Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить гендерные аспекты психологии личности. Задачи – рассмотреть:
1.понятие гендерной психологии;
2.гендерные различия и социализацию;
3.исследования гендерных различий;
4.гендерную психологию между полами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной психологии…………………..5
1.1.Общее понятие о гендерной психологии……………………………5
1.2.Гендерные различия и социализация………………………………..9
1.3.Исследования гендерных различий……………………………….…12
Глава 2. Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет…………………19
2.1.Гендерная сегрегация в малых группах…………………………….19
2.2. Основные проблемы между тендерами…………………………….22
2.3.Свобода выбора общения и границы дозволенного в поведении с другим полом…………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

гендерная психология.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

      Существует  четыре аспекта, по которым сходятся различные по другим показателям  культуры: 1. Разделение труда по половому признаку 2. убеждения или стереотипы, связанные с различием между мужчинами и  женщинами 3. Дифференциальная социализация мальчиков и девочек 4. меньшая власть и более низкий статус женщин.

      Исторически сложилось, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняют разную работу, но конкретные виды работ выполняемые разными полами не всегда совпадают. В пример можно привести Центральную Африку и Латинскую Америку, в первой главными специалистами по земледелию являются женщины, а во второй мужчины.

      В каждой стране существует свое предпочтение к женским и мужским стереотипам. Как показывают исследования большую  роль играет религия. Женские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции включают в себя поклонение божествам женского пола и где женщинам позволено участвовать в  религиозных церемониях.

      Культурная  специфика особенно важна в связи  с изменением гендерных ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить  в тех странах, где не столь  велика покорность властям и верность групповым нормам. Западная культура характеризуется психологами, как индивидуалистические общества. В таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и независимостью. Коллективистические общества подобные Японскому, предают повышенное значение подчинению индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих. Такие культуры, где поощряется покорность старшим, могут отличаться  большей резистентностью  к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее охотно принимают изменения.

      Путь  к достижению гендерного равенства  имеет свои особенности, зависящие  от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам  в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах.

      Культура  каждой страны индивидуальна, в ней  есть и отличия и сходства с  остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и культурное разнообразие  могут иногда приходить в противоречие друг  с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Изучение тендерных  установок у детей 3-7 лет

2.1.Гендерная сегрегация в малых группах

 

     В дошкольном возрасте дети начинают играть в ролевые игры. В предыдущие периоды  можно было «играть рядом» и, по-видимому, было не так важно, какого пола этот «играющий рядом». В ролевых же играх пол доктора, учителя, родителя является важным фактором.

     В предыдущих возрастах дети обычно дружат по двое. Но по мере взросления они начинают образовывать более многочисленные дружеские группировки: по три и  четыре человека. При этом наблюдается  следующая закономерность: к дружеской диаде (которая составляет центральное ядро группировки) присоединяются один или два человека. Такие группировки (из трех или четырех человек) менее устойчивы, чем диады. Половой же состав новых группировок может быть и смешанным. Но если мальчик присоединяется к диаде девочек, он никогда не становится членом «ядра», а только периферийным участником. То же самое происходит, когда девочка присоединяется к «ядерной диаде» мальчиков.

     Взрослые  организуют общение детей так, чтобы  мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом. В этих случаях половая сегрегация является скрытой или даже вообще незаметной. Она проявляется наиболее ярко там, где дети предоставлены себе — в свободных детских играх. По мере взросления дети все чаще начинают играть без взрослых, и половая сегрегация усиливается. Для игры дети образовывают и однополые, и смешанные группировки, но в возрасте 4,5 лет соотношение первых и последних группировок составляет 3:1, а 6,5 лет — уже 11:1.

     Испытуемые: 100 детей обоего пола, 2 возрастные группы: а) 4,5 и б) 6,5 лет. Методика: наблюдение за свободными играми детей. Результаты:

     1) обнаружены однополые и смешанные игровые группировки детей;

     2) в возрасте 4,5 лет соотношение однополых и смешанных группировок составляет 3:1;

     3) в возрасте 6,5 лет это соотношение равняется 11:1.

     Кросс-культурные исследования продемонстрировали наличие  половой сегрегации во многих культурах. Прежде всего она наблюдается там, где дети разного пола воспитываются отдельно или существуют ограничения для их общения. В Индии сестры живут отдельно от братьев, а в некоторых странах Африки — жены со своими детьми ограничены в общении с другими членами общества. В индустриальных странах, напротив, в детских учреждениях мальчики и девочки воспитываются вместе.

     При этом мальчики сильнее стремятся отделиться от девочек в тех культурах, где наблюдается гендерное неравенство, т. е. там, где статус мужчины явно выше, чем статус женщины. Последнее обстоятельство столь красноречиво, что не нуждается в комментариях.

     Характер  культуры существенно сказывается на степени гендерной сегрегации после начала школьного обучения.

     В свободном общении гендерная  сегрегация продолжает существовать и  проявляется достаточно ярко. Это общение в школьном коридоре, в столовой, в играх, после окончания занятий. Существуют неписаные правила такой сегрегации. Мальчики занимают центр игрового поля, а девочки — периферию. В столовой существуют «столы для мальчиков» и «столы для девочек».

     Таблица 1. Характеристика игр мальчиков и девочек в возрасте 3-7 лет.

    Игры  мальчиков     Игры  девочек
    Большое количество участников     Количество  участников: 2-3 человека
    Чаще  проходят на улице     Чаще  проходят в помещении
    Захват  большого пространства     Небольшое пространство для игры
    В большинстве случаев подвижные     В большинстве случаев спокойные
    Лидер завоевывает свое положение с  помощью физической силы     Лидер завоевывает свое положение с  помощью вербальных переговоров
    Перевозят игрушки «таранным» способом     Перевозят игрушки осторожно, стараясь не задеть других детей
    Во  время игры часто совместно смеются, даже при падении одного из участников     Смеются реже
    Невольные или специальные падения вызывают смех других участников     Не  насмехаются над другими участниками
    Физические  контакты: устраивают «кучу малу»  и т. п.     Избегают  столкновений и толчков
    В два раза чаще конфликтуют из-за игрушек (на третьем году)     В два раза реже конфликтуют из-за игрушек (на третьем году)
    Чаще  проявляют агрессию (по отношению  к мальчикам), в том числе шуточную     Реже  проявляют агрессию
    Во  время игры активно демонстрируют эмоции, преимущественно положительные     Во  время игры ведут себя в основном тихо и спокойно
    Пик хулиганского поведения — 4 года     Такое поведение не обнаружено
    В диадах мальчиков — более четкая иерархия доминирования-подчинения     В диадах девочек — споры о доминировании-подчинении
    Большая конкурентность, как индивидуальная, так и групповая (занимает около 50% игрового времени)     Меньшая конкурентность, как индивидуальная, так и групповая (занимает около 1% игрового времени)
    Большая кооперативность внутри своей команды     Меньшая кооперативность внутри своей команды
    Любят героические роли (разыгрывают их на улице с другими мальчиками) и не любят семейные     Любят школьные (учитель-ученик) и семейные роли (матери и отца), а также роли балерин
    Часто играют в одиночестве     Редко играют в одиночестве
    Атрибуты  игр — лук со стрелами, ружье, шпага и т. п.     Атрибуты  игр — куклы, балетное платье, но также и мужская одежда
 

     Как показывает таблица, в целом игровой стиль мальчиков является более «хулиганским», с физическими контактами; это шумные игры на улице, с большим количеством участников, сопровождающиеся громким хохотом и положительными эмоциями. В предыдущих главах было показано, что группировки мальчиков характеризуются более четкой иерархией доминирования-подчинения. Мальчики больше конкурируют друг с другом (50% игрового времени — данные Кромби). Но конкурентность по отношению к чужой группе сочетается с кооперативностью к своей — мальчики больше девочек болеют за свою команду.

     Игры  девочек тихие и спокойные, с 2-3 участниками, проходят в помещении. В группировках девочек доминантная структура является более размытой: девочки не так активно доминируют, но и не хотят подчиняться. Девочки менее конкурентны в играх (всего 1% игрового времени), но и не так рьяно болеют за своих, как мальчики.

   2.2. Основные проблемы  между тендерами 
 

    Одной из причин конфронтации полов является их сегрегация. Они растут и играют отдельно друг от друга и не знают представителей другого пола, а также не доверяют им. При этом имеет место каузальная атрибуция: другому полу приписываются качества, не свойственные своему полу. Девочки считают, что мальчики нечестны, грубы, ведут себя слишком шумно, а мальчики — что девочки плаксы. Поведение другого пола вызывает неодобрение.

    Девочкам  не нравится грубый мальчишеский стиль  в играх, и они стараются держаться  подальше от мальчиков. Мальчики, возможно, с помощью такого стиля захватывают  себе больше игрового пространства и  игрушек. В исследовании Чар-лесвоса  даже доминантные девочки, которые с успехом добивались своего при общении с другими девочками, уступали мальчикам с их конкурентным стилем прямого давления. Мальчики буквально физически отталкивали девочек (занимая место для просмотра кинофильма).

    Один вид игрушек был особенно популярен среди детей: трехколесные и двухколесные велосипеды. И именно их почти всегда захватывали мальчики, прибегая к силовым конкурентным методам (например, не давали ездить тому, кто садился на велосипед). Девочки получали доступ к велосипедам только с помощью воспитателей или в тех редких случаях, когда велосипед был не занят мальчиками. Девочки осознавали такое положение и смирялись с ним: «Велосипеды — это для мальчиков».

    В другом, американском, опыте девочки  с удовольствием прыгали на детском батуте, но, увидев, что к ним приближаются мальчики, закричали: «Ой! Они здесь!», бросили батут и убежали.

    присутствии мальчиков девочки более тесно  общаются со взрослыми, видимо, ища  у них защиты или справедливого  распределения игрушек и игрового пространства. Маккоби свидетельствует, что даже простое присутствие взрослых, не осуществляющих прямого вмешательства, может заставить мальчиков поделиться игрушками или уступить место при просмотре фильма.

    Выше  я уже не раз показывала, что  мальчики больше ориентируются на своих сверстников (других мальчиков), а девочки — на мир взрослых. Здесь мы также обнаруживаем такое явление, и поведение девочек оправдано стремлением получить у взрослых защиту от грубости или несправедливости мальчиков. Одним из объяснений такой ориентации на взрослых у девочек является то, что мальчики сильнее их. Но это не единственная причина. До 10 лет девочки практически не уступают мальчикам в физической силе, однако все же избегают физического столкновения, хотя могли бы дать отпор. Маккоби считает, что опасения девочек связаны с тем, что они не знают, чего ждать от мальчиков. Кроме того, в ее исследованиях выяснилось, что мальчики игнорируют попытки девочек повлиять на них с помощью разговоров.

    Б. Фэгот также установила, что девочки поддаются влиянию детей обоего пола, а мальчики реагируют только на других мальчиков.

    Возможно, ориентация на мир взрослых — это  проявление более раннего взросления девочек и их большей коммуникативности (по сравнению с мальчиками, которые созревают позднее и ориентированы на предметный мир). Это предположение нуждается в проверке в дальнейших исследованиях.

    Конфронтация  полов связана и с некоторыми другими факторами. 
 
 
 
 

   2.3. Свобода выбора общения и границы дозволенного в поведении с другим полом 

    Мальчики  ведут себя более грубо в присутствии  других мальчиков — они как  бы доказывают, что верны мальчишеским правилам игры. В то же время многие физически развитые девочки любят играть в атлетические игры наравне с мальчиками. Б. Сорни описал одну афроамериканскую девочку, которая играла и в мальчишеские, и в девчоночьи игры, была ассертивна и физически и вербально. Она дружила как с мальчиками, так и с девочками, и под ее влиянием ряд девочек был принят в мальчишескую компанию. Этот характерный пример демонстрирует большую свободу выбора в общении, свойственную девочкам. Был и другой пример: когда мальчик-лидер играл с девочками в их игры, и здесь также он был лидером. Но это исключение объясняется высоким статусом мальчика. Обычно другие мальчики отворачиваются от тех, кто играет с девочками. Здесь проявляется феномен, известный в психологии лидерства: лидеру позволены такие формы поведения, которые осуждаются у не-лидеров (и то лишь до известных пределов).

Информация о работе Изучение тендерных установок у детей 3-7 лет