Педагогическая деятельность Янковича

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Цель данной работы выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века деятеля российской педагогической науки Ф.И Янковича и проследить их реализацию в современной школе.

Оглавление

.Введение
2. Биография
2.1 Происхождение
2.2 В Австрии
2.3 В России
2.3.1 Реформа образования в России
2.3.2 Учебники и руководства
3.Работа в Академии Российской
4.Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича.
5.Заключение
6.Литература
6.1 Источники

Файлы: 1 файл

конт раб янкович.docx

— 83.83 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение

2. Биография

2.1 Происхождение

2.2 В Австрии

2.3 В России

2.3.1 Реформа образования в России

2.3.2 Учебники и руководства

3.Работа в Академии Российской

4.Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича.

5.Заключение

6.Литература

6.1 Источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ    

Существует  наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Поэтому с таким вниманием рассматриваем опыт человека, который был наделен подлинным талантом воспитателей.     

Время Екатерины II интересно в педагогическом отношении не только развитием деятельности государства по народному образованию, но и общественным педагогическим возбуждением, выразившимся во множестве частных  проектов относительно устройства просвещения народа.    

Данная  работа посвящена изучению педагогических взглядов  и деятельности яркого представителя российской педагогической науки второй половины XVIII века – Ф.И Янковича.     

Актуальность  работы заключается в том, что современный педагог должен знать историю развития педагогических идей и видеть связь школы будущего, современной школы и школ прошлого. А также уметь использовать бесценный опыт предыдущих поколений выдающихся педагогов.    

Цель  данной работы выявить направления  педагогической мысли второй половины XVIII века деятеля российской педагогической науки Ф.И Янковича и проследить их реализацию в современной школе.    

Основные  задачи:    

В первой  главе работы рассматриваются  биографические данные выдающихся деятелей российской педагогической науки второй половины XVIII века - Ф.И. Янковича.    

Во  второй главе, посвященной практической стороне изучаемого вопроса, рассматриваются  основные направления их педагогической деятельности. В заключении подводятся основные итоги  работы.    

«Учительская  профессия, - писал В.А.Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».[ Сухомлинский В. А. - М., 1979.]  
  
 

 

 

                                            

 

                            Фёдор Иванович Янковский (де  Мириево)

 

 

 

2.Фёдор Иванович Янкович (де Мириево) (1741—1814) — сербский и российский педагог, член Российской Академии (с 1783 года). Являлся разработчиком и активным участником реформ образования в Австрийской и Российской империях во второй половине XVIII века. Считается одним из последователей Я. А. Коменского.

 

2.1 Происхождение

Серб по происхождению. Родился  в 1741 году в местечке Каменице-Сремской (серб.), недалеко от Петроварадина.

Когда турки захватили Сербию, семья Яновичей, будучи одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в 1459 году переселились в Венгрию. Здесь семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были пожалованы определённые привилегии.

2.2 В Австрии

Образование получил в Венском университете, где слушал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.

После окончания университета поступил на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку  ставшего впоследствии Карловацким митрополитом (серб.). На этой должности придерживался проавстрийских взглядов, выступал за сотрудничество с католической церквью.

В 1773 году был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате, приняв на этой должности участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, по примеру уже введенной в Пруссии разработанной настоятелем Саганского монастыря Фельбигером (англ.). Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича как директоре училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным условиям.

В 1774 году императрица Мария-Терезия пожаловала Янковичу дворянское достоинство Австрийской империи, с присоединением к его фамилии названия де Мириево, по имени села, принадлежавшего предкам его в Сербии. В грамоте было сказано: «Мы благосклонно приметили, видели и узнали его хорошие нравы, добродетель, рассудок и дарования, о которых нам с похвалою донесено».

В 1776 году он посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции под заглавием: «Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ».

2.3 В России

При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии, передал ей австрийские школьные учебники и охарактеризовал императрице Янковича как:

... человека, трудившегося  уже в устроении народных школ  в землях владения его величества  императора Римского, как знающего  язык российский и наш православный  закон исповедующего


В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ, во главе с Петром Завадовским. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не вполне соответствовало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялся перевод и переработка учебных руководств. Он должен был готовить материалы по различным вопросам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.

13 декабря 1783 года в Санкт-Петербурге была открыта учительская семинария, начальство над которой принял Янкович как директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии. В открытой семинарии Янкович особое внимание уделили организации учебной и воспитательной частей, снабжению семинарии всеми необходимыми учебными пособиями. В кабинете естественной истории он организовал собрание главнейших пород из царства животных и царства ископаемых и гербарий. Для класса математики и физики были приобретены необходимые модели и инструменты, а для механики и гражданской архитектуры выписаны были из Вены разные чертежи и машины. По настоянию Янковича в семинарии и в главном народном училище были запрещены телесные наказания.

Янкович был директором главного народного училища и учительской  семинарии при нём до 17 мая 1785 года, когда в связи с многочисленными обязанностями по подготовке и проведению реформы образования в России был освобождён от непосредственного руководства этими учебными заведениями.

Приглашенный императрицей Екатериной II Ф. И. Янкович де Мириево в течение двадцати с лишним лет неутомимо трудился на пользу народного просвещения в России.

В сентябре 1782 г. по воле Екатерины II была создана комиссия об учреждении училищ. Ф. И. Янкович де Мириево должен был принять активное участие в ее деятельности: «По намерению нашему учредить в Империи нашей народные школы, указали мы собрать и перевести потребные к тому книги, и сверх того, для удобнейшего изъяснения, призвали мы из трудившихся в устроении таковых народных школ в землях владения Его Величества Императора Римского, директора сих училищ в Темесварском уезде, Федора Янковича, знающего язык российский и наш православный закон исповедующего».

Прежде всего было приказано  учредить в Петербурге главное народное училище, директором его назначить  Ф. И. Янковича, а учеников истребовать  из Александровской семинарии, которые  оказались «искусными довольно в  законе Божьем, языке латинском и грамматике российской; что же касается до прочих наук, положенных к преподаванию в училищах народных, в классах третьем и четвертом, то об них имеют понятие весьма малое, а некоторые и вовсе никакого; потому кроме классов первого и второго, да и то только чтению, письму и катехизису, ничему другому сами обучать не в состоянии, ибо и в арифметике не имеют многие и самых начальных оснований».

Были составлены правила для  учащихся, но само главное народное училище открылось только в 1783 г. Что же касается учи тельской семинарии, то, хотя комиссия и имела ее в виду, начать свою деятельность она могла лишь тогда, когда училище заработает в полную силу, ибо только окончившие в нем курс ученики были бы в состоянии продолжать специальное образование в учительской семинарии.

Готовящиеся к учительскому званию должны были, прежде всего, изучить  все науки по определенным книгам и освоить определенные способы учения, чтобы таким же образом обучать других.

Подготовка учителей в главном  народном училище началась с января 1784 г. 50 лучших учеников из 100 должны были занять должности учителей в старших  классах (третий и четвертый) главных  народных училищ в главных губернских городах. Причем 25 из них должны были стать учителями «наук математических» и столько же учителями естественной, всеобщей и русской истории, географии и русской грамматики. В 1784 г. был составлен устав и распределены часы преподавания в этом училище.

Предметы для изучения были определены те же самые, которые по плану Янковича предполагались для училищ третьего разряда (или четырехклассных), но «в более обширных размерах», кроме того, здесь предполагалось изучение методики преподавания предметов.

Учителями в низших классах стали  молодые люди, подготовленные самим Янковичем, а для преподавания наук в высших классах были приглашены профессора. Воспитанники семинарии учились вместе с приходящими учениками. Для лучшего усвоения семинаристами изучаемых предметов Янкович ввел специальные репетиции. Репетиторами были избранные самим, же Янковичем семинаристы, отличившиеся способностями и успехами. Под руководством репетиторов семинаристы ежедневно повторяли лекции профессоров. Для приобретения навыка в преподавании семинаристы давали уроки в малых народных школах, если учитель там по какой-либо причине отсутствовал. Для практики воспитанников в иностранных языках и углубления их знаний по истории, географии и другим наукам по распоряжению Янковича в семинарию выписывались газеты на немецком языке.

Интерес семинаристов к научным  занятиям выразился в предпринятом ими с 1 апреля 1784 г. ежемесячном издании: «Растущий Вертоград».

Надзор за нравственностью и  внутренним порядком в учебном заведении был возложен на смотрителя училища. Вообще же воспитанники должны были «друг друга почитать и любить, между собою драк и ссор не заводить, язвительным образом не шутить, друг друга не дразнить и никак не обижать, но жить в согласии, дружелюбии, мире и тишине». .

В июле 1786 г. учительская семинария  была отделена от главного народного  училища, частью которого она являлась. В ней преподавались те же предметы, что и в училище, но более подробно и более основательно, так как  большая часть ее преподавателей имела высшее образование.

Главная задача учительской  семинарии состояла в том, чтобы  научить ее воспитанников способам преподавания (или методам обучения). Эта задача решалась также с помощью  собранных в ней учебных пособий, коллекций, моделей и инструментов. Поэтому написание различных учебных пособий и руководств, как для учителей, так и для учеников, было необходимым требованием. И этим делом не только заправлял, но и лично занимался Ф. И.Янкович.

Императрица Екатерина II неоднократно удостаивала Янковича своим вниманием. В 1784 году ему был присвоен чин коллежского советника, а в 1793 году — статского советника. Кроме того, он был награждён орденами св. Владимира — 4-й ст. (1784), а потом 3-й ст. (1786). В 1791 году Екатерина пожаловала ему деревню вМогилевской губернии и в том же году причислила его к российскому дворянству. В царствование императора Павла I он был награжден чином действительного статского советника и, сверх получаемого им жалованья, ему определена была пенсия в 2000 рублей, а в 1802 году ему была пожалована аренда в Гродненской губернии.

После учреждения в 1802 году Министерства народного просвещения Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 году получившей название Главного правления училищ. Однако, в министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I, Янкович не пользовался влиянием.

В 1804 году он оставил службу, так как чрезмерные труды совершенно истощили его умственные и физические силы.

Умер 22 мая 1814 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

2.3.1 Реформа образования в России.

Согласно реформе, разработанной  Янковичем народные школы должны были составлять три разряда: малые  школы (двухклассные), средние школы (трехклассные) и главные школы (четырехклассные).

В школах первого разряда  должны были обучать — в первом классе: чтению и письму, знанию цифр, церковных и римских чисел, сокращенному катехизису, священной истории и первоначальным правилам русской грамматики. Во 2-м — после повторения предыдущего — пространному катехизису без доказательств из священного писания, чтению книги «О должностях человека и гражданина», арифметике 1-й и 2-й части, чистописанию и рисованию.

Информация о работе Педагогическая деятельность Янковича