Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От её решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Как в прошлом столетии, так и на современном этапе подход к вопросу о внимании носит многосторонний характер. В этой области работали многие отечественные и зарубежные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В. В. Зеньковский, Н. Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, А. Бен, И. Гербарат, В. Гамильтон, Р. Декарт, Г. Лотце, Т. Рибо и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКЕ ……………………………………………………………………………7
1.1.Теоретические подходы к проблеме внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….7
1.2. Понятие внимания, его психологические характеристики ……...13
1.3. Основные свойства внимания……………………………………....15
1.4. Расстройства внимания………………………………………………17
1.5.Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………...22
1.6. Диагностические методики по исследованию внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………..27
1.7. Коррекция и развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста …………………………………………..…… 28
Выводы по I главе ………………………………………………………...29
ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 11ЛЕТ……………………………………………………………………………..32
2.1. Программа экспертного исследования……………………………...32
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение………………33
2.2.1.Результаты исследования устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Корректурная проба»……………………………………… ……………………….33
2.2.2.Результаты исследования концентрации внимания у детей младшего школьного возраста по методике «Перепутанные линии» (Рисс)……………………………………………………….33
2.3.Выводы по результатам экспериментального исследования………………………………………………………..34
2.4. Рекомендации по результатам исследования для учителей и родителей……………………………………………………………..35
Выводы по II главе ……………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

Внимание есть сосредоточение,  сосредоточение есть внимание. Их разведение – “разрыв”  внимания, выхолащивание  его сути. Внимание реализуется  в соединении  и фокусировке  необходимых в каждом случае психических функций на объекте съема, на  определенном поле (точке)  - это  именно сосредоточение. Внимание, как это и присуще психологическим состояниям, имеет синтетическую организацию – структуру. Оно объединяет собой определенный комплекс психических процессов своего структурного наполнения сообразно специфике объекта сосредоточения,  решаемой задаче,  личностному фактору и другим обстоятельствам.

Итак, комплексность и  фокусировка -  таковы исходно - определяющие показатели  рассматриваемого В.И. Страховым явления. Однако в подобной ранговой позиции находится еще одно свойство внимания – динамика  его фокусировки. С данным  фактором связана  дееспособность  внимания, его  продуктивность и надежность. Установлено, что как  только у  личности исчерпываются возможности переключения – динамики внимания в сфере поля сосредоточения, - внимание в  данной его  направленности исчерпывает себя [34].

В.В.Зеньковский в своей работе «Психология детства» приходит к выводу, что различные ассоциации, которые формируются в сознании ребёнка в процессе восприятия на первом году жизни, предполагают и его собственную активность, благодаря которой  происходит  выделение из потока материала отдельных восприятий. На начальном этапе под активностью подразумеваются прежде всего  движения ребёнка, являющиеся средством выделения отдельных восприятий, а затем всё большее значение выпадает на долю внимания. Отмечается, что регуляция внимания в этот период осуществляется не волей, т.к. она ещё не сформировалась, а эмоциональной сферой.

В первые месяцы жизни ребёнка речь может идти лишь  об эмоциональной регуляции внимания, которое характеризуется  подвижностью, лёгкостью переходов от одного предмета к другому. Это свойство детского внимания несколько ослабевает к концу раннего детства  и ребёнка не так уже легко отвлечь от чего – либо. Однако даже в дошкольном детстве внимание  все ещё остаётся  подвижным. «Таким образом, на начальном этапе развития внимания движение ребёнка и работа внимания являются необходимыми для расчленения потока, льющегося в душу через органы восприятия, а затем и для той взаимной координации восприятий, которая вырастает на этой основе» [14, с. 264].

По мнению Зеньковского, предпосылками  развития волевой формы внимания следует считать возникающие  в процессе движения ребёнка моторные установки, ведущие к повторению движений и тенденцию к самоподражанию. Именно устойчивость движений, повторение их, возникновение моторных установок порождают борьбу с подвижностью эмоциональной сферы, обусловливающей собой и подвижность детского внимания, подготавливая, таким образом,  развитие иной формы внимания. Выделяя преимущественно внешний не интеллектуальный характер детского внимания, обращённого больше к поверхности явления, чем к его смыслу, учёный отмечает, что функция абстракции, являющаяся психическим предусловием интеллектуального внимания, хотя и медленно, но всё же развивается у ребёнка. Он связывает появление произвольного внимания с развитием способности к абстракции, функции, внутренне соединённой деятельностью внимания [14].

Значительный вклад в развитие представлений  о внимании  был  внесен русским психологом  Н.Н. Ланге,  разработавшим теорию  волевого внимания. Подобно французскому психологу  Т. Рибо, он  связывал  внимание с регуляцией идеомоторных  движений, которые осуществляются  при восприятии и представлении объектов. Определение внимания, данное  Н. Н. Ланге - внимание есть именно не  что иное, как  относительное господство  данного представления в данный момент времени: субъективно же, т.е. для  самого  сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным на  этом впечатлении. Несмотря на сходство основных положений, это определение существенно отличается от определения, данного Т. Рибо. Определение внимания,  данное Т. Рибо - внимание есть умственное состояние, исключительное или преобладающее, сопровождаемое  непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума [33].

Круг проблем изучения внимания выделился в результате  дифференциации  более широкого  философского понятия  апперцепции (Г. Лейбниц, И. Кант, И. Гербарт). Под апперцепцией понималась зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин апперцепции  предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее  как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания.

В работах В. Вундта это понятие было отнесено  к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его  интеграция в  целостную структуру  прошлого опыта  (“творческий  синтез”). Определение  внимания, данное В. Вундтом – психический процесс, происходящий  при более  ясном  восприятии ограниченной сравнительно  со всем  полем сознания области содержаний.

Занимались  проблемами внимания и  другие  крупнейшие психологи того времени: Э. Титченер – лидер  структурной школы,  считающей предметом психологии  сознание, изучаемое посредством расчленения на элементы того,  что дано субъекту в его интроспекции,  с тем, чтобы затем выяснить  всеобщие законы, по которым из них  складывается структура, и У.Джемс – автор моторно-биологической  концепции психики как  особой формы активности организма, призванной обеспечить  его эффективное выживание.

Определение внимания, данное  Э. Титченером -  состояние сознания, та  степень сознательности, которая обеспечивает нашему  умственному труду  лучшие результаты.

Определение внимания, данное У. Джемсом -  одна из характернейших  особенностей  нашей  духовной жизни, когда,  находясь  под постоянным наплывом  новых и новых впечатлений,  проникающих в область наших чувств, мы замечаем лишь самую  ничтожную  часть их [10].

Теории И. Гербарата и В. Гамильтона, которые объясняют внимание ограниченностью  объёма сознания, где «сильны» представления вытесняют более «слабые». И. Гербарт полагал, что сила представлений определяется сложением интенсивности внешнего раздражения и активности той части прошлого опыта, которая присоединяется к нему по ассоциации.

Согласно взглядам Д. Хартли, Т. Брауна, Дж. Милля внимание есть результат проявления эмоций и отдельного процесса внимания не существует. То, что привлекает внимание, всегда так или иначе связано с интересом, а интерес это эмоция: она и сообщает объекту восприятия или представления дополнительную интенсивность.

Таким образом, само понятие  «внимание» и проблема развития внимания в истории психологии имеет самые  различные толкования.

 

1.2. Понятие внимания, его психологические характеристики

В каждый данный момент наше сознание направлено на тот или иной конкретный объект, что характеризует внимание субъекта как особую функцию познания.

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определённом объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.

Внимание в зависимости от направленности на внешние объекты действительности или на свой внутренний мир, подразделяется на внешнее и внутреннее и проявляется как особое состояние всего организма, при котором изменяется внутренняя психическая деятельность, внешняя двигательная, а также, на физиологическом уровне внимания, активность работы мозга [20].

Установление связи  субъекта с объектом, на который  в данный момент направлено его сознание, и обеспечение ясности и чёткости отражения объекта, является основной функцией внимания.

Вторая  функция внимания проявляется в осуществлении выбора и систематизации перцептивных данных, пропуске в сознании только наиболее важной информации. Функционируя в чувственной, мнемической, интеллектуальной  сферах сознания человека, внимание улучшает качество той деятельности, на которую оно направлено. В этом процессе проявляется ещё одна важная функция внимания, приводящая в конечном итоге к улучшению результата деятельности, выступающего в качестве специфического продукта внимания [20].

Особенности установления связи между сознанием человека и отражаемым объектом как двусторонним взаимообусловленным процессом, лежат  в основе классификации видов  внимания. С одной стороны, объект привлекает к себе внимание, с другой – внимание направляется на объект. Особенности субъекта могут быть факторами возникновения или удержания на нем внимания. Одни люди пассивны в выборе объектов внимания, и в большей степени подчинены непосредственным влияниям окружающей среды. Другие более активны в этом отношении. В зависимости от соотношения таких факторов роль личности в регуляции внимания может быть различной – от почти полной пассивности, до полной сознательности и самоорганизации, что, в свою очередь, отражается в различении 3 видов внимания:

Непроизвольное внимание – это направленность сознания на предмет или явление, в силу каких-то их особенностей. Человек с рождения обладает способностью к такому вниманию. Этот вид внимания присущ и человеку, и животным. Можно наблюдать у последних позы внимания, например, при добывании пищи или защите от врагов. Основной механизм непроизвольного внимания – ориентировочный рефлекс. И.П.Павлов обозначил его «Что такое?», потому что он проявляется как первоначальная психическая реакция на любой новый стимул, позволяя наилучшим образом настроить органы чувств на восприятие нового объекта и принять решение относительно его полезности или опасности для организма [31].

Произвольное внимание – это организованная направленность сознания на объект или явление.  Такое внимание возникает в процессе труда при необходимости сосредоточиваться не на том, что приятно или интересно, а на том, что в данный момент необходимо делать, что является важным для успешного выполнения действий. На физическом уровне регуляцию произвольного внимания осуществляют лобные доли коры головного мозга, обеспечивающие влияние речевой инструкции на избирательность внимания и целенаправленную деятельность [31].

Послепроизвольное внимание – возникает, когда в процессе первоначальной непривлекательной деятельности человек заинтересовывается работой. Волевые усилия для её продолжения уже не требуются, что сближает постпроизвольное внимание с непроизвольным. Однако в отличие от непроизвольного внимания постпроизвольное регулируется сознательно поставленной целью [31].

 

1.3. Основные свойства  внимания

В каждом конкретном психическом  акте проявляются характеристики или свойства внимания, которые определят влияние внимания на организацию и продуктивность деятельности. Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания [20].

Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки субъекта на восприятие информации, относящейся к сознательной цели или установкам личности. Избирательность осуществляется как на уровне автоматических процессов (при непроизвольном внимании), так и на сознательном, контролируемом уровне (при произвольном внимании).

Объем внимания – количество объектов, которые воспринимаются человеком одновременно, или идей, осознаваемых ясно и отчётливо. Объём внимания зависит от специфики практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объём внимания равен 4-6 объектам.

Концентрация внимания – есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах) и выражает интенсивность связи субъекта с объектом. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Максимальной величины концентрация внимания достигает при восприятии одного объекта. Увеличение объема внимания приводит к снижению уровня концентрации [20].

Устойчивость внимания – общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес, его связь с жизненными ценностями личности, осознание важности выполняемой работы и постановка специальных задач на удержание внимания. Непривлекательность объекта, неподвижность, однообразие действий с ним делают внимание неустойчивым. В то же время внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям.

Распределение внимания – удержание в сфере внимания одновременно несколько объектов, или одновременное выполнение двух или большего числа действий при отсутствии условий их выполнения путём переключения внимания. Это предполагает его концентрацию не в одном, а как минимум в двух фокусах.  Распределение внимания даёт возможность не терять ни один из объектов из поля сознания.

Рассеянность – функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенному вниманию – психическое состояние, противоположное вниманию. Рассеянность вызывается различными причинами. Она может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей.

Внимательность – свойство личности, характеризующееся высоким уровнем развития основных свойств внимания, овладением своим вниманием как произвольным, самоуправляемым процессом. Внимательность как свойство личности проявляется во всех видах деятельности и связана с индивидуальными и личностными особенностями, а также со спецификой преобладающего вида деятельности.

К вторичным свойствам  внимания относятся переключение внимания и колебания [20].

Колебание внимания – свойство, противоположное устойчивости, выражающиеся в периодическом ослаблении внимания к конкретному объекту или деятельности. Если отсутствуют или слабо выражены основные факторы устойчивости, колебания неизбежно будут иметь место. При этом колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряжённой работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга [20].

Информация о работе Внимания детей в возрасте от 6 до 11 лет