Особенности развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Исходя из цели, гипотезы были сформулированы задачи исследования:
Изучение проблемы исследования психолого-педагогической литературы;
Отбор диагностических методик и определение критериев оценки внутрисемейных взаимоотношений;
Экспериментальное изучение особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи;
Интерпретация полученных экспериментальных данных в соответствии с выдвинутой гипотезой исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
Теоретическое обоснование психолого-педагогической литературы
Глава 1.1 Роль развития мелкой моторики в развитии речи…………………7
Глава 1.2. Особенности мелкой моторики детей с недоразвитием речи…11
Глава 2
Экспериментальное изучение особенностей внутрисемейных взаимоотношений в семьях детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Глава 2.1.Организация исследования……………………………………….18
Глава 2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.46 Кб (Скачать)

Исследование проводилось  на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего  вида №85» и МДОУ «Детский сад №57» Управления образования г. Череповца. В исследовании приняли участие 5 детей с нарушениями речи (4 – ФФНР, 1 – ОНР (3)), которые составили экспериментальную группу, а также 5 детей с нормально-развивающимся развитием, которые составили контрольную группу. Средний возраст детей на момент исследования составил пять лет. Список детей представлен в приложении (Таблица 1, Таблица 2).

Для изучения особенностей развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи нами были отобраны методики «Повтори рисунок», «Проведи дорожку», «Продолжение пути», автор Соснина С.П.

Цель: выявление особенностей развития мелкой моторики рук.

Материал: лист белой бумаги 15*20 см с образцом, выполненным красным фломастером, 2 листа белой бумаги,на которых выполнено условие задания, чёрный фломастер.

Инструкция: методика № 1. «Повтори рисунок». Экспериментатор говорит детям: «Нарисуй в соседнем квадратике вишенки,которые ты видеть на рисунке, изображённом рядом»

Критерии оценки:

3 балла – без ошибок

2 балла – ошибки в  1 фигуре

1 балл – ошибки в  2 фигурах и более

Методика № 2. «Проведи дорожку». Экспериментатор говорит детям: «Возьми в руку фломастер и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки»

Критерии оценки :

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу  линии

1 балл – ребенок 3 и  более раз вышел за границу  линии

Методика № 3. «Продолжение пути». Экспериментатор говорит детям: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

Критерии оценки:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок ошибся  в одном узоре 

1 балл – ребенок ошибся  в обоих узорах

Интерпретация результатов  диагностики развития мелкой моторики:

Общий результат 8-9 баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Общий результат 6-7 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Общий результат 5 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

 

2.2 Анализ результатов  исследования.

Анализ выполненных детьми заданий позволил получить   представления  о о развитии мелкой моторки рук  нормально развивающихся детей  и детей с нарушениями речи.

Сравнительная характеристика выраженности симптомокомплексов у  детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и нормально  развивающихся детей представлена в приложении (Таблица 3). 

Все дети с нарушениями  речи охотно приступили к работе. Внимательно выслушав инструкции, дети приступали к заданию, стараясь не отвлекаться. Все дети с первого раза понимали инструкцию ко всем предложенным заданиям, в ходе работы не задавали вопросов и не обращались за помощью.

На основании полученных данных была составлена таблица, показывающая наличие того или иного симптомокомплекса.

Выраженность развития мелкой моторики у детей возраста пяти лет.

Контрольная группа

Баллы

Симтомокомплекс

Милана Д.

3+2+2=7

Умеренно развитая произвольность регуляции движений, достаточно для дальнейшего обучения.

Глеб Г.

3+3+1=7

Умеренно развитая произвольность регуляции движений, достаточно для дальнейшего обучения.

Дима Р.

1+2+1=4

Недостаточно сформирован у ребенка двигательный компонент, показатели мелкой моторики недостаточны для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Саша Д.

1+1+3=5

Недостаточно сформирован у ребенка двигательный компонент, показатели мелкой моторики недостаточны для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Кирилл М.

2+3+2=7

Умеренно развитая произвольность регуляции движений, достаточно для дальнейшего обучения.


Таблица 4

Из таблицы видно, что у детей с нарушением речи средние показатели по данным методикам.

Эксперементальная группа

Баллы

Симптомокомлекс

Миша Т.

3+3+3=9

Высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Настя С.

3+3+2=8

Высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Полина Б.

2+3+1=6

Умеренно развитая произвольность регуляции движений, достаточно для дальнейшего обучения.

Софья Б.

3+3+1=7

Умеренно развитая произвольность регуляции движений, достаточно для дальнейшего обучения.

Полина М.

3+3+2=8

Высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.


Таблица 5

Из таблицы видно,что  почти у всех детей высокий  показатель по результатам данной методики.

