Социально- педагогическая деятельность в процессе преодоления агрессивного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель: способствовать преодолению агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.
Задачи:
1). Раскрыть индивидуальные особенности подросткового возраста.
2). Выявить причины агрессивного поведения в этом возрасте.
3). Изучить опыт преодоления агрессивного поведения подростков отечественных и зарубежных исследований.
4). Апробация методик в процессе социально-педагогической деятельности на преодоление агрессивного поведения подростков.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивного поведения у подростков 6

1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Причины агрессивного поведения подростков 13
1.4. Формы и методы работы социального педагога по преодолению агрессивного поведения подростков 17

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 23

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы 43

Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом М.Коротаева.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

      В более старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминируется негативизм и вербальная агрессия, а у девочек – вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. А также известно, что независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек [13, 371].

      По  мнению многих авторов, семья должна создать минимальные условия  эффективной социализации [2, 87].

      Таким образом, из выше сказанного можно сделать  следующий вывод. Из рассмотренных психолого-педагогических исследований мы выяснили, что многие авторы трактуют агрессию по-разному, при этом выделяя различные формы проявления агрессивного поведения.

Рассмотрев  психолого-педагогические  исследования агрессивного поведения подростков, можно выявить особенности подросткового возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Психологические особенности подросткового возраста 

      Кто же такие подростки?

      Коротко и однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Разные психологические  школы отвечают на него по-разному.

      По  мнению А. А. Катаева-Венгер, подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое и психическое развитие ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В медицине и физиологии этот период называется пубертатным.

      Однако  оценка этого периода неоднозначна в разных психологических и педагогических концепциях. В чем проявляются  эти различия? Ярким показателем  разного подхода к проблеме оказывается  уже определение того, какой период  охватывает подростковый возраст – когда он начинается, сколько продолжается.

      В нашей отечественной литературе наиболее распространено мнение, что  он начинается достаточно рано, во многих случаях уже в 10-12 лет, и продолжается до 15 лет. Затем он переходит в  юношеский возраст, который во многом является прямым продолжение подросткового. Оканчивается юношеский возраст к  18 годам, т.е. с наступлением совершеннолетия.

      В то же время зарубежные психологи, психотерапевты и другие специалисты дают иную периодизацию подросткового возраста: так, например, и в Европе, и в США считают подростковый возраст единым, не делят его на две части, т.е. не выделяют особо юношеский период, и одновременно указывают на то, что у большого количества молодых людей этот период  начинается с 13 лет и длится до 20-23 лет. Некоторые окончание подросткового периода относят даже к 25 годам. На это указывают специалисты, сталкивающиеся с трудными случаями протекания подросткового возраста, в частности,  врачи - психотерапевты и психоаналитики.

      Подростковый  возраст является периодом кризиса в развитии ребенка, и кризис этот далеко не всегда протекает без осложнений и даже при нормальном течении требует от взрослых пристального внимания. Совершенно очевидно, что протекает этот период у разных людей по-разному. Когда подростковый возраст сопровождается серьезным кризисом, у «неблагополучных » подростков выход из него бывает в одних случаях более ранним и более легким, в других же оказывается чрезвычайно тяжелым как для самого подростка, так для самого подростка, так и для семьи.

      Различия  эти, как показывает педагогический опыт, опыт родителей, а также научный  анализ, представленный в работах  многочисленных психологов и других специалистов, во многом зависят от того, как проходило воспитание ребенка  до наступления подросткового возраста, насколько правильно вела себя семья - в первую очередь семья - в подростковый период развития ребенка, как складывался его социальный опыт, опыт взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье и в школьном коллективе.

      Подростковый  возраст – это так называемый «переходный период», как бы особый путь от детства до взрослости. И без того, чтобы пройти этот путь, не может сформироваться, стать самостоятельной личностью ни один человек.    

      В основе переходного периода от детства  к взрослости лежит физиологическая перестройка всего организма, и, в первую очередь, гормональная, сходятся все – физиологи, психологи, невропатологи и психотерапевты. Эти же процессы перестройки организма, процессы длительные и нелегкие, но совершенно необходимые для превращения ребенка во взрослого человека, во взрослую личность, становятся причиной и основой подросткового кризиса. Отсюда очень важный вывод: подростковый кризис нельзя миновать или обойти стороной. Но это вовсе не значит, что у всех детей он проходит одинаково.

      С точки зрения Ю. В. Васильковой, Т. А. Васильковой подростковый возраст  – (13-16 лет) период между детством и  зрелостью. У подростка стремительно меняется физиология, проявляются неловкость, повышенная рефлексия [4, 440].

      Они не удовлетворены собой, семьей, собственной внешностью. Им не нравится комната (они переклеивают ее нелепыми картинками). Они не довольны школой, учебниками, учителями, оценками, взрослыми, так как они «нас не понимают», не доверяют родителям, не признают их мнения. Даже в тех семьях, где ребенок принимает мнение родителей, для него это период внутренних переживаний. Подросток открывает себя, познает себя в общении с окружающими.

      В этот период открытий наступают и  разочарования. Подросток старается  доказать окружающим, что он личность и, что он или она достойны быть в коллективе. «Подхожу ли я?», «Нравлюсь ли я?» - он решает самостоятельно.

      В современных условиях, когда  рухнуло  прежнее мировоззрение, когда все  отрицают и разрешают, когда уничтожаются природа и культура, процветают преступность и насилие, подросток оказывается перед трудным выбором.

      Он  не видит идеала, кумира, утрачены идеалы старшего поколения, а преступность и насилие возводят в идеал.

      Нравственность  современного подростка формируется  в период обострения проблем двух поколений, несовместимости двух мировоззрений.

      Е.Л Солдатова и Г.Н Лаврова утверждают, что ведущая деятельность подростка – интимно-личностное общение со сверстниками. Это деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи. [20, 88].

      А.А. Реан отмечает в подростковом возрасте изменения как: биологические, так и социальные, обуславливающие психологическую перестройку.

      Биологическим критерием перехода от детства к  отрочеству является достижение половой  зрелости, связанное с созреванием  репродуктивных функций.

      Социальным критерием перехода считается достижение социальной зрелости, определения которой зависит от конкретной культуры. Большинство западных культур определяет социальную зрелость как возможность юноши или девушки самостоятельно решать свою судьбу – выбирать профессию, место учебы, работы, принимать решение о браке без согласия родителей.

      С понятием биологической и социальной зрелости связано понятие «психологическая зрелость», включающее оба понятия, но не сводимое к ним.

      Психологическая зрелость человека означает сознательную реакцию человека как личности.

      Человек как личность поступает преимущественно  «как должно», а не  «как хочется», действуя во имя определенных, социально-значимых ценностей, (красоты, знания, морали, детей, других людей, собственного совершенствования, развития общества и т. д.). Достижение психологической зрелости означает, что у человека сложилась иерархия мотивов, сознательная регуляция собственного поведения, система ценностных критериев и ориентаций.

      Психологическая зрелость может не совпадать с биологической и социальной, а наступать значительно позже. Оценить психологическую зрелость человека значительно сложнее, чем половую зрелость или возраста социально-правового признания.

      Таким образом, рассмотрев особенности подросткового возраста, можно сделать следующий вывод, что в этот период у ребенка происходят физиологические и психологические  изменения. Подростковый возраст является периодом кризиса в развитии ребенка, который протекает далеко не без осложнений. Большинство авторов (А.А. Катаева-Венгер, Ю.В. Василькова, Е.Л. Солдатова), которые занимались изучением данного вопроса, по-разному определили временные границы данного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Причины агрессивного поведения подростков 

      Исследованию  агрессивности и агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всех основных психологических направлениях.

      В отечественной психологии агрессивный  подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает  под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

      В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скрытным или хвастливым. По мнению А. С. Макаренко, он становится таким лишь в процессе развития человека как личности, возникают как социального полезные, так и социально вредные черты. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка – но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растете психологический барьер, который многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения. Если говорить о глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких агрессивных подростков:

    1. Кризис личности.
    2. Нарушение эмоциональной сферы.

      Ю. М. Мыслинский считает, что кризис личности проявляется в виде болезненного отношения к восприятию собственного «Я» окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира,  несоответствия своего «Я» неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью соматовегетативного компонента аффективных реакций.

      Агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает  эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально-психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны  особые взаимоотношения между  членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия». Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые  «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жесткое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

      И. П. Подласый выделил следующий ряд  причин агрессивного поведения подростков:

    1. Естественная реакция на унижения достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная агрессивность, а не устойчивая пока еще черта характера. Поведение ребенка провоцируется обстоятельствами. Будут устранены породившие ее причины, исчезнет и сама агрессивность.
    2. Следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерная опека, подавление взрослыми инициативы ребенка. Возникает агрессивная реакция ребенка. Эта реакция оправдывается лишь до тех пределов, которые согласуются с нормой. Это пока еще не черты характера, а попытка отстоять себя, свои права, свое мнение, проверить на «прочность» окружающих. Исправляется легко и быстро, если правильно поняты причины и найден индивидуальный подход к ребенку.
    3. Проявление Эдипова комплекса (направленность агрессии на взрослого одного с ребенком пола). Вспышки нечастые, но достаточно сильные, слабо контролируемые. Требуется консультация психиатра.
    4. Проявление соперничества между детьми (в семье,  классе, школе, во дворе) с целью добиться превосходства. Весьма распространенный вид проявления агрессии. Корректируется педагогом, если правильно установлены причины.
    5. Результат депривации и фрустрации, т.е. гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижения цели. Таким способом ребенок пытается освободиться от угнетающих его переживаний, отомстить другим за свои неудачи. Вид счастливых, удачливых детей его раздражает. Корректируется педагогом как можно раньше, чтобы не допустить превращения агрессивности в устойчивую черту характера.

Информация о работе Социально- педагогическая деятельность в процессе преодоления агрессивного поведения подростков