Социально- педагогическая деятельность в процессе преодоления агрессивного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель: способствовать преодолению агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.
Задачи:
1). Раскрыть индивидуальные особенности подросткового возраста.
2). Выявить причины агрессивного поведения в этом возрасте.
3). Изучить опыт преодоления агрессивного поведения подростков отечественных и зарубежных исследований.
4). Апробация методик в процессе социально-педагогической деятельности на преодоление агрессивного поведения подростков.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивного поведения у подростков 6

1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Причины агрессивного поведения подростков 13
1.4. Формы и методы работы социального педагога по преодолению агрессивного поведения подростков 17

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 23

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы 43

Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом М.Коротаева.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

И. А. Скляров считает, что многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются: из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. В чем же причины возникновения такого поведения?

    1. Инфантильность

      Такие дети по социальному и психическому  статусу не соответствуют своему возрасту. Их агрессивность объясняется тем, что они еще не усвоили правила общежития, которые им уже полагалось бы знать. По мере взросления их поведение, скорее всего, выровняется.[19, 57]. Это бывает особенно ярко заметно, когда в семье один ребенок. Здесь присутствует детский эгоизм – все для его и дитя к этому привыкает с пеленок.

      2) Протест

      Вспышки недовольства, гнева, ярости у подростка  возникают в ответ на попытки  взрослых унизить, оскорбить или  целиком подчинить своей воле. Большей частью такая форма носит адресный характер, т.е.  направлена против конкретных виновников ситуации. Хотя многие педагоги относятся к этому утверждению весьма скептически. Как только конфликт находит  свое разрешение, подросток успокаивается.

    1. Уродливый, патологический характер

      Речь  идет о преобладании таких черт, как повышенная возбудимость, злобность,  конфликтность. Как правило, это  появляется еще в раннем возрасте.

       Таким образом, проанализировав труды ряда ученых (Ю.М. Мыслинский, И.П. Подласый, И.А. Скляров) по данному вопросу, мы пришли к выводу о том, что исследователи, занимающиеся выявлением причин агрессивного поведения, трактуют их по-разному (протест, жестокое обращение в семье, унижение, гиперопека, соперничество между детьми, результат депривации и фрустрации, инфантильность, уродливый патологический характер.), при этом выделяют несколько общих (протест, жестокое обращение в семье, унижение). Самыми главными причинами агрессивного поведения в настоящее время является пропаганда агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.  
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Формы и методы работы социального педагога по преодолению агрессивного поведения подростков

      «Воспитывать  – значит правильно

                                                                организовать жизнь ребенка.

                                                                     В правильной жизни правильно

                                     растут дети». 

      Л. С. Выготский

      Социально-педагогическая деятельность- это педагогическая деятельность, направленная на социальную защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормативных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию, адаптацию и коррекцию.

      Исходя, из понятия социально-педагогической деятельности можно выделить следующие  задачи социального педагога:

    • оказание социальной помощи;
    • социальная защита ребенка;
    • организация обучения;
    • реабилитация;
    • оказание коррекционной помощи.

         Рассмотрим наиболее важные методы  социально-педагогической деятельности  по Н.И. Никитиной:

      1. методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснения, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера и т.д.);
      2. методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопечного (поручение, упражнение, требование, инструктаж и т.д.);
      3. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);
      4. методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т.д.);

      М.А. Галагузова считает, что с помощью  методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду [5, 146]. 

      Формы социально-педагогической работы - это  организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных.

      Формы социально-педагогической работы социального  педагога:

    • индивидуальная социально-педагогическая работа;
    • групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных);
    • социально-педагогическая работа в микросоциуме.

       В коррекции агрессивного поведения  подростков И.П. Подласый рассматривает наиболее важные методы работы социального педагога:

      • беседы;
      • ролевые игры;
      • поручения;
      • упражнения.

      1.Беседы

      Во  время беседы педагог предлагает детям вспомнить случаи, когда  они были оскорблены, напуганы, унижены. Выяснит, что тогда случилось, почему это произошло, и подумает вместе с детьми, что нужно было сделать, чтобы избежать подобных происшествий. Он выделит и разовьет мысль о том, что понять переживания и поступки других людей нам мешает гордыня, душевная черствость, безразличие, желание отомстить, причиненная боль, чувство гнева, оскорбление, желание всегда и во всем быть правым, ревность, зависть. Всегда нужно стремиться понять, почему так поступает другой человек, и лишь потом начинать действовать.

      Особенно  ценны профилактические беседы, которые  проводятся с целью недопущения  им нежелательного развития событий. Агрессивные  подростки вначале действуют, а потом думают. Чтобы уменьшить опасность, педагог должен постоянно напоминать о необходимости мирового разрешения конфликтов. Свои доводы он подкрепит ссылкой на закон, права других людей.

    2.Ролевые  игры

      В них воспроизводятся реальные ситуации, которые уже были пережиты детьми,  или ситуации, которые предположительно могут  возникнуть в будущем. Главная цель – научить детей правильно вести себя. В ситуациях, которые уже были и закончились агрессией, дети ищут способы мирового разрешения конфликта, показывают в игре, как можно было  бы избежать недостойного поведения. Если воспроизводится ситуация, в которой ученик проявил неоправданную (завышенную, ненужную) агрессивность, обязательно нужно найти адекватное мировое разрешение конфликта. Наиболее ценными будут те варианты решений, когда ребенок сам находит правильный выход из ситуации, совершает обдуманный выбор.

    3.Поручения

      Если  педагог видит, что кому-то необходима помощь, он предлагает детям проявить чуткость: написать открытку, посетить этого ребенка, позвонить ему по телефону и сказать приятное. Когда детей этому учат, они станут отзывчивыми, внимательными, будут знать, как поступать, как выразить свои чувства или внимание. Особенно значимы эти проявления, когда они идут от самих детей. Особенно важно научить детей преодолевать сопротивление другого:  большинство из нас проявляет  излишнюю замкнутость, нежелание вступать ни в какие отношения с другими. Это вредит каждому, создает ненужное напряжение.

    4.Упражнения

      В коррекции агрессивного поведения они могут приобретать различные формы – действий по образцу, выполнение правил, изобразительной и физической деятельности. Трудные упражнения вначале должны быть посильными. Успокаивающими упражнениями для агрессивного состояния считаются физические, а также упражнения для дыхания. Известно, что глубокие вдохи и выдохи – это эффективное средство регулирования состояний гнева, печали, страха.

      На  уроках физкультуры для снятия накопившегося  напряжения полезно проводить перетягивание  каната, бег с препятствиями,  эстафеты и другие подвижные игры. Здесь ученики могут дать выход  своим чувствам, и это надолго  удерживает их от вспышек агрессивных  побуждений. На уроках физкультуры педагог должен дать детям возможность попрыгать, побить боксерскую грушу. Не менее полезны игры с мячом, бадминтон, хоккей.

      Для ослабления и профилактики агрессивного поведения педагог применяет  специальные методики. Если он будет действовать по определенной системе и его работа будет комплексной, последовательной, посильной и постепенной усложняющейся, то результаты должны быть хорошими.

      Таким образом, изучив, основные формы и  методы работы социального педагога по снижению агрессивности по И. П. Подласому и  Н.И Никитиной  мы пришли к выводу, что наиболее эффективными формами коррекции являются: беседа, ролевые игры, поручения, упражнения. Но выбор формы будет зависеть от конкретных условий (агрессивной напряженности класса).   
 
 
 

Вывод по первой главе

      Таким образом, агрессия является одной из важных социальных проблем современного общества, агрессия проявляется в  разных формах. Проявление агрессии зависит  от влияния различных факторов. Подростковый возраст является периодом кризиса в развитии ребенка, агрессия может являться его последствием.

      Проанализировав труды ряда ученых по вопросу о  причинах агрессивного поведения, мы пришли к выводу, что каждый исследователь выделяет свои причины агрессии, трактуя их по- разному.

        Изучив, основные формы и методы работы социального педагога по снижения агрессивности по И. П. Подласому и Н.И. Никитиной мы выявили, что наиболее эффективными формами коррекции являются: беседа, ролевые игры, поручения, упражнения.

        Таким образом, агрессия, являясь важной социальной проблемой современного общества, требует внимания со стороны не только государства, но и общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа 

    Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ №14 г. Слободского. Данное образовательное  учреждение образовано в 1945 году. Расположено здание в районе сосредоточение рабочих кадров фанерного комбината «Красный якорь», а также спиртоводочного завода. Школа имеет два корпуса. В первом обучаются 5-11 классы (369 человек), во втором 1-4 классы (276 человек). Всего в школе 759 учащихся. Анализ документации показал, что в школе ведется активная работа по пропаганде здорового образа жизни, физическому, патриотическому воспитанию. В школе работает социальный педагог, раз в неделю приходит инспектор по делам несовершеннолетних. Таким образом, условия для проведения опытно-экспериментальной работы созданы.

    Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе 7Б и 7В  классах. В 7Б классе 25 человек: 13 мальчиков, 12 девочек. Дети заинтересованы в результатах учебного процесса, у них хорошая работоспособность на уроках, активны, дисциплинированы. Класс можно назвать дружным, сплоченным. В классе есть дети, которые стремятся к лидерству. Учащиеся посещают различные кружки и секции.

    В 7В классе обучается 23 человека, из которых 11 мальчиков и 12 девочек. Класс управляем, выполняет все требования классного руководителя. Класс нельзя назвать дружным и сплоченным. Нет единства мальчиков и девочек, часто ссорятся. Лидеры Паша Б., Денис О., Вероника У. Изолированный Максим Т. Дети активны, поэтому дисциплина на уроках нарушена.

На основе контрольного эксперимента нами была отобрана группа из 18 человек, у которых  наблюдалось более выраженное агрессивное  поведение по отношению друг к  другу. С этой группой из 18 человек мы проводили свой формирующий эксперимент. 

Констатирующий  эксперимент

     Цель  исследования: выявить агрессивность подростков.

В качестве диагностических средств были  выбраны следующие методики:

    • Анкета «Выявление критериев агрессивности» (разработали                      Г.П.Лаврентьева, Т.Н.Титаренко);
    • Методика «Кактус» (разработала М.Панфилова);
    • Опросник Басса-Дарки.

В начале работы была проведена: Анкета на выявление критериев агрессивности (прил.1).

     Цель: выявить критерии агрессивности подростков.

    Проанализировав данную методику, мы выделили три уровня агрессивности: высокий, средний, низкий.

Информация о работе Социально- педагогическая деятельность в процессе преодоления агрессивного поведения подростков