Социально- педагогическая деятельность в процессе преодоления агрессивного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель: способствовать преодолению агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.
Задачи:
1). Раскрыть индивидуальные особенности подросткового возраста.
2). Выявить причины агрессивного поведения в этом возрасте.
3). Изучить опыт преодоления агрессивного поведения подростков отечественных и зарубежных исследований.
4). Апробация методик в процессе социально-педагогической деятельности на преодоление агрессивного поведения подростков.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивного поведения у подростков 6

1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Причины агрессивного поведения подростков 13
1.4. Формы и методы работы социального педагога по преодолению агрессивного поведения подростков 17

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 23

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы 43

Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом М.Коротаева.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

Департамент образования Кировской области

Слободской  государственный колледж

педагогики  и социальных отношений 
 
 

Выпускная квалификационная работа

Тема: Социально- педагогическая деятельность в процессе преодоления агрессивного поведения подростков 
 
 
 

                                                                   

                                                                                         Специальность 050711

                                                                                          Социальная педагогика 

                                                                    Курс С-51

                                                                                           Форма обучения: очная 

                                                                           Руководитель:

                                                                                         Юдинцева Алевтина

                                                                            Анатольевна 
 

Допущен к защите в ГАК

Председатель  ПЦК:

Зам.директора по учебной работе: 
 
 

Слободской, 2007

 

Оглавление 

 

Введение 

  В настоящее время проблема агрессивного поведения подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе, в семье, на экранах телевизоров и компьютерах. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в ассоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и т.п.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Появляются новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов  расслоения  населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному мнению не пришли, т.к. она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В современном мире агрессивное поведение подростков имеет более жестокий характер.

       Е. В. Змановская под агрессией понимала тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других, либо доминировать над ними.

        Австрийский ученый К. Лоренц считал, что агрессия человека имеет биологические предпосылки и обусловлена генетически, при этом ее смысл заключается не в разрушении, а в адаптации к условиям жизнедеятельности.

       З. Фрейд утверждал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и неизбежно.

      Р.Бэрон  и Д. Ридчарсон считают, что агрессия в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому  живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.

      В. Клайн утверждает, что в агрессивности  есть определенные здоровые черты, которые  просто необходимы для активной жизни. Это – настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление  препятствий. Эти качества присущи лидерам.

      Р. С. Хонакс считает, что агрессию может  вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.

      Таким образом,  эта проблема остается актуальной в обществе.

      Проблема: возможно ли преодолеть агрессивное поведение подростков в процессе социально- педагогической деятельности.

      Цель: способствовать преодолению агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.

      Объект  исследования: агрессивное поведение подростков.

      Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность в процессе преодоления агрессивного поведения подростков.

      Гипотеза: предполагаем, что социально- педагогическая деятельность оказывает влияние на снижение агрессивного поведения подростков.

    Задачи:

    1). Раскрыть индивидуальные особенности подросткового возраста.

    2). Выявить причины агрессивного поведения в этом возрасте.

    3). Изучить опыт преодоления агрессивного поведения подростков отечественных и зарубежных исследований.

    4). Апробация методик в процессе социально-педагогической деятельности на преодоление агрессивного поведения подростков.   

      Методы  исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы, наблюдение, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных, использование математических методов.

       Теоретическая значимость: заключается в обосновании необходимости преодоления агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.

       Практическая значимость: разработка и апробация ряда мероприятий по коррекционной работе на преодоление агрессивного поведения подростков.

База  исследования: МОУ СОШ № 14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивного поведения у подростков

    1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы

       Вся история человечества убедительно  доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает притягательной силой и  свойством заразительности –  большинство людей на словах отвергают агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

       Р. Бэрок и Д. Ридчардсон считают, что  агрессия, в какой бы форме она  не проявлялась, представляет собой  поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой [10, 125].

       Под агрессией, по Э. Франту, следует понимать любые действия, которые причиняют  или имеют намерение причинить  ущерб другому человеку, группе людей  или животному,  а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту [15, 210].

       Агрессивность по Р.С. Немову, понимается как враждебность – поведение человека в отношении  других людей, которое отличается стремлением  причинить им неприятности, нанести вред [6, 98].

       В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.

       Р. С. Хоманс считает, что агрессию может  вызывать ситуация, связанная со стремлением к справедливости [20, 303].

       В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся  в реальном поведение или фантазировании, с целью подчинить себе других, либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

       Агрессия  как психическая реальность имеет  конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность.

       Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование  агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).

  1. Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей и предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.
  2. Агрессия принимает самые разнообразные формы – явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют на более позитивные проявления, например, активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаний и т.п. Наиболее же привычными проявлениям агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативная оценка, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве. Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.
  3. Одним из наиболее интенсивных и сложных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности. При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера. Отношение с ненавистным объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине души они одновременно стремятся к разрушению объекта своей ненависти, и к сохранению отношений с ним.

    О. Кенеберг замечает, что ненависть, похоже, играет роль мстительного    триумфа, как над другим человеком, так и над той частью собственного Я, которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за прошлые страдания [16,86]. Ненависть является одним из проявлений агрессивных влечений, которые в соответствии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человека, как и проявления либидо – сексуального влечения в широком смысле.

      Известно, что в поздних теоретических работах З. Фрейд пытался обосновать агрессию как проявление врожденного саморазрушительного влечения к смерти, однако это представление не получило широкого признания. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, являются ли агрессивные влечения врожденными или же они формируются вследствие жизненных конфликтов и фрустраций на основе других активных стремление, например, к самоутверждению [16, 87].

      Зигмунд Фрейд считал, что агрессивное  поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно [9, 177].

      А.А  Реан, К. Бютнер рассматривают некоторые  случаи агрессивного проявления как  адаптивное свойство, связанное с  избавлением от фрустрации и тревоги.

      По  мнению И. Заграфовой податливость к  агрессивным действиям формируется  по мере накопления недостатков в процессе социализации [15, 121].

      В исследовании Л. М. Семенюк было показано, что  если у 10-11-летних подростков преобладают  проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14-15 лет  на первый план выходит вербальная агрессия. Однако это не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14-15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявление физической агрессии хотя и  увеличиваются, но не значительно. А вот проявление вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.

      Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у  девочек она выражена незначительно – они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования  Л. М. Семенюка, уже в возрасте 12-13 лет, как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается  такая форма проявления агрессии, как негативизм. Под негативизмом  в концепции агрессии (враждебности)  Баса-Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.

Информация о работе Социально- педагогическая деятельность в процессе преодоления агрессивного поведения подростков