Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:38, дипломная работа
Цель: способствовать преодолению агрессивного поведения подростков в процессе социально- педагогической деятельности.
Задачи:
1). Раскрыть индивидуальные особенности подросткового возраста.
2). Выявить причины агрессивного поведения в этом возрасте.
3). Изучить опыт преодоления агрессивного поведения подростков отечественных и зарубежных исследований.
4). Апробация методик в процессе социально-педагогической деятельности на преодоление агрессивного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы агрессивного поведения у подростков 6
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 11
1.3. Причины агрессивного поведения подростков 13
1.4. Формы и методы работы социального педагога по преодолению агрессивного поведения подростков 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 23
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы 43
Приложения
В процессе социально-педагогической деятельности мы столкнулись со следующими трудностями:
Не смотря на все трудности, которые возникли, положительного в занятиях было больше. Мы быстро нашли общий язык друг с другом, и со второго занятия у нас не было проблем с организацией. Дети с радостью выполняли задания, с интересом играли в игры.
Постепенно начали выявлять проблемы с агрессивным поведением. Дети осознали, что ведут себя неправильно в различных жизненных ситуациях и пытались исправить, найти правильное решение своему поведению.
Помимо работы с детьми экспериментальной
группы, была проведена работа с родителями.
Занятие № 7
Родительское собрание
Нами было проведено родительское собрание на тему «Агрессия подростков», ее актуальность в настоящее время. Обсуждали с родителями причины агрессивности и ее влияние на воздействие подростка с окружающими людьми, формировали у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления. Заранее родители заполнили две анкеты для выявления агрессивного поведения подростков. При обработке результатов большинство родителей ответили, что в последнее время поведение детей изменилось, подростки бывают менее агрессивными, грубыми, проявляют агрессию против своих младших братьев и сестер, родителей; средствами преодоления агрессии родители выбирают убеждение. Выделяют такие качества своих детей как: доброта, упрямство, агрессивность, нетерпимость.
В целом родительское собрание прошло на позитивном настрое. Родители соглашались с актуальностью данной проблемы.
В конце родительского
Условием успешного выполнения эксперимента, на наш взгляд, является использование социально-педагогических форм и методов работы социального педагога.
Таким образом, анализируя результаты формирующего эксперимента, можно сделать следующий вывод, социально-педагогическая деятельность по снижению агрессивности оказывает положительное влияние на подростка. В ходе игр и упражнений дети научились находить правильные решения в сложных жизненных ситуациях, осознали и выражали собственное отношение к проблеме агрессивного поведения.
Мы еще раз убедились в том, что подобная работа способствует преодолению агрессивного поведения подростков, должна целенаправленно и систематически применяться в работе социальных педагогов и классных руководителей.
Количественный показатель качества проведенной
работы мы получили при проведении контрольного
эксперимента.
Контрольный эксперимент
Цель: выявить агрессивность подростков путем повторного диагностирования.
По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Для него мы использовали те же диагностические методики, которые использовались на первом этапе работы, кроме опросника Баса-Дарки.
По
данным диагностических методик получились
следующие результаты, представленные
в таблицах (прил. 11, 12, 13, 14) и рисунках 7,
8, 9, 10.
Анкета
«Выявление критериев агрессивности»
Экспериментальная группа
Рис.7.
Выявление критериев
агрессивности
Контрольная группа
Рис.8. Выявление критериев агрессивности
Таким образом, повторное диагностирование по выявлению критериев агрессивности выявило:
Таблица 2
Уровни агрессивности | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констатирующий | Контрольный | Констатирующий | Контрольный | |
Высокий | 6% | - | - | 6% |
Средний | 72% | 67% | 89% | 83% |
Низкий | 22% | 33% | 11% | 11% |
Анализируя результаты контрольного и констатирующего эксперимента, можно сделать следующий вывод:
- высокий уровень агрессивности снизился на 6%;
- процент детей со средним уровнем снизился с72% до 67%, т.е на 5%;
-процент детей с низким
уровнем агрессивности
- высокий уровень агрессивности повысился на 6%, чем в констатирующем эксперименте;
- процент детей со средним уровнем снизился на 6%;
-низкий уровень агрессивности остался без изменений.
Таким образом, сравнивая экспериментальную и контрольную группу, мы можем сказать, что данные занятия влияют на снижение агрессивности подростков.
Методика «Кактус»
Экспериментальная группа
Рис.9 Выявление агрессивности подростков
Контрольная
группа
Рис.10
Выявление агрессивности
подростков
Таблица 3
Уровни агрессивности | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Констатирующий | Контрольный | Констатирующий | Контрольный | |
Агрессивность | 72% | 61% | 72% | 72% |
Слабая агрессивность | 22% | 33% | 22% | 28% |
Агрессивность отсутствует | 6% | 6% | 6% | 0% |
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод:
- процент детей с агрессивным поведением снизился на 11%;
- со слабой агрессивностью повысился на 11%;
- процент детей, у которых агрессивность отсутствует - остался без изменений.
-процент детей с агрессивности остался без изменения;
-со слабой агрессивностью повысился на 6%;
-процент детей, у которых
Таким образом, у детей в экспериментальной
группе агрессивность снизилась на 11%,
что свидетельствует о благополучном
воздействии социально-педагогической
деятельности по снижению агрессивности
подростков.
Вывод
по второй главе
На основе диагностик
Анализируя результаты формирующего эксперимента, можно сделать следующий вывод: социально-педагогическая деятельность по снижению агрессивности оказывает положительное влияние на подростка. В ходе игр и упражнений дети научились находить правильные решения в сложных жизненных ситуациях, осознали и выражали собственное отношение к проблеме агрессивного поведения.
После проведения контрольного эксперимента
у детей в экспериментальной группе агрессивность
снизилась на 11%, что свидетельствует о
благополучном воздействии социально-педагогической
деятельности по снижению агрессивности
подростков.
Заключение
Таким образом, из рассмотренных психолого-педагогических исследований мы выяснили, что многие авторы трактуют агрессию по-разному, при этом выделяя различные формы проявления агрессивного поведения.
Рассмотрев психолого-педагогические исследования агрессивного поведения подростков, можно выявить особенности подросткового возраста. Рассмотрев особенности подросткового возраста, можно сделать следующий вывод, что в этот период у ребенка происходят физиологические и психические изменения, подростковый возраст является периодом кризиса в развитии ребенка. Большинство авторов, которые занимались изучением данного вопроса, по-разному определили временные границы данного возраста, поэтому сложным является процесс преодоление агрессивного поведения подростков.
Проанализировав труды ученых
по данному вопросу, мы пришли
к выводу о том, что
Анализируя результаты формирующего эксперимента, мы пришли к следующему: социально-педагогическая деятельность способствует эффективному снижению агрессивного поведения подростков. В ходе игр и упражнений дети научились находить правильные решения в сложных жизненных ситуациях, осознали и выражали собственное отношение к проблеме агрессивного поведения.
Проведенная нами опытно- экспериментальная работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что использование социально- педагогической деятельности способствует снижению агрессивного поведения подростков.
Список
литературы