Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Как в прошлом столетии, так и на современном этапе подход к вопросу о внимании носит многосторонний характер. В этой области работали многие отечественные и зарубежные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В. В. Зеньковский, Н. Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, А. Бен, И. Гербарат, В. Гамильтон, Р. Декарт, Г. Лотце, Т. Рибо и др.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКЕ ……………………………………………………………………………7
1.1.Теоретические подходы к проблеме внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….7
1.2. Понятие внимания, его психологические характеристики ……...13
1.3. Основные свойства внимания……………………………………....15
1.4. Расстройства внимания………………………………………………17
1.5.Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………...22
1.6. Диагностические методики по исследованию внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………..27
1.7. Коррекция и развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста …………………………………………..…… 28
Выводы по I главе ………………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 11ЛЕТ……………………………………………………………………………..32
2.1. Программа экспертного исследования……………………………...32
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………33
2.2.1.Результаты исследования устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Корректурная проба»……………………………………… ……………………….33
2.2.2.Результаты исследования концентрации внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Перепутанные линии» (Рисс)……………………………………………………….33
2.3.Выводы по результатам экспериментального исследования………………………………………………………..34
2.4. Рекомендации по результатам исследования для учителей и родителей……………………………………………………………..35
Выводы по II главе ……………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
Y = T *25/N пр
где Т время выполнения задания.
N np, количество правильно прослеженных линий.
Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.
После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.
Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:
19 и более - отлично;
10 – 18 - хорошо;
4 - 9 - удовлетворительно;
3 и менее - неудовлетворительно.
Бланк методики «Перепутанные линии»
Ф.И.О.______________ Дата________
ключ
Приложение 5.
Методика «КРЕСТИКИ»
Инструкция: «Сейчас вам будут предъявлять на очень короткое время,
всего на одну секунду, фигуры, на каждой из которых изображены крестики.
Они будут предъявляться дважды. После предъявления изображения вы
должны в течение определенного времени нанести в свой бланк крестики в
соответствии с тем, как вы их успели увидеть. На воспроизведение первых
четырех фигур (от 2 до 5 крестиков) дается по 10 секунд, 5 и 6 карточки (6 –
7 крестиков) – 15 секунд, 7 и 8 карточки (по 8 крестиков) по 20 секунд».
Фигуры предъявляются по одной, с постепенным усложнением заданий.
1 | |||
Х |
|||
Х | |||
3 | |||
Х |
|||
Х |
|||
Х |
Х |
||
2 | |||
Х |
|||
Х |
|||
Х |
4 | |||
Х |
|||
Х |
Х |
||
Х |
|||
Х |
5 | |||
Х |
|||
Х |
Х | ||
Х |
Х | ||
Х |
6 | |||
Х |
Х | ||
Х |
|||
Х |
Х |
Х | |
Х |
7 | |||
Х |
Х | ||
Х |
Х |
||
Х |
Х |
||
Х |
Х |
8 | |||
Х |
|||
Х |
Х |
Х | |
Х |
|||
Х |
Х |
Х |
Подсчитайте количество правильных ответов и оцените по таблице
сколько баллов вы получили.
Оценка в баллах |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество правильных ответов |
16 |
15 |
14-13 |
12-11 |
10 |
9 |
8-6 |
5-4 |
3-0 |
Приложение 6.
Назначение теста
Методика изучения уровня внимания (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабылицкая)
Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.
Инструкция к тесту
«Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует
время работы с текстом,
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Тестовый материал:
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Обработка результатов теста
Подсчитывается количество пропущенных ошибок:
0-2 – высший уровень внимания,
3-4 – средний уровень внимания,
более 5 – низкий уровень внимания.
Исследователь должен
обратить внимание на качество
Приложение 7.
Игра «Солнце, воздух и вода».
Методика направлена
на коррекцию произвольного
Методика представляет собой подвижную игру.
Ведущий-психолог задает команды:
«Солнце» – участники поднимают руки вверх,
«Воздух» – руки в стороны,
«Вода» – приседание, руки вниз.
Упражнение сначала начинается в спокойном темпе, затем постепенно происходит ускорение. Дети должны слышать команду и в заданном темпе выполнять команду.
Суть состоит в том,
чтобы ученики выполняли
Упражнение. «Муха»
Игра на развитие наблюдательности, концентрации внимания и ориентации в пространстве.
Ход игры: ведущий чертит на доске сетку, состоящую из 9 клеток.
В центре сетке сидит воображаемая «Муха».
Задача ведущего: задавать команды такие, как «на одну клетку вверх», «вниз», «вправо», «влево» и так далее. Но при этом необходимо загадать ту клетку, в которой остановится выдуманная муха.
Задача участников внимательно глазами следить за воображаемой «мухой».
При команде ведущего «стоп», участники должны отгадать, где остановилась «муха».
Игра: «Море волнуется».
Данная игра состоит в том, чтобы участники по команде ведущего «…море волнуется три, морская фигура замри» – все участники должны застыть на месте с заданной ими фигурами.
Эти игры позволяют развить у детей умение слышать и выполнять команду взрослого.
Игра-соревнование.
Особенности сосредоточения внимания устанавливают в опытах-играх.
Перед участниками ставят
цель внимательно рассмотреть
Игра: «Удержи шарик на доске».
Цель: развитие концентрации внимания, координации движения, а также ловкости.
Ход игры: группа детей делится на две команды. Дается дощечка и шарик.
Суть игры: удержать шарик на поверхности доски на ходу так, чтобы он не упал. А так же как можно быстрее дойти до финиша.
Методика Мюстерьерга
Дается несколько
В этой таблице спрятано 10 названий животных.
К Ш Л И С А В Ч О Р В А Р Я С
О Н Б У Ь К П К А Н У Ж З В Ю
П Д Г Ё Г Р X Н О Ч Ы Б Р У Ф
Т О Л Е В К Ф Ь И К Р С Л О Н
Ш З Ю К Щ Ъ Н Г Р У С Ц А Д К
Ж М У П Б А Р С У К З В Р Е Д
Н С Ь Ж Т К А Р Ю Б Т Ф М Т В
Ф Ж О В А П Ь Б У З Т М Ы Ш Ь
Н Б Ы К С Д К Т Ю Р М А У Д Ы
X Ч О Н Т К И Т З А Н П Р У С
Щ Ы Л К Ф Ю Я Ъ М В Р У О З К
Ф У Т К А Р П О С Т И Г Р Н Я
Упражнение «Устный счет».
Цель: формирование распределения и переключаемости внимания.
Задача участников: писать цифры на доске в порядке убывания и одновременно в слух перечислять буквы алфавита от А до Я по порядку.
Методика. Распределение цифр в определенном порядке.
Описание методики.
В левой таблице расположено 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.
12 4 34 11 20
7 31 21 37 2
28 1 16 25 33
40 19 20 39 9
13 35 6 17 24
Упражнение «Алфавит».
Упражнение на развитие внимательности и скорости реакции.
Ход игры: Каждому участнику раздаются листочки, на ней указанны определенные буквы.
Ведущий-психолог задает сначала слово.
Задача участников: в определенном темпе по очереди вставать и хлопать в ладоши, по указанной букве слова.
Затем, ведущий усложняет задачу – задает предложение; текст пословицы или крылатого выражения.
Методика «Найди ошибку в тексте» (разработана П.Я. Гальпериным и Н.В. Ярославской.)
Цель: формирование концентрации, распределения и объема внимания.
Ход проведения: детям раздается бланк с каким-либо текстом. В нем обязательно должны быть какие-либо ошибки.
Текст необходимо подобрать под возраст участников (из детских книг с рассказами или сказками, отрывки).
Задача учеников: найти ошибки за короткое время, как можно быстрее.
В конце выявляется победитель.
Игра в рыбака и рыбку.
Цель игры: развитие концентрации внимания, скорость реагирования.
Инвентарь: скакалка.
Правила игры: участники встают в круг.
Ведущий-психолог, держа за один конец скакалки, водит по полу по кругу.
Задача игроков: перепрыгивать через эту скакалку.
Упражнение «Точки».
Направлено на коррекцию и развитие концентрации внимания.
Необходимо по образцу срисовать точки, в том же порядке, в котором они расставлены.
Игра «Расшифруй поговорку».
Необходимо расставит символы так, чтобы получились слова, а затем, сложить поговорку. Высказать смысл расшифрованной поговорки.
Упражнение «Найди букву».
Игра в виде корректурной пробы.
Дается какой-либо текст. Необходимо находить и зачеркивать определенную заданную букву.
Информация о работе Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет