Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Как в прошлом столетии, так и на современном этапе подход к вопросу о внимании носит многосторонний характер. В этой области работали многие отечественные и зарубежные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В. В. Зеньковский, Н. Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, А. Бен, И. Гербарат, В. Гамильтон, Р. Декарт, Г. Лотце, Т. Рибо и др.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКЕ ……………………………………………………………………………7
1.1.Теоретические подходы к проблеме внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….7
1.2. Понятие внимания, его психологические характеристики ……...13
1.3. Основные свойства внимания……………………………………....15
1.4. Расстройства внимания………………………………………………17
1.5.Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………...22
1.6. Диагностические методики по исследованию внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………..27
1.7. Коррекция и развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста …………………………………………..…… 28
Выводы по I главе ………………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 11ЛЕТ……………………………………………………………………………..32
2.1. Программа экспертного исследования……………………………...32
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………33
2.2.1.Результаты исследования устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Корректурная проба»……………………………………… ……………………….33
2.2.2.Результаты исследования концентрации внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Перепутанные линии» (Рисс)……………………………………………………….33
2.3.Выводы по результатам экспериментального исследования………………………………………………………..34
2.4. Рекомендации по результатам исследования для учителей и родителей……………………………………………………………..35
Выводы по II главе ……………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
Упражнение «Грамматический анализ».
Направлено на устойчивость, концентрацию и распределение внимания.
Необходимо в тексте
имена существительные
Игра «Слово в слове».
Игра на развитие распределения и переключаемости внимания.
Необходимо из одного большого слова составить как можно больше малых слов. Например: МАГНИТОФОН – НОТА.
Игра «найди лишнее».
Дается 10 буквосочетаний, в которых зашифрованы слова. Ребенку необходимо разгадать слово, расставив буквы в нужном порядке. А затем по логике исключить лишнее.
Игра «Найди 10 отличий».
Игра на развитие переключения и распределения внимания.
Перед участниками выкладывают две похожие картинки с изменением каких-либо элементов рисунка. Задача участников найти 10 отличий.
Упражнение «Бусы».
Перед ребенком предъявляется картинка с разукрашенными бусинками в начале рисунка в таком порядке: 2 желтых, 2 красных, 3 голубых.
Задача участников продолжить раскрашивать бусы в том же порядке.
№ |
Ф.И.О. ребенка |
Количество просмотренных букв |
Количество правильно вычеркнутых букв |
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть |
Оценка точности баллах |
Оценка продуктивности баллах |
Оценка устойчивости внимания, баллы |
1. |
Андаев С. Н. |
1678 |
72 |
2000 |
3 |
10 |
13 |
2. |
Бабаева Е.А. |
1492 |
58 |
2000 |
1 |
7 |
8 |
3. |
Будыкин И. П. |
1377 |
74 |
2000 |
4 |
7 |
11 |
4. |
Галястов В. И. |
1559 |
73 |
2000 |
3 |
9 |
12 |
5. |
Голованов А. Н. |
1693 |
69 |
2000 |
1 |
10 |
11 |
6. |
Кривцов Н. В. |
1164 |
70 |
2000 |
2 |
3 |
5 |
7. |
Кузнецов Д. А. |
1338 |
72 |
2000 |
3 |
5 |
8 |
8. |
Ким А. М. |
1328 |
75 |
2000 |
5 |
5 |
10 |
9. |
Кислякова А. П. |
1724 |
76 |
2000 |
5 |
10 |
15 |
10. |
Комарова Е. Н. |
1323 |
73 |
2000 |
4 |
5 |
9 |
11. |
Мурадян А. В. |
1268 |
73 |
2000 |
4 |
5 |
9 |
12. |
Молева Л. Н. |
1294 |
2000 |
6 |
5 |
11 | |
13. |
Никишин И. И. |
1173 |
72 |
2000 |
2 |
5 |
7 |
14. |
Оберемченко А. В. |
1175 |
75 |
2000 |
5 |
4 |
9 |
15. |
Пантелеев В. Ю. |
1296 |
71 |
2000 |
2 |
5 |
7 |
16. |
Разуваева И. П. |
1168 |
74 |
2000 |
5 |
3 |
8 |
17. |
Спирюшкина А. Н. |
1175 |
77 |
2000 |
6 |
4 |
10 |
18. |
Трынкина Д. Р. |
1259 |
73 |
2000 |
4 |
5 |
9 |
19. |
Чуманкина К. Ю. |
1313 |
76 |
2000 |
5 |
5 |
10 |
20. |
Чугунова А. П. |
1502 |
77 |
2000 |
6 |
7 |
13 |
21. |
Фролова Д. П. |
1316 |
76 |
2000 |
6 |
5 |
11 |
Приложение 8.
Таблица 1.
Таблица оценки устойчивости внимания в баллах по методике
«Корректурная проба»
Таблица 2.
Таблица интегрального показателя устойчивости внимания
Ш О |
Характеристика уровня устойчивости внимания | |
0 - 3 |
Низкая устойчивость внимания |
|
4- 7 |
Ниже среднего устойчивость внимания |
3 человека |
8 - 11 |
Средняя устойчивость внимания |
14 человек |
12 - 15 |
Выше среднего устойчивость внимания |
4 человека |
16-19 |
Высокая устойчивость внимания |
Приложение 9.
Таблица 3.
Таблица оценки концентрации внимания по методике «Перепутанные линии»
№ |
Ф.И.О. ребенка |
Количество правильных ответов |
Уровень концентрации внимания |
1. |
Андаев С. Н. |
22 |
отличный |
2. |
Бабаева Е.А. |
8 |
удовлетворительный |
3. |
Будыкин И. П. |
15 |
хороший |
4. |
Галястов В. И. |
20 |
отличный |
5. |
Голованов А. Н. |
17 |
хороший |
6. |
Кривцов Н. В. |
7 |
удовлетворительный |
7. |
Кузнецов Д. А. |
14 |
хороший |
8. |
Ким А. М. |
16 |
хороший |
9. |
Кислякова А. П. |
21 |
отличный |
10. |
Комарова Е. Н. |
15 |
хороший |
11. |
Мурадян А. В. |
17 |
хороший |
12. |
Молева Л. Н. |
12 |
хороший |
13. |
Никишин И. И. |
9 |
удовлетворительный |
14. |
Оберемченко А. В. |
15 |
хороший |
15. |
Пантелеев В. Ю. |
8 |
удовлетворительный |
16. |
Разуваева И. П. |
13 |
хороший |
17. |
Спирюшкина А. Н. |
12 |
хороший |
18. |
Трынкина Д. Р. |
13 |
хороший |
19. |
Чуманкина К. Ю. |
11 |
хороший |
20. |
Чугунова А. П. |
19 |
отличный |
21. |
Фролова Д. П. |
19 |
отличный |
Таблица 4.
Таблица интегрального показателя концентрации внимания
Ш О |
Характеристика уровня концентрации внимания | |
19 и больше |
отлично |
5 человек |
10 -18 |
хорошо |
12 человек |
4 -9 |
удовлетворительно |
4 человека |
3 и меньше |
неудовлетворительно |
Информация о работе Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет