Дети с нарушениями речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:45, реферат

Краткое описание

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявлятся в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Файлы: 1 файл

Дети с нарушениями речи.docx

— 13.52 Кб (Скачать)

Дети с  нарушениями речи.

 

Дети с  нарушениями речи - это дети, имеющие  отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они  могут проявлятся в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

 

По степени  тяжести речевые нарушения можно  разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие  специального обучения.

 

Однако в  массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются  в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских  садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед  и воспитатели со специальным  образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием  памяти, внимания, мышления, общей и  мелкой моторики, обучают грамоте  и математике.

 

Детям школьного  возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных  школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

 

При тяжелых  нарушениях речи обучение детей в  массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные  детские сады и школы для детей  с тяжелыми нарушениями речи.

 

Основной  признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при  нормальном слухе и сохранном  интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение  с окружающими в этом случае очень  ограничено. Несмотря на то, что большинство  таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности  в словесной форме общаться с  окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх  со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения  оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные  возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное  отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

 

Характерно  для тяжелых нарушений речи общее  ее недоразвитие, что выражается в  неполноценности как звуковой, так  и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства  детей с тяжелыми нарушениями  речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в  чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную  сохранность умственного развития.

 

Сознание  своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным  срывам. В некоторых случаях наблюдаются  апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких  реакций зависит от условий, в  которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его  речи нетактичными замечаниями, стараются  всемерно его понять и облегчить  тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе  дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем  школьных знаний. Вместе с развитием  речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

 

Из тяжелых  нарушений речи чаще всего встречаются  алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.

 

К тяжелым  нарушениям речи относятся также  некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности  обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании  с общим недоразвитием речи.

 

Обучение  и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных  детских садах или школах для  детей с тяжелыми нарушениями  речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуалных особенностей ребенка.


Информация о работе Дети с нарушениями речи