Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:38, дипломная работа
Цель: способствовать преодолению агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.
Задачи:
1). Раскрыть индивидуальные особенности подросткового возраста.
2). Выявить причины агрессивного поведения в этом возрасте.
3). Изучить опыт преодоления агрессивного поведения подростков отечественных и зарубежных исследований.
4). Апробация методик в процессе социально-педагогической деятельности на преодоление агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивного поведения у подростков 6
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Причины агрессивного поведения подростков 13
1.4. Формы и методы работы социального педагога по преодолению агрессивного поведения подростков 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 23
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы 43
Приложения
Департамент образования Кировской области
Слободской государственный колледж
педагогики
и социальных отношений
Выпускная квалификационная работа
Тема:
Социально- педагогическая
деятельность в процессе
преодоления агрессивного
поведения подростков
Допущен к защите в ГАК
Председатель ПЦК:
Зам.директора
по учебной работе:
Слободской, 2007
Оглавление
Введение
В настоящее время проблема агрессивного поведения подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе, в семье, на экранах телевизоров и компьютерах. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в ассоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и т.п.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Появляются новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному мнению не пришли, т.к. она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В современном мире агрессивное поведение подростков имеет более жестокий характер.
Е. В. Змановская под агрессией понимала тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других, либо доминировать над ними.
Австрийский ученый К. Лоренц считал, что агрессия человека имеет биологические предпосылки и обусловлена генетически, при этом ее смысл заключается не в разрушении, а в адаптации к условиям жизнедеятельности.
З. Фрейд утверждал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и неизбежно.
Р.Бэрон и Д. Ридчарсон считают, что агрессия в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.
В. Клайн утверждает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это – настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.
Р. С. Хонакс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.
Таким образом, эта проблема остается актуальной в обществе.
Проблема: возможно ли преодолеть агрессивное поведение подростков в процессе социально- педагогической деятельности.
Цель: способствовать преодолению агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность в процессе преодоления агрессивного поведения подростков.
Гипотеза: предполагаем, что социально- педагогическая деятельность оказывает влияние на снижение агрессивного поведения подростков.
Задачи:
1). Раскрыть индивидуальные особенности подросткового возраста.
2). Выявить причины агрессивного поведения в этом возрасте.
3). Изучить опыт преодоления агрессивного поведения подростков отечественных и зарубежных исследований.
4). Апробация методик в процессе социально-педагогической деятельности на преодоление агрессивного поведения подростков.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы, наблюдение, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных, использование математических методов.
Теоретическая значимость: заключается в обосновании необходимости преодоления агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.
Практическая значимость: разработка и апробация ряда мероприятий по коррекционной работе на преодоление агрессивного поведения подростков.
База
исследования: МОУ СОШ № 14.
Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивного поведения у подростков
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает притягательной силой и свойством заразительности – большинство людей на словах отвергают агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.
Р. Бэрок и Д. Ридчардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой [10, 125].
Под агрессией, по Э. Франту, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту [15, 210].
Агрессивность по Р.С. Немову, понимается как враждебность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [6, 98].
В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.
Р. С. Хоманс считает, что агрессию может вызывать ситуация, связанная со стремлением к справедливости [20, 303].
В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведение или фантазировании, с целью подчинить себе других, либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность.
Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).
О. Кенеберг замечает, что ненависть, похоже, играет роль мстительного триумфа, как над другим человеком, так и над той частью собственного Я, которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за прошлые страдания [16,86]. Ненависть является одним из проявлений агрессивных влечений, которые в соответствии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человека, как и проявления либидо – сексуального влечения в широком смысле.
Известно, что в поздних теоретических работах З. Фрейд пытался обосновать агрессию как проявление врожденного саморазрушительного влечения к смерти, однако это представление не получило широкого признания. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, являются ли агрессивные влечения врожденными или же они формируются вследствие жизненных конфликтов и фрустраций на основе других активных стремление, например, к самоутверждению [16, 87].
Зигмунд Фрейд считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно [9, 177].
А.А Реан, К. Бютнер рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.
По
мнению И. Заграфовой податливость к
агрессивным действиям
В исследовании Л. М. Семенюк было показано, что если у 10-11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Однако это не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14-15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявление физической агрессии хотя и увеличиваются, но не значительно. А вот проявление вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.
Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно – они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования Л. М. Семенюка, уже в возрасте 12-13 лет, как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Под негативизмом в концепции агрессии (враждебности) Баса-Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.