Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:38, дипломная работа
Цель: способствовать преодолению агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.
Задачи:
1). Раскрыть индивидуальные особенности подросткового возраста.
2). Выявить причины агрессивного поведения в этом возрасте.
3). Изучить опыт преодоления агрессивного поведения подростков отечественных и зарубежных исследований.
4). Апробация методик в процессе социально-педагогической деятельности на преодоление агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивного поведения у подростков 6
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Причины агрессивного поведения подростков 13
1.4. Формы и методы работы социального педагога по преодолению агрессивного поведения подростков 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 23
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы 43
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета выявления агрессивности
Отвечать «да» или «нет»
Обработка данных: За каждый положительный ответ: 1 балл.
Высокий уровень: 15-20 баллов;
Средний уровень: 7-14 баллов;
Низкий уровень: 1-6 баллов.
вступает
Высокий уровень: ребенок проявляет несдержанность, мстительность, раздражительность, садистские наклонности, легко ссорится, вступает в драку, часто сердится, делает все наоборот, часто ворчит.
Средний уровень: может проявлять некоторые черты, присущие высокому уровню, но, в основном, ребенок контролирует свое поведение.
Низкий
уровень: ребенок полностью контролирует
свое поведение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Методика
«Кактус»
Инструкция: Детям предлагается нарисовать кактус, какой они захотят.
Обработка
данных: Если на рисунке наличие сильно
торчащих, длинных, близко расположенных
друг от друга иголок показывает
высокую степень агрессивности.
Если на рисунке присутствуют короткие,
далеко расположенные друг от друга иголки
свидетельствует о слабой агрессивности.
Если на рисунке отсутствие или чуть видные
и редкие иголки говорит о том, что
агрессивность отсутствует.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Изучение агрессивности
Опросник Баса-Дарки
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к вам- поставьте рядом с ним знак «+», если нет- знак «-».
Описание методики
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые изучаемый отвечает «Да» или «Нет».
А. Басс разделил понятие «агрессия» (агрессивное поведение) и «враждебность»и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басса и А. Дарки выделили различные виды агрессивных и враждебных реакций:
Физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия- агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а так же агрессия, которая ни на кого не направлена- взрывы ярости в форме крика, топанья ногами, битья кулаками по столу(характеризуются ненаправленностью и неупорядоченнстью).
Склонность к раздражению (коротко-
раздражение)- готовность к проявлению
при малейшем возбуждении вспыльчивости,
резкости, грубости.
Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям. Основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).
Кроме того, выделяется еще один
пункт – угрызения
совести, чувство вины. Ответы на
вопросы этой школы выражают сдерживающее
влияние чувства вины на проявление форм
поведения, которые обычно запрещаются
(нормами общества). Этот пункт выражает
степень убеждения обследуемого о том,
что он является плохим человеком, совершающим
неправильные поступки.
Обработка и интерпретация данных
Обработка опросника Баса- Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов, соответствующих ключу.
Ключ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Констатирующий эксперимент
Таблица 4
Выявление критериев агрессивности
7В класс | ||||
№ | Имя Ф. | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1. | Аня К. | - | + | - |
2. | Аня Н. | + | - | - |
3. | Вероника У. | + | - | - |
4. | Вика М. | - | + | - |
5. | Данил Н. | - | + | - |
6. | Даша Ж. | - | - | + |
7. | Денис О. | - | + | - |
8. | Дима В. | - | + | - |
9. | Дима К. | + | -- | - |
10. | Дима С. | - | + | - |
11. | Ирина П. | - | + | - |
12. | Кирилл Л. | - | + | - |
13. | Ксюша Б. | - | + | - |
14. | Паша Б. | - | + | - |
15. | Паша Л. | - | + | - |
16. | Рома М. | + | - | - |
17. | Сережа Ш. | - | + | - |
18. | Яна Г. | - | + | - |
Всего: | 4 | 13 | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Констатирующий эксперимент
Таблица 5
Выявление критериев агрессивности
7Бкласс | ||||
№ | Имя Ф. | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1. | Андрей Ч. | - | + | - |
2. | Валерия Ч. | - | + | - |
3. | Ваня П. | - | + | - |
4. | Вика А. | - | + | - |
5. | Виталик П. | + | - | - |
6. | Витя Ж. | + | - | - |
7. | Витя Я. | - | + | - |
8. | Дима Б. | - | + | - |
9. | Катя Ш. | - | + | - |
10. | Кирилл А. | - | + | - |
11. | Костя К. | - | + | - |
12. | Максим П. | - | + | - |
13. | Марина К. | - | + | - |
14. | Миша М. | - | + | - |
15. | Наташа И. | - | + | - |
16. | Паша У. | - | + | - |
17. | Таня Т. | - | + | - |
18. | Юра К. | - | + | - |
Всего: | 2 | 16 | - |