Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:51, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Исходя из цели, гипотезы были сформулированы задачи исследования:
Изучение проблемы исследования психолого-педагогической литературы;
Отбор диагностических методик и определение критериев оценки внутрисемейных взаимоотношений;
Экспериментальное изучение особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи;
Интерпретация полученных экспериментальных данных в соответствии с выдвинутой гипотезой исследования.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
Теоретическое обоснование психолого-педагогической литературы
Глава 1.1 Роль развития мелкой моторики в развитии речи…………………7
Глава 1.2. Особенности мелкой моторики детей с недоразвитием речи…11
Глава 2
Экспериментальное изучение особенностей внутрисемейных взаимоотношений в семьях детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Глава 2.1.Организация исследования……………………………………….18
Глава 2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………..27
Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Череповецкий государственный университет»
Институт педагогики и психологии
Кафедра дефектологического образования
Курсовая работа
по дисциплине: Логопсихология
на тему: «Особенности развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Выполнила: студентка
Берёза Оксана Александровна
Специальность: 050717.65
Группа: 4КП-31
Научный руководитель:
доц. Леханова О. Л.
Череповец, 2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Теоретическое
обоснование психолого-
Глава 1.1 Роль развития мелкой моторики в развитии речи…………………7
Глава 1.2. Особенности мелкой моторики детей с недоразвитием речи…11
Глава 2
Экспериментальное изучение особенностей внутрисемейных взаимоотношений в семьях детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Глава 2.1.Организация исследования……………………………………….18
Глава 2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..25
Приложение……………………………………………………
Введение.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.[2]
Влияние руки на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Китайские специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, развивают психику и речь. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае применяются специальные упражнения с грецкими орехами. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда появились известные нам «Ладушки», «Сорока-Ворона» и т. д.[8]
Развитие руки и
речи у людей идет параллельно.
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.[5] Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук задерживает речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть достаточно развита. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. [6]
Методология:
Цель исследования – изучить особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Объект исследования – мелкая моторика.
Предмет исследования – развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Гипотеза исследования – в основу исследования была положена гипотеза о том, что развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи характеризуется отставанием от развития мелкой моторики нормально развивающихся детей.
Исходя из цели, гипотезы были сформулированы задачи исследования:
В соответствии с обозначенными задачами были использованы следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования, экспериментальный (констатирующий), количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №85» и МДОУ «Детский сад №57» Управления образования г. Череповца. В исследовании приняли участие 5 детей с нарушениями речи (4 – ФФНР, 1 – ОНР (III)), которые составили экспериментальную группу, а также 5 детей с нормально-развивающимся развитием, которые составили контрольную группу. Средний возраст детей на момент исследования составил пять лет.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы из источников и приложения. Основное содержание изложено на 17 страницах.
В приложении содержатся списки детей контрольной и экспериментальной группы, характеристики выраженности симптомокомплексов, связанных с мелкой моторикой, у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и нормально развивающихся детей, результаты исследования.
Глава 1
Теоретическое
обоснование психолого-
Многие учёные считают, что
активность речевого центра в левом
полушарии обусловлено ведущей
ролью руки в трудовой деятельности.
Ещё Ф. Энгельс писал «Только
благодаря труду, благодарю приспособлению
к новым операциям, благодаря
передаче по наследству достигнуто путём
особого развития мускулов, связок,
костей, благодаря новому применению
этих переданных по наследству усовершенствований
и перехода всё более сложным
операциям, только благодаря этому
человеческая рука достигла той высокой
степени совершенства, на которой
она могла, как бы силой волшебства
вызвать к жизни картины
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.[4]
Когда ребёнок овладевает
двигательными умениями и навыками,
развивается координация
Невропатолог и психиатр
В.М. Бехтерев писал, что движение руки
всегда были тесно связаны с речью
и способствовали её развитию. В
лаборатории высшей нервной деятельности
ребёнка в
Этот факт должен использоваться в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной речи детей.[20]
И.М. Сеченов и И.П. Павлов
придавали очень большое
Для изучения этого вопроса большую работу провела Л.В. Фомина. Она работала с детьми от 10 месяцев до 1г. 3 месяцев. Дети разделены на 3 подгруппы. В каждой из них занятия проводились по особому плану. В результате, звукопроизношение у детей при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше, (в 7 раз быстрее, чем в 1-ой группе) но оно оказалось и более совершенным.[10]
Далее Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития тонких движения пальцев рук с уровнем же развития общей моторики совпадал не всегда.[22]
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции руки и речи. При травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачиваются не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Схема Пенфилда показывает, что 1/3 всей области занимает проекция пальцев руки, и эта проекционная зона находится в непосредственной близости к речевому двигательному центру Брока.[11]
На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.[12]
Таким образом, развитие функций рук и речевой функции рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развилась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.[24]
Информация о работе Особенности развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи