Особенности развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Исходя из цели, гипотезы были сформулированы задачи исследования:
Изучение проблемы исследования психолого-педагогической литературы;
Отбор диагностических методик и определение критериев оценки внутрисемейных взаимоотношений;
Экспериментальное изучение особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи;
Интерпретация полученных экспериментальных данных в соответствии с выдвинутой гипотезой исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
Теоретическое обоснование психолого-педагогической литературы
Глава 1.1 Роль развития мелкой моторики в развитии речи…………………7
Глава 1.2. Особенности мелкой моторики детей с недоразвитием речи…11
Глава 2
Экспериментальное изучение особенностей внутрисемейных взаимоотношений в семьях детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Глава 2.1.Организация исследования……………………………………….18
Глава 2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.46 Кб (Скачать)

Дошкольник может заблаговременно  овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания  картинок, обводки трафаретов и контурных  изображений ребенок научится соразмерять  свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения  карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных  линий и пр.[14]

В вопросах развития речи у  ребёнка не существует мелочей. То, что представляется неважным или  несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой  серьёзной проблемой. Часто родители не уделяют должного внимания развитию моторики, не понимая, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи.[13]

Глава 1.2. Особенности мелкой моторики детей с недоразвитием речи.

Впервые теоретическое обоснование  общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии  у детей дошкольного и школьного  возраста, проведенных Р.Е. Левиной  и коллективном научных сотрудников  НИИ дефектологии (НА. Никашкина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и  др.) в 50-60-х годах XX в. Отклонения в  формировании речи стали рассматриваться  как нарушения развития, протекающие  по законам иерархического строения высших психических функций. С позицией системного подхода был решен  вопрос о структуре различных  форм патологии речи в зависимости  от строения компонентов речевой  системы.[27]

Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые  речевые расстройства, выделила и  подробно описала такую категорию  детей, у которых наблюдается  недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей  степени оказываются нарушенными  произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение  системой морфем, а следовательно, плохо  усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас  отстает от возрастной нормы как  по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь у детей с первично сохранным интеллектом и нормальным физическим слухом. Такое системное  нарушение получило название "общее  недоразвитие речи" (ОНР) .[15]

Доказано, что общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой  патологии по клинико–педагогической классификации: алалии, афазии, а также  ринолалии, дизартрии, в том числе  при стертой форме дизартрии, в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.[21]

В этиологии ОНР выделяются разнообразные  факторы как биологического, так  и социального характера. К биологическим  факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость  крови матери и плода по резус-фактору  или групповой принадлежности, патология  перинатального периода, постнатальные  заболевания ЦНС и травмы мозга  в первые годы жизни ребенка и  др.[17]

Вместе с тем ОНР может  быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической  депривацией в сензитивные периоды  развития речи. Во многих случаях ОНР  является следствием комплексного воздействия  различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности  ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения. Наиболее сложным  и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним органическим поражением мозга.[16]

Е.М. Мастюкова придавала особое значение в этиологии ОНР перинатальной  энцефалопатии, которая может быть гипоксической (вследствие внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах), травматической (вследствие механической родовой травмы), билирубиновой (вследствие несовместимости  крови матери и плода по резус-фактору  или групповой принадлежности).[20]

Клинические виды ОНР разнообразны. В классификации Е. М. Мастюковой выделяются три группы детей с  ОНР.[19]

I группа — неосложненный вариант  ОНР. У детей с этим вариантом  ОНР имеют место признаки лишь  общего недоразвития речи, без  других выраженных нарушений. Это неосложненный вариант общего недоразвития речи. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет чётких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.[18]

Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых  нарушений свидетельствует о  сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отмечаемые же малые неврологические  дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного  тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью  кинестетического и динамического  праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический  вариант общего недоразвития речи.[1]

Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в  дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем – в особых условиях обучения. Практика показывает, что направление детей  с нерезко выраженными речевыми нарушениями в массовую школу  может привести к возникновению  вторичных невротических и неврозоподобных  расстройств.

У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических  и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант общего недоразвития речи церебрально-органического  генеза, при котором имеет место  дизонтогенетически–энцефалопатически симптомокомплекс нарушений.[14]

При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только при  задержке созревания центральной нервной  системы, но и о негрубом повреждении  отдельных мозговых структур. По мнению Е.М. Мастюковой, среди неврологических  синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие.

1. Гипертензионно-гидроцефалъный  синдром — синдром повышенного  внутричерепного давления, при котором  имеют место увеличение размеров  головы, выступающие лобные бугры,  расширение венозной сети в  области висков. Гипертензионно-гидроцефальный  синдром проявляется, прежде всего  в нарушениях умственной работоспособности,  произвольной деятельности и  поведения детей, а также в  быстрой истощаемости и пресыщаемости  любым видом деятельности, повышенной  возбудимости, раздражительности, двигательной  расторможенности.

2. Церебрастенический синдром проявляется  в виде повышенной нервно- психической  истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного  внимания, памяти. В одних случаях  синдром сочетается с проявлениями  гипервозбудимости – признаками  общего эмоционального и двигательного  беспокойства; в других – с  преобладанием заторможенности,  вялости, пассивности. 

3. Синдромы двигательных расстройств  характеризуются изменениями мышечного  тонуса, легкими геми- и монопарезами, нерезко выраженными нарушениями  равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной  моторики пальцев рук, несформированностью  общего и орального праксиса. Часто у этих детей выявляются  нарушения артикуляционной моторики  в виде легких парезов, тремора  и насильственных движений отдельных  мышц языка, обусловливающие проявления  стертой дизартрии.[22]

Исследование высших психических  функций этих детей позволяет  выявить локальную недостаточность  отдельных видов гнозиса, праксиса, что подтверждается данными нейропсихологического  и электро-энцефалографического обследования. Так, специфические затруднения  в копировании геометрических фигур  в рисовании могут указывать  на несформированность зрительно-пространственного  гнозиса. Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они  с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Автоматизированное выполнение тех или иных двигательных заданий и воспроизведений даже простых ритмов оказываются невозможными. Для многих из них характерны нарушения  общего игрального праксиса. Указанные  нарушения обычно сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия.

У детей третей группы имеет место  наиболее стойкое и специфическое  речевое недоразвитие, которое клинически обозначается в основном как моторная алалия. Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и форм устной и письменной речи.

В дошкольном возрасте при моторной алалии встречаются выраженные трудности  в формировании новых образов  слов: владея достаточным словарем, дети испытывают стойкие затруднения  в образовании слов. Эта особенность  определила название данного дефекта  речи на основе предположения, что в  его основе лежит недостаточность  моторного звена речевой системы, в частности речевого праксиса. Однако дальнейшие исследования показали, что  у детей с моторной алалией  обычно имеются достаточные артикулярные (моторные) возможности: все так называемые неречевые артикуляции им доступны, более того, они в состоянии  правильно произносить большинство  звуков или даже все звуки изолированно и в слогах. Но отличительной особенностью детей с моторной алалией является то, что они не могут реализовать эти возможности при произнесении слов. Поэтому характерным признаком моторной алалии является несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов. Имея довольно большой пассивный словарь, дети затрудняются в назывании предметов, картинок и даже в повторении за логопедом отдельных слов, особенно сложной слоговой структуры.[15]

Степень овладения ребенком речью  при моторной алалии зависит от тяжести  дефекта. На первом-втором уровнях речевого развития характерно отсутствие предиката, использование интонационных и  мимических средств общения. В процессе развития имеют место выраженный дефицит языковых средств; затруднения  в актуализации слов; разнообразные  виды аграмматизмов; пропуски предикатов, предлогов, местоимений, нарушения  порядка слов в предложениях, неправильное употребление падежных окончаний существительных, замена косвенной формы существительных  и прилагательных нулевой формы. Таким образом, для детей с  моторной алалией характерны специфические  особенности в усвоении ими родного  языка. Данные клинического и электроэнцефалографического  исследований этих детей свидетельствуют  о наличии у них не только локальных  корковых нарушений, но и о поражении  глубинных образований мозга (ствол, зрительный бугор, подкорковые ганглии, гипоталамические образования и  др.) При электроэнцефалографическом обследовании в большинстве случаев  отмечено преобладание дисфункции срединных  структур мозга. Вероятно, при моторной алалии может иметь место поражение  не только корковых речевых зон, но и подкорковых структур.[13]

Несмотря на вариативность клинических  характеристик детей с ОНР, общим  для них является системное недоразвитие речи. При этом особенно сложным  и стойким является нарушение  формирования лексики и грамматического  строя речи. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное  развитие локомоторных функций; им присуще  и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.[2]

У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям  присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная  мотивация, негативизм, неуверенность  в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности  в общении с окружающими, в  налаживании контактов со своими сверстниками.

В настоящее время прочно утвердилось  мнение, что вариативность общего недоразвития речи определяется тремя  уровнями. Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей, у которых  признаки речевого недоразвития оказываются  стерты, внешне мало заметны и не всегда диагностируются специалистами. Её исследованиями было показано, что  такие дети испытывают значительные трудности при обучении грамоте  в общеобразовательной школе  и являются неуспевающими по ряду учебных дисциплин.[8]

Дети с четвертым уровнем  речевого развития владеют развернутой  фразовой речью, достаточно коммуникабельны, охотно отвечают на вопросы, сами задают их окружающим. Они используют в  речевой практике все части речи; грамматическое и фонетическое оформление высказываний близко к нормативным  требованиям. Как отмечает Т.Б. Филичева, создающееся, на первый взгляд впечатление  о вполне благополучной речи, является обманчивым. Имеющиеся у детей  трудности не всегда бросаются в  глаза, так как в большинстве  случаев в речевом общении  дети умышленно заменяют одни слова  другими, избегая сложных для  них звукосочетаний и грамматических конструкций.[11]

Глава 2 

Экспериментальное изучение особенностей внутрисемейных взаимоотношений  в семьях детей  старшего дошкольного возраста с  нарушениями речи.

2.1.Организация исследования.

Задачи исследования:

  1. Отбор диагностических методик и определение критериев оценки развития мелкой моторики рук;
  2. Экспериментальное изучение особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи;
  3. Интерпретация полученных экспериментальных данных в соответствии с выдвинутой  гипотезой исследования.

Информация о работе Особенности развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи