочки считают, что мальчики нечестны, грубы, ведут себя слишком шумно, а мальчики — что девочки плаксы. Поведение другого пола вызывает неодобрение.
Девочкам не нравится грубый мальчишеский стиль в играх, и они стараются держаться подальше от мальчиков. Мальчики, возможно, с помощью такого стиля захватывают себе больше игрового пространства и игрушек. В исследовании Чар-лесвоса даже доминантные девочки, которые с успехом добивались своего при общении с другими девочками, уступали мальчикам с их конкурентным стилем прямого давления. Мальчики буквально физически отталкивали девочек (занимая место для просмотра кинофильма).
Один вид игрушек был особенно популярен среди детей: трехколесные и двухколесные велосипеды. И именно их почти всегда захватывали мальчики, прибегая к силовым конкурентным методам (например, не давали ездить тому, кто садился на велосипед). Девочки получали доступ к велосипедам только с помощью воспитателей или в тех редких случаях, когда велосипед был не занят мальчиками. Девочки осознавали такое положение и смирялись с ним: «Велосипеды — это для мальчиков».
В другом, американском, опыте девочки с удовольствием прыгали на детском батуте, но, увидев, что к ним приближаются мальчики, закричали: «Ой! Они здесь!», бросили батут и убежали.
присутствии мальчиков девочки более тесно общаются со взрослыми, видимо, ища у них защиты или справедливого распределения игрушек и игрового пространства. Маккоби свидетельствует, что даже простое присутствие взрослых, не осуществляющих прямого вмешательства, может заставить мальчиков поделиться игрушками или уступить место при просмотре фильма.
Выше я уже не раз показывала, что мальчики больше ориентируются на своих сверстников (других мальчиков), а девочки — на мир взрослых. Здесь мы также обнаруживаем такое явление, и поведение девочек оправдано стремлением получить у взрослых защиту от грубости или несправедливости мальчиков. Одним из объяснений такой ориентации на взрослых у девочек является то, что мальчики сильнее их. Но это не единственная причина. До 10 лет девочки практически не уступают мальчикам в физической силе, однако все же избегают физического столкновения, хотя могли бы дать отпор. Маккоби считает, что опасения девочек связаны с тем, что они не знают, чего ждать от мальчиков. Кроме того, в ее исследованиях выяснилось, что мальчики игнорируют попытки девочек повлиять на них с помощью разговоров.
Б. Фэгот также установила, что девочки поддаются влиянию детей обоего пола, а мальчики реагируют только на других мальчиков.
Возможно, ориентация на мир взрослых — это проявление более раннего взросления девочек и их большей коммуникативности (по сравнению с мальчиками, которые созревают позднее и ориентированы на предметный мир). Это предположение нуждается в проверке в дальнейших исследованиях.
Конфронтация
полов связана и с некоторыми
другими факторами.
2.3.
Свобода выбора общения
и границы дозволенного
в поведении с другим
полом
Мальчики ведут себя более грубо в присутствии других мальчиков — они как бы доказывают, что верны мальчишеским правилам игры. В то же время многие физически развитые девочки любят играть в атлетические игры наравне с мальчиками. Б. Сорни описал одну афроамериканскую девочку, которая играла и в мальчишеские, и в девчоночьи игры, была ассертивна и физически и вербально. Она дружила как с мальчиками, так и с девочками, и под ее влиянием ряд девочек был принят в мальчишескую компанию. Этот характерный пример демонстрирует большую свободу выбора в общении, свойственную девочкам. Был и другой пример: когда мальчик-лидер играл с девочками в их игры, и здесь также он был лидером. Но это исключение объясняется высоким статусом мальчика. Обычно другие мальчики отворачиваются от тех, кто играет с девочками. Здесь проявляется феномен, известный в психологии лидерства: лидеру позволены такие формы поведения, которые осуждаются у не-лидеров (и то лишь до известных пределов).
Информация о работе Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет