Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Как в прошлом столетии, так и на современном этапе подход к вопросу о внимании носит многосторонний характер. В этой области работали многие отечественные и зарубежные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В. В. Зеньковский, Н. Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, А. Бен, И. Гербарат, В. Гамильтон, Р. Декарт, Г. Лотце, Т. Рибо и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКЕ ……………………………………………………………………………7
1.1.Теоретические подходы к проблеме внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….7
1.2. Понятие внимания, его психологические характеристики ……...13
1.3. Основные свойства внимания……………………………………....15
1.4. Расстройства внимания………………………………………………17
1.5.Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………...22
1.6. Диагностические методики по исследованию внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………..27
1.7. Коррекция и развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста …………………………………………..…… 28
Выводы по I главе ………………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 11ЛЕТ……………………………………………………………………………..32
2.1. Программа экспертного исследования……………………………...32
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………33
2.2.1.Результаты исследования устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Корректурная проба»……………………………………… ……………………….33
2.2.2.Результаты исследования концентрации внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Перепутанные линии» (Рисс)……………………………………………………….33
2.3.Выводы по результатам экспериментального исследования………………………………………………………..34
2.4. Рекомендации по результатам исследования для учителей и родителей……………………………………………………………..35
Выводы по II главе ……………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет.doc

— 1.22 Мб (Скачать)


 

Нижегородский  филиал

Негосударственной образовательной

Автономной некоммерческой организации

Высшего профессионального  образования

                                       «Институт Бизнеса и Политики»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Возрастная  психология и психология развития»

по теме: «Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет»

 

 

                                                    

                                                Выполнил:

                                                                           Горяшова Е.В., ПЗ- 05- 10

                                                                        Факультет практической                        

                                                     психологии;

                                                 Проверил:

                                                                      к. пcихол. н. доцент ИБП

                                                   Мурзина Е.Б.

                                       

 

 

Нижний Новгород

2012 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3

ГЛАВА I.  ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

НАУКЕ ……………………………………………………………………………7

        1.1.Теоретические подходы к проблеме внимания  в отечественной и         зарубежной психологии………………………………………………….7

           1.2. Понятие внимания, его психологические   характеристики ……...13

           1.3. Основные свойства внимания……………………………………....15

         1.4. Расстройства внимания………………………………………………17

           1.5.Особенности развития внимания у детей младшего школьного   возраста ……………………………………………………………...22

           1.6. Диагностические методики по исследованию внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………..27  

          1.7. Коррекция  и развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста …………………………………………..…… 28                          

          Выводы по I главе ………………………………………………………...29

ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 11ЛЕТ……………………………………………………………………………..32

          2.1. Программа экспертного исследования……………………………...32

          2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………33

          2.2.1.Результаты исследования устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Корректурная проба»……………………………………… ……………………….33

           2.2.2.Результаты исследования концентрации внимания  у детей       младшего школьного возраста по методике «Перепутанные линии» (Рисс)……………………………………………………….33

          2.3.Выводы по результатам экспериментального  исследования………………………………………………………..34

         2.4. Рекомендации по результатам исследования для учителей и родителей……………………………………………………………..35

           Выводы по II главе ……………………………………………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Как в прошлом столетии, так и на современном этапе подход к вопросу о внимании носит многосторонний характер. В этой области работали многие отечественные и зарубежные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф.  Добрынин, В. В. Зеньковский, Н. Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, А. Бен,  И. Гербарат, В. Гамильтон, Р. Декарт, Г. Лотце, Т. Рибо и др.

Внимание – сторона  всех познавательных процессов сознания, и при том их сторона, в которой  они выступают как деятельность, направленная на объект. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Мы внимательны, когда  мы не только слышим, но и слушаем  или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т.е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.

По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Внимание к объекту, будучи предпосылкой для направленности на него действия, является вместе с тем и результатом  какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание – это связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится.

Таким образом, в течение  всего процесса деятельности внимание является психологическим фактором, способствующим улучшению организации деятельности. Сосредоточенность на предмете труда  в течение каждого данного отрезка времени и слияние многих актов внимания в целостный процесс способствует концентрации творческих сил на решение поставленной задачи.

Актуальность исследования: во всякой предметной деятельности субъекта внимание составляет одно из важнейших психологических условий ее успешности. Известно, что и процесс обучения не может успешно протекать без достаточного внимания учащихся. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на воспитание и сохранение устойчивого внимания. Но известно также, что воспитание внимания представляет одну из труднейших задач, так как те средства управления вниманием учащихся, которыми располагает учитель, часто оказываются недостаточно эффективными. Даже опытные учителя испытывают особые трудности именно в связи с необходимостью воспитывать внимание.

Одной из причин этих трудностей является недостаток теоретических знаний, на которых основывается обычно используемые приемы воспитания внимания. Внимание представляется наименее содержательным, а поэтому и наиболее трудно изучаемым и управляемым психологическим явлением. Поэтому изучение особенностей развития внимания являются актуальными в наше время.

Цель данной курсовой работы - исследование особенностей внимания у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. изучить теоретические подходы к проблеме внимания;
  2. раскрыть характерные особенности внимания детей 6 -11 лет;
  3. изучить литературу по проблеме внимания младших школьников;
  4. подобрать методики изучения внимания учащихся младшего школьного возраста;
  5. провести исследование внимания детей 6-11 лет;
  6. сделать выводы по результатам исследования внимания у детей младшего школьного возраста;

Объект исследования: процесс развития внимания у младших школьников.

Предмет исследования: особенности развития внимания у детей 6 -11 лет.

Рабочей гипотезой курсовой работы является: развитие произвольного внимания у младших школьников будет более успешно при проведении дополнительных коррекционно -  развивающих упражнений.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

НАУКЕ

 

1.1.Теоретические подходы к проблеме внимания  в отечественной

и зарубежной психологии

В отечественной психологии  проблема внимания  рассматривается  традиционно в рамках культурно - исторического подхода (Л. С. Выготский), деятельностного подхода (П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин), психологии установки  (Д.Н. Узнадзе) и др.

Л.С. Выготский рассматривал внимание, как и другие психические  функции, в двух  формах – как природное внимание и как  продукт культурного развития, то есть высшую  психическую функцию. Л. С. Выготский  в одной из своих работ сравнивает внимание с «системой реакций установки» - реакцией организма, приводящих тело в нужное  положение и состояние,  и подготавливающих его к предстоящей деятельности. Акцентируя внимание на том, что механизмы её функционирования аналогичны механизмам протекания любой другой реакции, он отмечает её бесконечную способность к развитию [6, c. 143].

Выделяя детский интерес, как  самую частую форму проявления непроизвольного внимания, он предлагает активно вмешиваться в процесс формирования произвольного внимания. «Никакое воспитание не осуществимо иначе как через естественные наклонности ребёнка; во всех своих стремлениях оно исходит из того, что берёт за отправной пункт именно наклонности…, оно активно вмешивается в естественные наклонности ребёнка, сталкивает их между собой, группирует по   своему произволу, покровительствует одним, стимулирует их за счёт других и таким путём вводит стихийный процесс детских склонностей в организующее и оформляющее русло воспитательно-социальной сферы» [6, с. 59].

Интересную концепцию  внимания предложил П.Я. Гальперин в 1958 году. Он говорил о внимании как самостоятельной форме психической деятельности, продуктом которой является контроль над деятельностью других психических процессов. Внимание по своей внутренней сути есть не направленность и сосредоточенность сознания на объекте, а функция контроля, представленная в его сокращенной умственной, автоматизированной форме. “Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль” [8, с. 68].

Представитель другого  деятельностного подхода  С. Л. Рубинштейн, рассматривающий  деятельность  в  единстве с сознанием,  рассматривал внимание  как общее явление, присущее  в  качестве  необходимого компонента  всем деятельностям, не приписывая  ему свойств отдельной

деятельности. Определение  внимания, данное С. Л. Рубинштейном -  сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность,  направленная  на объект.

Схожую  с определением Рубинштейна позицию мы встречаем у  Н.Ф. Добрынина. В настоящее время распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина, к которой он пришел на протяжении многолетних наблюдений и экспериментальных работ, ее мы будем придерживаться в своей работе. Так Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: “Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте” [13, c. 123]. По мнению Добрынина, за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. Это изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, он становится более ясным и отчетливым. Во внимании находит выражение связь сознания с предметом: чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем отчетливее выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание.

Добрынин также указывает, что внимание тесным образом связано  с деятельностью. Лишь совершая мысленно какую - нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Он говорит, что внимание – это не самостоятельный процесс. Оно является стороной других каких - либо психических процессов, например, восприятия, памяти и т.п., которые не могут существовать без этой необходимой стороны. “Нельзя, - пишет Н. Ф. Добрынин, - придавать вниманию отдельное, самостоятельное значение. Во внимании нет ничего специфического” [12, c. 103].

Оригинальным является подход к изучению внимания  в  концепции  установки Д.Н. Узнадзе, раскрывающей  закономерности развития и функционирования  психики  в процессе целенаправленной  активности субъекта.  Определение внимания, данное Д.Н. Узнадзе: это  процесс  объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое-нибудь из них, становясь наиболее  ясным из актуальных содержаний нашего сознания [36, с. 68].

Современный  отечественный  психолог В.И. Страхов, занимающийся проблемами внимания, синтезируя существующие подходы, рассматривает внимание как психическое состояние.

Он различает два  термина: “внимание”  и  “сосредоточение”.                    В традиционном определении внимания понятие  “сосредоточение” фигурирует как “разъясняющее”, как уточнение  сути определяемого явления, соответственно  в ранговом положении оно оказывается сниженным.

Информация о работе Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет