Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:38, дипломная работа
Цель: способствовать преодолению агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.
Задачи:
1). Раскрыть индивидуальные особенности подросткового возраста.
2). Выявить причины агрессивного поведения в этом возрасте.
3). Изучить опыт преодоления агрессивного поведения подростков отечественных и зарубежных исследований.
4). Апробация методик в процессе социально-педагогической деятельности на преодоление агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивного поведения у подростков 6
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Причины агрессивного поведения подростков 13
1.4. Формы и методы работы социального педагога по преодолению агрессивного поведения подростков 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 23
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы 43
Приложения
Высокий уровень: ребенок проявляет несдержанность, мстительность, раздражительность, садистские наклонности, легко ссорится, вступает в драку, часто сердится, делает все наоборот, часто ворчит.
Средний уровень: может проявлять некоторые черты, присущие высокому уровню, но, в основном, ребенок контролирует свое поведение.
Низкий уровень: ребенок полностью контролирует свое поведение.
Результаты отображены на рисунках 1, 2 и таблицах 4, 5 (прил. 5,6).
7В
класс
Рис.1.
Выявление критериев
агрессивности
7Б класс
Рис.2.
Выявление критериев
агрессивности
Таким образом, по результатам проведенной анкеты можно сделать следующий вывод, что в 7В классе: 6%- высокий уровень агрессивности (15- 20 баллов), 72%- средний уровень (7- 14 баллов), 22%- низкий уровень (1-6 баллов). В 7Б классе: высокий уровень агрессивности отсутствует, средний уровень составляет 89%, 11%- низкий уровень агрессивности.
Для получения более точных показателей мы использовали следующую методику.
Методика «Кактус» (прил. 2).
Цель: выявить агрессивность подростков.
Детям предлагалось нарисовать кактус, какой они захотят.
Проанализировав
данную методику, мы выделили три уровня:
агрессивность- присутствие на рисунке
длинных иголок, штриховки; слабая агрессивность
– короткие и редкие иголки, агрессивность
отсутствует – отсутствие на рисунке
иголок и штриховки.
7В класс
Рис.3.
Выявление агрессивности
подростков
7Б класс
Рис.4.
Выявление агрессивности
подростков
Таким образом, в 7В и 7Б классах: агрессивность у 72% подростков, слабая агрессивность- 22%, агрессивность отсутствует у 6% детей.
Кроме этих методик мы еще использовали «Опросник Баса-Дарки» для выявления различных видов агрессивного поведения (прил. 3).
Методика изучения агрессивности.
«Опросник Баса-Дарки»(прил.3).
Цель: выявление различных видов агрессивных и враждебных реакций.
7В
классе
Рис.5. Методика изучения агрессивности
7Б класс
Рис.6.
Методика изучения агрессивности
Таким образом, по результатам данного опросника можно выделить различные виды агрессивных и враждебных реакций:
На основе диагностик констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей в 7Б классе уровень агрессивности ниже, чем в 7В классе. В результате этого экспериментальной группой будет являться 7В класс, а контрольной – 7Б класс.
Таким образом, необходимо провести
работу по снижению агрессивности в экспериментальной
группе. С этой целью был проведен формирующий
эксперимент.
Формирующий
эксперимент
Цель: способствовать преодолению агрессивного поведения подростков в процессе социально-педагогической деятельности.
Занятия, предложенные в формирующем эксперименте, были разработаны следующими авторами: Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, И.П.Скляров.
Осуществлению поставленной цели служит широкий спектр упражнений, игр, бесед, проведение родительского собрания, классный час (табл. 1).
Нами была составлена программа
формирующего эксперимента.