При сравнении результатов  по методикам( Таблица № ) видно,что  у детей с нарушением развитии речи показатели меньше, чем у нормально  развивающихся детей. Это подтверждает гипотезу о том, что у детей  с нарушением речи мелкая моторика рук развита хуже, чем у нормально  развивающихся детей.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Отечественные физиологи  в своих исследованиях подтверждают связь развития рук с развитием  мозга, в частности речевых зон. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать  речь ребенка.

     Для более  успешного формирования правильной  речи используют разнообразные  средства. Для детей старшего  дошкольного возраста специалисты  рекомендуют развивать мелкую  моторику рук с помощью графических  навыков.

     Таким образом,  посредством овладения графическими  навыками развивается мелкая  моторика рук, а значит, продолжает  развиваться и совершенствоваться  и речевая деятельность дошкольника.

     Умение выполнять  мелкие движения с предметами  развивается в старшем дошкольном  возрасте. Именно к 6-7 годам в  основном заканчивается созревание  соответствующих зон коры головного  мозга, развитие мелких мышц  кисти. Важно, чтобы к этому  возрасту, ребенок был подготовлен  к усвоению новых двигательных  навыков (в том числе и навыка  письма), а не был вынужден исправлять  неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного  двигательного навыка требует  много сил и времени как  от ребенка, так и от родителей.  Это не только осложняет обучение  письму, но, и что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку  на центральную нервную систему  ребенка на первом году обучения  в школе.

     Все это  обуславливает необходимость целенаправленной  специальной работы по коррекции  и развитие тонких координированных  движений рук.

     Овладевая  графическими навыками, развивается  не только речь ребенка, но  и идет подготовка руки к  письму, что позитивно скажется  на дальнейшем успешном обучении  в школе.

      Следовательно,  графические навыки являются  средством развития мелкой моторики  при обязательном учете индивидуального  речевого развития ребенка, его  физиологических особенностях и,  конечно, при систематической  работе по развитию мелкой  моторики, основанной на ежедневных  упражнениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

Список использованной литературы.

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. -  М: Наука, 1990.
  2. Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность / В.М.Бехтерев. -  М: Госиздат, 1928.
  3. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер. -  М: Знание, 1994.
  4. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М: Владос, 2007. – 703с.
  5. Гаврина С.С. Готовим руку к письму / С.С. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В. Щербинина. – М: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.
  6. Гаврина С.С. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.С. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  7. Жукова Н.С. Логопедия / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2000.
  8. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет / О.Б. Иншакова. – М: Владос, 2005.
  9. Кабанов А.Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / А.Н. Кабанов, А.П. Чабовская. – М: Просвещение, 1976.
  10. Калюжин Г.А. От колыбели до школы / Г.А. Калюжин, М.П. Дерюгина. – Петразоводск: Карелия, 1993.
  11. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет / Н.В. Квач. – М: Владос, 2001.
  12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – М: Советская Россия, 1973.
  13. Карельская Е. Веселые прописи / Е. Карельская // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1, №2. – С. 17-25; №8.
  14. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /  А.Н. Леонтьев. – М: Просвещение,1974.
  15. Лурия А.Р. Мозг человека психические процессы / А.Р. Лурия. – М: Педагогика,, 1970.
  16. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А.Р. Лурия. – М: Академия педагогических наук РСФСР, 1956.
  17. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М: Владос, 2001.
  18. Павлов И.П. Избранные произведения / И.П. Павлов. – Государственное издательство политической литературы, 1949.
  19. Пахальян В. Развитие и психическое здоровье / В. Пахальян. – Спб: Питер, 2006.
  20. Пименова Е.П. Пальчиковые игры / Е.П. Пименова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  21. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. – 2005.
  22. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  23. Солнцева Е.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики / Е.А. Солнцева, Т.В. Белова. – М: АСТ-Астрель, 2007.
  24. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников / О.С. Ушакова. – М: Сфера, 2003.
  25. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М: Айрис – пресс, 2007.
  26. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М: Просвещение, 1989.
  27. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – Спб: Лань, 1999.

 

 

 

Приложение № 1.

Список детей с нарушением речи, возраст пять лет, участвующих  в исследованиях.

Имя ребёнка

Диагноз

Милана Д.

ФФНР

Глеб Г.

ОНР

Дима Р.

ФФНР

Саша Д.

ФФНР

Кирилл М.

ФФНР


 

Таблица 1.

 

Список нормально развивающихся  детей, возраст пять лет, участвующих  в исследованиях.

Имя ребёнка

Миша Т.

Настя С.

Полина Б.

Софья Б.

Полина М.


Таблица 2.

 

Сравнительная таблица средних результатов детей с нарушениями речи и нормально развивающихся детей по всем трём методикам.

Методики

Эксперементальная группа

Контрольная группа

«Повтори рисунок» «Продолжение пути»

  1. балла

2,2 балла

2,8 балла

3 балла

«Проведи дорожку»

1,8 баллов

1,8 балла


Таблица 3

По итогам таблицы видна  разница по количеству баллов между  детей с нарушениями речи и  нормально развивающихся детей.


Информация о работе Особенности развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи