Социально- педагогическая деятельность в процессе преодоления агрессивного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель: способствовать преодолению агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.
Задачи:
1). Раскрыть индивидуальные особенности подросткового возраста.
2). Выявить причины агрессивного поведения в этом возрасте.
3). Изучить опыт преодоления агрессивного поведения подростков отечественных и зарубежных исследований.
4). Апробация методик в процессе социально-педагогической деятельности на преодоление агрессивного поведения подростков.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивного поведения у подростков 6

1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Причины агрессивного поведения подростков 13
1.4. Формы и методы работы социального педагога по преодолению агрессивного поведения подростков 17

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 23

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы 43

Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом М.Коротаева.doc

— 774.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Анкета  выявления агрессивности

Отвечать  «да» или «нет»

    1. Временами кажется, что в меня вселился злой дух.
    2. Я не могу промолчать, когда чем-то не доволен.
    3. Когда кто-то причиняет мне зло, я обязательно стараюсь отплатить тем же.
    4. Иногда я без всяких причин хочу выругаться.
    5. Бывает, что я с удовольствием ломаю, что-то разбираю, потрошу.
    6. Иногда я так настаиваю на чем-то, что окружающие теряют терпение.
    7. Я не прочь подразнить животных.
    8. Меня трудно переспорить.
    9. Очень сержусь, когда мне кажется, что кто-то надо мной подшучивает.
    10. Иногда у меня вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
    11. В ответ на обычные распоряжения стремлюсь сделать все наоборот.
    12. Часто ворчу.
    13. Воспринимаю себя как самостоятельного и решительного.
    14. Люблю быть первым, командовать, подчинять себе других.
    15. Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, желание найти виноватых.
    16. Легко ссорюсь, вступаю в драку.
    17. Стараюсь общаться с младшими и физически более слабыми.
    18. У меня нередки приступы мрачной раздражительности.
    19. Не считаюсь со сверстниками, не уступаю, не делюсь.
    20. Уверен, что любое задание выполню лучше всех.

      Обработка данных: За каждый положительный ответ: 1 балл.

      Высокий уровень: 15-20 баллов;

      Средний уровень: 7-14 баллов;

      Низкий  уровень: 1-6 баллов.

      вступает

    Высокий уровень: ребенок проявляет несдержанность, мстительность, раздражительность, садистские наклонности, легко ссорится, вступает в драку, часто сердится, делает все наоборот, часто ворчит.

    Средний уровень: может проявлять некоторые черты, присущие высокому уровню, но, в основном, ребенок контролирует свое поведение.

    Низкий  уровень: ребенок полностью контролирует свое поведение.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

    Методика  «Кактус» 

        Инструкция: Детям предлагается нарисовать кактус, какой они захотят.

    Обработка данных: Если на рисунке наличие сильно торчащих, длинных, близко расположенных друг от друга иголок показывает высокую степень агрессивности. Если на рисунке присутствуют короткие, далеко расположенные друг от друга иголки свидетельствует о слабой агрессивности. Если на рисунке отсутствие или чуть видные и редкие  иголки говорит о том, что агрессивность отсутствует. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Изучение  агрессивности

    Опросник  Баса-Дарки

    Инструкция: Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к вам- поставьте рядом с ним знак «+», если нет- знак «-».

    1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
    2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
    3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
    4. Если меня не просят по-хорошему, я просьбу не выполню.
    5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
    6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
    7. Если я не одобряю поведения друзей, я даю им это почувствовать.
    8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
    9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
    10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
    11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
    12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
    13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
    14. Я держусь, насторожено с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружелюбно, чем я ожидал.
    15. Я часто бываю, не согласен с людьми.
    16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
    17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
    18. Когда я раздражаюсь,  я хлопаю дверьми.
    19. Я гораздо более раздражителен, чем, кажется.
    20.   Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
    21. Меня немного огорчает моя судьба.
    22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
    23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
    24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
    25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
    26. Я не способен на грубые шутки.
    27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
    28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
    29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
    30. Довольно многие люди завидуют мне.
    31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
    32. Меня угнетает то, что я делаю для своих родителей.
    33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
    34. Я иногда бываю, мрачен от злости.
    35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
    36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
    37. Хотя я не показываю этого, меня иногда меня гложет зависть.
    38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
    39. Даже если  я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
    40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
    41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
    42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
    43. Иногда люди раздражают меня одним присутствием.
    44. Нет людей, которых бы  я по-настоящему ненавидел.
    45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
    46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что о нем думаю.
    47. Я делаю много того, о чем в последствии сожалею.
    48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
    49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
    50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
    51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.
    52. Я всегда думаю о том, какие тайны причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
    53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
    54. Неудачи огорчают меня.
    55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
    56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшую мне под руки вещь и ломал ее.
    57.   Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
    58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо.
    59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, то теперь я в это не верю.
    60. Я ругаюсь только от злости.
    61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
    62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применю ее.
    63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
    64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
    65. У меня нет врагов, которые бы хотели  мне навредить.
    66. Я не умею поставить человека на место, если он того заслуживает.
    67. Я часто думаю, что живу не правильно.
    68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
    69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
    70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
    71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнения.
    72. В последнее время я стал занудой.
    73. В споре я часто повышаю голос.
    74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
    75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. 
 

    Описание  методики

         Опросник состоит из 75 утверждений, на которые изучаемый отвечает «Да» или «Нет».

         А. Басс разделил понятие «агрессия» (агрессивное поведение) и «враждебность»и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басса  и А. Дарки выделили различные виды агрессивных и враждебных реакций:

         Физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица.

          Косвенная агрессия- агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а так же агрессия, которая ни на кого не направлена- взрывы ярости в форме крика, топанья ногами, битья кулаками по столу(характеризуются ненаправленностью и неупорядоченнстью).

          Склонность к раздражению (коротко- раздражение)-  готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. 

            Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета  или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

          Обида -  зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

          Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям. Основанные на убеждении, что окружающие  намерены причинить вред.

         Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

         Кроме того, выделяется еще один  пункт – угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой школы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого о том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки. 

    Обработка и интерпретация  данных

         Обработка опросника Баса- Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются  суммированием полученных ответов, соответствующих ключу.

    Ключ 

    1. Физическая агрессия: «Да» - № 1,25,33,48,55,62,68; «Нет» - № 9,17,41.
    2. Косвенная агрессия: «Да» - № 2,18,34,42,56,63; «Нет» - № 10, 26,49.
    3. Раздражение: «Да» - № 3,19,27,43,50,57,64,72; «Нет» - №11,35,69.
    4. Негативизм: «Да» - № 4,12,20,23,36.
    5. Обида: «Да» - № 6,14,22,30,38,45,52,59; «Нет» - № 44.
    6. Подозрительность: «Да» - № 6,14,22,30,38,45,52,59; «Нет» - № 65,70.
    7. Вербальная агрессия: «Да» - № 7,15,28,31,46,53,60,71,73; «Нет» - № 39,66,74,75.
    8. Угрызения совести, чувство вины: «Да» - № 8,16,24,32,40,47,54,61,67.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ПРИЛОЖЕНИЕ 4 

    Памятка  для родителей  по предупреждению детской  агрессивности

    1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
    2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
    3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то не было условий.
    4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
    5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
    6. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
    7. Не  изменяйте своим  требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
    8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
    9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
    10. Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Констатирующий  эксперимент

Таблица 4

Выявление критериев агрессивности

7В  класс
Имя Ф. Низкий уровень Средний уровень  Высокий уровень
1. Аня К. - + -
2. Аня Н. + - -
3. Вероника У. + - -
4. Вика М. - + -
5. Данил Н. - + -
6. Даша Ж. - - +
7. Денис О. - + -
8. Дима В. - + -
9. Дима К. + -- -
10. Дима С. - + -
11. Ирина П. - + -
12. Кирилл Л. - + -
13. Ксюша Б. - + -
14. Паша Б. - + -
15. Паша Л. - + -
16. Рома М. + - -
17. Сережа Ш. - + -
18. Яна Г. - + -
  Всего: 4 13 1

 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Констатирующий  эксперимент

Таблица 5

Выявление критериев агрессивности

7Бкласс
Имя Ф. Низкий уровень Средний уровень  Высокий уровень
1. Андрей Ч. - + -
2. Валерия Ч. - + -
3. Ваня П. - + -
4. Вика А. - + -
5. Виталик П. + - -
6. Витя Ж. + - -
7. Витя Я. - + -
8. Дима Б. - + -
9. Катя Ш. - + -
10. Кирилл А. - + -
11. Костя К. - + -
12. Максим П. - + -
13. Марина К. - + -
14. Миша М. - + -
15. Наташа И. - + -
16. Паша У. - + -
17. Таня Т. - + -
18. Юра К. - + -
  Всего: 2 16 -

Информация о работе Социально- педагогическая деятельность в процессе преодоления агрессивного поведения подростков