Таблица 1
Программа формирующего эксперимента
№ | Дата | Название занятия | Цель |
1. | 5. 01. 07. | Беседа на тему «Подростковая агрессия» | Ознакомление
детей с проблемой |
2. | 12. 01. 07. | Упражнение 1 | Осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения |
3. | 19. 01. 07. | Классный час на тему «10 моих «Я» | Формирование
у подростков оценочных суждений,
обсуждение поведения в различных
жизненных ситуациях и |
4. | 26. 01. 07. | Сочинение на тему «Со мной что-то происходит» | Выявление как ребенок себя оценивает в чем его проблемы |
5. | 2. 02. 07. | Игра «Конструктор» | Формирование у подростков социально-приемлемых механизмов поведения в субъективно сложных жизненных ситуациях |
6. | 9. 02. 07. | Упражнение 2 | Ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации |
7. | 16. 02. 07. | Родительское собрание на тему «Агрессия подростков» | Обсуждение с родителями причин агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми, формирование у родителей культуры понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления |
8. | 2. 03. 07. | Игра «Корзинка» | Формирование
у подростков социально-приемлемых
механизмов поведения в субъективно- |
9. | 16. 03. 07. | Упражнение 3 | Выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности |
10. | 23. 03. 07. | Игра «Телефон» | Развитие у подростков способности эмпатии, сопереживанию, умению невербально передавать свои чувства, выделение главных деталей и дать им трактовку |
Основные методы и приемы формирующего эксперимента:
В приложении представлены конспекты занятий (приложения 15-24). Занятия проводились с учащимися в течение трех месяцев (январь, февраль и март), один раз в неделю по 30-40 минут.
Наиболее удачными, по нашему мнению, были
следующие занятия:
Занятие 1
Беседа на тему «Подростковая агрессия»
Цель: ознакомление детей с
В начале занятия мы с подростками обсуждали понятие «агрессия», как они его понимают. Оказалось, что большинство детей знают и могут объяснить, данное понятие, и в чем она проявляется. Они объясняли – это зло, которое причиняют другому человеку.
Ксюша Б. «Агрессия – злоба, которую выражает человек в случае неудач, плохого настроения».
Дима
В. «Агрессия – это волна
Вероника У. «Агрессия – это когда человек раздражен и в этом состоянии может сделать все, что угодно».
Вика М. «Агрессия – это выброс плохих эмоций».
Не
все дети отвечали на вопросы, так
как стеснялись высказывать свою
точку зрения в присутствии сверстников.
Отрицательным моментом можно назвать
– несерьезность подростков, вспыльчивость.
В целом занятие прошло успешно.
Занятие 2
Цель: оказание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения.
Участникам предлагалось проанализировать свое поведение и ответить на вопросы.
Результат: дети ответственно подошли к выполнению заданий. Отвечали на поставленные вопросы (например, как вы считаете, вы всегда ведете себя правильно?; что хотели бы вы изменить в своем поведении?; считаете ли вы свое поведение агрессивным? и т.п.), обсуждали сложившуюся проблему, высказывали свое мнение. Подростки, у которых наблюдается агрессивность, не признавали свое поведение неправильным. Некоторые дети осознают то, что они иногда ведут себя агрессивно.
Даша Ж. призналась, что иногда у нее бывают вспышки агрессии, она может накричать, нагрубить своим близким людям без видимой на то причины: родителям, друзьям, но не может с собой справиться.
Денис О. сказал, что когда на меня кричат, я отвечаю тем же.
Таким образом, в ходе занятия была достигнута поставленная цель.
Большинство
детей осознали и выразили собственное
отношение к проблеме агрессивного поведения.
Занятие 5
Игра «Конструктор»
Цель: формирование у подростков социально-приемлемых механизмов поведения в субъективно-сложных жизненных ситуациях.
Содержание занятия: дети делились на команды. Каждая команда вытягивала по жребию текст, в котором были отмечены ключевые слова, то есть слова несущие выраженный семантический оттенок агрессии (ударил, убил, выстрелил, проткнул и т.д.). После ознакомления с текстом дети создавали иллюстрации, заменяя ключевые слова противоположными им значениями. Затем защищали свои «проекты».
Ребята достаточно удачно справились с выполнением задания. Занятие проходило в виде дискуссии, во время которой можно было пронаблюдать поведение подростков, как они реагируют на данные ситуации. Некоторые подростки начинали ссориться, грубить друг другу, отстаивать свою точку зрения во время защиты «проектов». Также искали изъяны в работе другой команды. В итоге все дети согласились с тем, что можно решить сложные жизненные ситуации без агрессии, а более приемлемым путем: найти компромисс, пойти на уступки, промолчать.
Таким образом, занятие прошло удачно, у подростков формировались социально-приемлемые механизмы поведения в субъективно-сложных жизненных ситуациях.
Занятие 6
Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами, выработка умений выражать их адекватно ситуации.
Содержание данного занятия заключалось в следующем: участникам раздавались карточки с названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и т.п.). Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, какое чувство хотел выразить выступающий.
Результат: занятие получилось очень интересным и содержательным, так как дети хорошо шли на контакт, были активны, хорошо изображали памятники тем чувствам, которое выпало каждому участнику. Очень интересно получилось у Максима Т. и Паши Б., мальчики не стеснялись выражать свои чувства и эмоции. Сережа Ш. показав свое чувство – ярость, рассказал о жизненной ситуации, когда это чувство испытывал.
Таким образом, в ходе занятия была достигнута поставленная цель. Дети шли на контакт, ознакомились с эмоциями и чувствами, выражали их адекватно ситуации.
Занятие 8
Игра «Корзинка»
Цель: формирование у подростков социально-приемлемых механизмов поведения в субъективно-сложных жизненных ситуациях.
Содержание занятия в том, что дети должны были вытянуть из корзинки картинку, изображающую сцену насилия. Игроки, вытянувшие картинку, получали задание, в ходе выполнения которого должны так изменить ситуацию насилия, чтобы насилие было исключено из контекста.
Результат: дети были активны, с удовольствием выполняли задания. На данном занятии было заметно, что дети стали по-другому воспринимать ситуации насилия, легко находили правильное решение (например, вместо слова ударил – поцеловал, проткнул - погладил и т.д.). Больше всего активность проявили Паша Б., Кирилл Л., Даша Ж.
Детям понравилось разбирать разные ситуации, связанные с насилием и находить решения в сложившихся ситуациях. Если в некоторых случаях у ребят возникали затруднения, то мы искали правильное решение вместе.
Таким образом, данное занятие помогло детям тем, как можно правильно вести себя в сложных жизненных ситуациях и то, что в разных ситуациях можно без агрессии реагировать на проблему.
Занятие 10
Игра «Телефон»
Цель: развитие у подростков способности к коммуникации, эмпатии, сопереживанию, умению невербально передавать свои чувства, выделять главные детали и дать им эмоциональную трактовку.
Содержание занятия: для игры был необходим мяч. Выбирали первого игрока (абонента), тот указывал, с кем он собирается «разговаривать по телефону», отходил в сторону и подбрасывал мяч. Игрок, поймавший мяч, становился «телефонной станцией». Выбрав тему для разговора, абонент должен сообщить на ухо «телефонной станции» подробности происшедшего, после чего «станция» жестами пересказывала историю собеседника абонента.
Результат: детям понравилось играть, они зарядились положительными эмоциями, у них хорошо получалось показывать жестами. Ребята смеялись, вели себя раскрепощено. Вспышек агрессии на занятии не наблюдалось.
После всех занятий мы провели с детьми
рефлексию о том, как они себя чувствовали,
что бы хотели изменить, что понравилось,
что не понравилось во время занятий. Дети
объяснили то, что в начале они не понимали
для чего данные занятия, им не хотелось
что-то делать, но после они заинтересовались,
им понравилось играть, изображать чувства,
эмоции, высказывать свое мнение, находить
правильные решения в сложных жизненных
ситуациях.