Особенности развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Исходя из цели, гипотезы были сформулированы задачи исследования:
Изучение проблемы исследования психолого-педагогической литературы;
Отбор диагностических методик и определение критериев оценки внутрисемейных взаимоотношений;
Экспериментальное изучение особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи;
Интерпретация полученных экспериментальных данных в соответствии с выдвинутой гипотезой исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
Теоретическое обоснование психолого-педагогической литературы
Глава 1.1 Роль развития мелкой моторики в развитии речи…………………7
Глава 1.2. Особенности мелкой моторики детей с недоразвитием речи…11
Глава 2
Экспериментальное изучение особенностей внутрисемейных взаимоотношений в семьях детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Глава 2.1.Организация исследования……………………………………….18
Глава 2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.46 Кб (Скачать)

 

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Череповецкий государственный университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра дефектологического образования

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Логопсихология

на тему: «Особенности развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

Берёза Оксана Александровна

Специальность: 050717.65

Группа: 4КП-31

Научный руководитель:

доц. Леханова О. Л.

 

 

 

 

 

Череповец, 2012

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.

Теоретическое обоснование психолого-педагогической литературы

Глава 1.1 Роль развития мелкой моторики в развитии речи…………………7

Глава 1.2. Особенности мелкой моторики детей с недоразвитием  речи…11

Глава 2 

Экспериментальное изучение особенностей внутрисемейных взаимоотношений  в семьях детей старшего дошкольного  возраста с нарушениями речи.

Глава 2.1.Организация исследования……………………………………….18

Глава 2.2 Анализ результатов  исследования…………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………………..25

Приложение……………………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.[2]

 Влияние руки на  развитие мозга человека было  известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Китайские специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, развивают психику и речь. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае применяются специальные упражнения с грецкими орехами. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда появились известные нам «Ладушки», «Сорока-Ворона» и т. д.[8]

 Развитие руки и  речи у людей идет параллельно.  Благодаря движениям, ребенок уже с самого раннего возраста, начинает познавать окружающий мир. Поэтому движения играют большую роль в развитии ребенка. В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета. Захватывание осуществляется не всей ладонью, как до пяти месяцев, а пальцами. На шестом месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На седьмом месяце – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба- ба-ба и т. д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. И так, сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов или слов. Все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.[3]

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.[5] Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук задерживает речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть достаточно развита. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. [6]

Методология:

Цель  исследования – изучить особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

Объект  исследования – мелкая моторика. 

Предмет  исследования – развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

Гипотеза исследования – в основу исследования была положена гипотеза о том, что развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи характеризуется отставанием от развития мелкой моторики нормально развивающихся детей.

Исходя из цели, гипотезы были сформулированы задачи исследования:

  1. Изучение проблемы исследования психолого-педагогической литературы;
  2. Отбор диагностических методик и определение критериев оценки внутрисемейных взаимоотношений;
  3. Экспериментальное изучение особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи;
  4. Интерпретация полученных экспериментальных данных в соответствии с выдвинутой  гипотезой исследования.

В соответствии с обозначенными  задачами были использованы следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования, экспериментальный (констатирующий), количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Исследование проводилось  на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего  вида №85» и МДОУ «Детский сад №57» Управления образования г. Череповца. В исследовании приняли участие 5 детей с нарушениями речи (4 – ФФНР, 1 – ОНР (III)), которые составили экспериментальную группу, а также 5 детей с нормально-развивающимся развитием, которые составили контрольную группу. Средний возраст детей на момент исследования составил пять лет.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы из источников и приложения. Основное содержание изложено на 17 страницах.

В приложении содержатся списки детей контрольной и экспериментальной группы, характеристики выраженности симптомокомплексов, связанных с мелкой моторикой, у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и нормально развивающихся детей, результаты исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Теоретическое обоснование психолого-педагогической литературы

    1. Роль развития мелкой моторики в развитии речи

Многие учёные считают, что  активность речевого центра в левом  полушарии обусловлено ведущей  ролью руки в трудовой деятельности. Ещё Ф. Энгельс писал «Только  благодаря труду, благодарю приспособлению к новым операциям, благодаря  передаче по наследству достигнуто путём  особого развития мускулов, связок, костей, благодаря новому применению этих переданных по наследству усовершенствований и перехода всё более сложным  операциям, только благодаря этому  человеческая рука достигла той высокой  степени совершенства, на которой  она могла, как бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, музыку Паганини». Иными словами  Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную  речь, как главные стимулы, под  влиянием которых развивался человеческий мозг, в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно  связанные с трудовыми процессами.[1]

Взаимосвязь общей и речевой  моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.[4]

Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при  участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных  органов: губ, языка, нижней челюсти  и т.д.[7]

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью  и способствовали её развитию. В  лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т.П. Хризман и М.И. Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.[9]

Этот факт должен использоваться в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной речи детей.[20]

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при  артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю  прямо словами, а всегда мышечными  ощущениями». Павлов также говорил, что, речь, – это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых  органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади  двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень  близко от речевой моторной зоны. Это  навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Для изучения этого вопроса  большую работу провела Л.В. Фомина. Она работала с детьми от 10 месяцев  до 1г. 3 месяцев. Дети разделены на 3 подгруппы. В каждой из них занятия  проводились по особому плану. В  результате, звукопроизношение у  детей при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось  получить много раньше, (в 7 раз быстрее, чем в 1-ой группе) но оно оказалось  и более совершенным.[10]

Далее Л.В. Фомина обследовала  более 500 детей в различных детских  учреждениях и обнаружила, что  уровень развития тонких движения пальцев  рук с уровнем же развития общей  моторики совпадал не всегда.[22]

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции  руки и речи. При травме или кровоизлиянии  в речевой моторной области в  левом полушарии у человека утрачиваются не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область  двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.

Исследования отечественных  физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые  движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с  губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать  речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовой  доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство  в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук  предшествует появлению артикуляции  слогов. Благодаря развитию пальцев  в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые  реакции находятся в прямой зависимости  от тренировки пальцев. Схема Пенфилда показывает, что 1/3 всей области занимает проекция пальцев руки, и эта проекционная зона находится в непосредственной близости к речевому двигательному  центру Брока.[11]

На заре развития человечества в процессе общения людей очень  широко использовались ручные различные  жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная  речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что  в остаточном виде сохраняется и  до сих пор. А поскольку как  жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться  речь имели для первобытного человека жизненно важное значение, то обе эти  функции получили свое представительство  и в коре головного мозга. При  этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.[12]

Таким образом, развитие функций  рук и речевой функции рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась  и площадь их представительства (особенно представительства кисти  руки) в коре головного мозга. Параллельно  с этим, не без стимулирующего влияния  активных движений рук, развилась и  совершенствовалась и речевая функция  человека. Прямая зависимость между  уровнем сформированности речи и  развитием тонкой моторики рук отчетливо  прослеживается и в ходе индивидуального  развития каждого ребенка (это уже  убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней  практикой работы дефектологов). Поэтому  развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более  быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое  развитие.[24]

Информация о работе Особенности развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи