Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:51, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Исходя из цели, гипотезы были сформулированы задачи исследования:
Изучение проблемы исследования психолого-педагогической литературы;
Отбор диагностических методик и определение критериев оценки внутрисемейных взаимоотношений;
Экспериментальное изучение особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи;
Интерпретация полученных экспериментальных данных в соответствии с выдвинутой гипотезой исследования.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
Теоретическое обоснование психолого-педагогической литературы
Глава 1.1 Роль развития мелкой моторики в развитии речи…………………7
Глава 1.2. Особенности мелкой моторики детей с недоразвитием речи…11
Глава 2
Экспериментальное изучение особенностей внутрисемейных взаимоотношений в семьях детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Глава 2.1.Организация исследования……………………………………….18
Глава 2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………..27
Дошкольник может
В вопросах развития речи у ребёнка не существует мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной проблемой. Часто родители не уделяют должного внимания развитию моторики, не понимая, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи.[13]
Глава 1.2. Особенности мелкой моторики детей с недоразвитием речи.
Впервые теоретическое обоснование
общего недоразвития речи было сформулировано
в результате многоаспектных исследований
различных форм речевой патологии
у детей дошкольного и
Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые
речевые расстройства, выделила и
подробно описала такую категорию
детей, у которых наблюдается
недостаточная сформированность всех
языковых структур. У детей данной
группы в большей или меньшей
степени оказываются
Доказано, что общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии по клинико–педагогической классификации: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии, в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.[21]
В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология перинатального периода, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.[17]
Вместе с тем ОНР может
быть обусловлено неблагоприятными
условиями воспитания и обучения,
может быть связано с психической
депривацией в сензитивные
Е.М. Мастюкова придавала особое
значение в этиологии ОНР перинатальной
энцефалопатии, которая может быть
гипоксической (вследствие внутриутробной
гипоксии и асфиксии в родах), травматической
(вследствие механической родовой травмы),
билирубиновой (вследствие несовместимости
крови матери и плода по резус-фактору
или групповой принадлежности).
Клинические виды ОНР разнообразны. В классификации Е. М. Мастюковой выделяются три группы детей с ОНР.[19]
I группа — неосложненный
Отсутствие парезов и
Несмотря на отсутствие выраженных
нервно-психических нарушений
У детей второй группы общее недоразвитие
речи сочетается с рядом неврологических
и психопатологических
При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только при задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. По мнению Е.М. Мастюковой, среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие.
1. Гипертензионно-гидроцефалъный
синдром — синдром повышенного
внутричерепного давления, при котором
имеют место увеличение
2. Церебрастенический синдром
3. Синдромы двигательных
Исследование высших психических
функций этих детей позволяет
выявить локальную
У детей третей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается в основном как моторная алалия. Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и форм устной и письменной речи.
В дошкольном возрасте при моторной
алалии встречаются выраженные трудности
в формировании новых образов
слов: владея достаточным словарем,
дети испытывают стойкие затруднения
в образовании слов. Эта особенность
определила название данного дефекта
речи на основе предположения, что в
его основе лежит недостаточность
моторного звена речевой
Степень овладения ребенком речью
при моторной алалии зависит от тяжести
дефекта. На первом-втором уровнях речевого
развития характерно отсутствие предиката,
использование интонационных и
мимических средств общения. В процессе
развития имеют место выраженный
дефицит языковых средств; затруднения
в актуализации слов; разнообразные
виды аграмматизмов; пропуски предикатов,
предлогов, местоимений, нарушения
порядка слов в предложениях, неправильное
употребление падежных окончаний существительных,
замена косвенной формы
Несмотря на вариативность клинических характеристик детей с ОНР, общим для них является системное недоразвитие речи. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.[2]
У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
В настоящее время прочно утвердилось мнение, что вариативность общего недоразвития речи определяется тремя уровнями. Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей, у которых признаки речевого недоразвития оказываются стерты, внешне мало заметны и не всегда диагностируются специалистами. Её исследованиями было показано, что такие дети испытывают значительные трудности при обучении грамоте в общеобразовательной школе и являются неуспевающими по ряду учебных дисциплин.[8]
Дети с четвертым уровнем речевого развития владеют развернутой фразовой речью, достаточно коммуникабельны, охотно отвечают на вопросы, сами задают их окружающим. Они используют в речевой практике все части речи; грамматическое и фонетическое оформление высказываний близко к нормативным требованиям. Как отмечает Т.Б. Филичева, создающееся, на первый взгляд впечатление о вполне благополучной речи, является обманчивым. Имеющиеся у детей трудности не всегда бросаются в глаза, так как в большинстве случаев в речевом общении дети умышленно заменяют одни слова другими, избегая сложных для них звукосочетаний и грамматических конструкций.[11]
Глава 2
Экспериментальное изучение особенностей внутрисемейных взаимоотношений в семьях детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
2.1.Организация исследования.
Задачи исследования:
Информация о работе Особенности развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи