Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Как в прошлом столетии, так и на современном этапе подход к вопросу о внимании носит многосторонний характер. В этой области работали многие отечественные и зарубежные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В. В. Зеньковский, Н. Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, А. Бен, И. Гербарат, В. Гамильтон, Р. Декарт, Г. Лотце, Т. Рибо и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКЕ ……………………………………………………………………………7
1.1.Теоретические подходы к проблеме внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….7
1.2. Понятие внимания, его психологические характеристики ……...13
1.3. Основные свойства внимания……………………………………....15
1.4. Расстройства внимания………………………………………………17
1.5.Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………...22
1.6. Диагностические методики по исследованию внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………..27
1.7. Коррекция и развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста …………………………………………..…… 28
Выводы по I главе ………………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 11ЛЕТ……………………………………………………………………………..32
2.1. Программа экспертного исследования……………………………...32
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………33
2.2.1.Результаты исследования устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Корректурная проба»……………………………………… ……………………….33
2.2.2.Результаты исследования концентрации внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Перепутанные линии» (Рисс)……………………………………………………….33
2.3.Выводы по результатам экспериментального исследования………………………………………………………..34
2.4. Рекомендации по результатам исследования для учителей и родителей……………………………………………………………..35
Выводы по II главе ……………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

 

Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:

 К = m:n * 100 %

 где К ‑ точность, n ‑ количество букв, которые необходимо  было вычеркнуть, m  ‑ количество  правильно вычеркнутых во время работы букв.

 Нормативные показатели  для психически здоровых молодых  людей до 10-15 ошибок при десятиминутной  работе.

 С целью получения  интегрального показателя устойчивости  внимания, необходимо оценки точности  и продуктивности перевести в  соответствующие баллы с помощью табл. 1. полученной путем обычного шкалирования.

 Таблица 1.

Оценка устойчивости внимания в баллах

 

 
Продуктивность

 
Точность

 
Продуктивность

 
Точность

 
знаки

 
баллы

 
%

 
баллы

 
знаки

 
баллы

 
%

 
баллы

 
<1010

 
1

 
<70

 
1

 
2660-2825

 
16

 
84-85

 
12

 
1010-1175

 
3

 
70-72

 
2

 
2825-2990

 
17

 
85-87

 
13

 
1175-1340

 
5

 
72-73

 
3

 
2990-3155

 
18

 
87-88

 
14

 
1340-1505

 
7

 
73-74

 
4

 
3155-3320

 
19

 
88-90

 
15

 
1505-1670

 
9

 
74-76

 
5

 
3320-3485

 
20

 
90-91

 
16

 
1670-1835

 
10

 
76-77

 
6

 
3485-3650

 
21

 
91-92

 
17

 
1835-2000

 
И

 
77-79

 
7

 
3650-3815

 
22

 
92-94

 
18

 

 
2000-2165

 
12

 
79-80

 
8

 
3815-3980

 
23

 
94-95

 
19

 
2165-2330

 
13

 
80-81

 
9

 
3980-4145

 
24

 
95-96

 
20

 
2330-2495

 
14

 
81-83

 
10

 
4145-4310

 
25

 
96-98

 
21

 
2495-2660

 
15

 
83-84

 
11

 
>4310

 
26

 
>98

 
22


 

Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С,  где  В и С ‑ балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

ШО       Характеристика уровня устойчивости внимания


0-3        Низкая устойчивость внимания


4-7       Ниже среднего устойчивость внимания


8-11     Средняя устойчивость внимания


12-15   Выше среднего устойчивость внимания


16-19    Высокая устойчивость внимания


 

Стимульный материал:

 оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшряцп

 лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщьюхэчфцплкдзтжб 

 смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш 

 оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьщйюхэчфьйщаплктжбшдз 

 тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйшьйюхэчфцплкдзтж 

 смвыгуттжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбряцплкдзюхэчфш

 йшьюфчэкюздклпцярщбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп 

 тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйюхэчфцплкдзтж 

 смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш 

 йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп 

 тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюххэчфряьщьйщьйюхэчфцилкдздтж

 смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш 

 йщьфчэхюздклпцяршбэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп 

 оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш 

 тжбшрясмвыгуоенаисцплкдзюхэчфряьщьйщьюхэчфцплкдзтж 

 йщьфчэхюздклпцяршбжтугьгвмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

 оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш 

 тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйщьйюхэчфцплкд 

 йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп 

 оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2.

 

Методика Горбова «Красно-черная таблица»

Цель: оценка переключения и распределения внимания.

Описание: исследование проводится с помощью специальных бланков, на

которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале  отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается  в попеременном поиске черных чисел  в

возрастающем и красных  чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

Первые два задания  выполняются с использованием одного бланка, третье

задание – на другом бланке.

 

 

Инструкция: «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные – в убывающем одновременно, по очереди: 1 – черное, 24 – красное, 2 – черное, 23 – красное и так далее».

Обработка результатов  теста

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения

третьего задания не равно сумме времен, затраченных  на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как

испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает

возможность сравнить результаты двух методик между собой.

Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого

варианта. Для сравнения  берется среднее время выполнения заданий

в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова.

Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Методика «Объем внимания» (по Шульте)

Данная методика позволяет  определить объем динамического  внимания.

Необходимое оборудование

Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер - 20х20 см), разделенный на 25 клеток. Каждая ячейка должна быть квадратной, цифры - одинаковой величины. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2-5 - для экспериментального обследования.

таблица 1.  

14       18     7         24     21 

   22    1   10    9     6

   16    5   8    20     11

   23   2   25    3     15

   19    13   17    12     4

таблица 2. 

22      25     7      21      11   

   6     2    10   3   23

   17   12    16   5   18

   1   15    20   9   24

   19   13   4   14    8

 

таблица 3.

21       12         7        1        20  

  6   15   17   3    18

  19    4    8   25    13

  24   2   22   10    5

  9   14   11   23   16

 

таблица 4.

  9        5        11      23     20  

  14    25    17    1    6

  3    21    7    19    13

  18    12    24    16    4

  8    15    2    10    22

таблица 5. 

5      14       12        23  2  

16      25      7     24    13

11     3    20     4  18   

  8    10    19    22   1

  21    15    9    17   6

Инструкция

Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача - находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например... Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»

Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.

Протокол 

№ таблицы            время поиска

                          цифр ( в секундах )                ошибки              сумма                                 

2   

3   

4   

5   

  

Обработка результатов

Подсчитывается суммарное  время поиска цифр по всем четырем  таблицам. Этот показатель характеризует  объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.

M - стандартное значение;

σ - стандартное отклонение

Обработка результатов

 Интерпретация шкальной  оценки        шкальная оценка                   характеристика объема внимания      

              0-3            низкий

              4-7            ниже среднего

             8-11  средний

            12-15  выше среднего

            16-19    высокий

 

Вывод: на основании полученных данных, делается вывод о  соответствии или несоответствии объема внимания испытуемого возрастной норме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Методика «Перепутанные линии»

Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания. Автор методики Рисс.

Модификацией теста  Риссу является проба переплетенных  линий Рея.

Оборудование

 секундомеры, специальные бланки.

Инструкция

«Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой  линий. Каждая из них начинается слева  и заканчивается справа. Ваша задача проследить каждую линию слева направо  и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Методика проведения

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».

Другой вариант проведения опыта   с ограничением времени  выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).

При наблюдении за выполнением  задания испытуемыми экспериментатор  следит за тем, что преобладает у  испытуемого   установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же, как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Обработка

В варианте с ограничением времени обработка сводится к  подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

Информация о работе Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет