Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:17, реферат
Цель данной работы выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века деятеля российской педагогической науки Ф.И Янковича и проследить их реализацию в современной школе.
.Введение
2. Биография
2.1 Происхождение
2.2 В Австрии
2.3 В России
2.3.1 Реформа образования в России
2.3.2 Учебники и руководства
3.Работа в Академии Российской
4.Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича.
5.Заключение
6.Литература
6.1 Источники
В школах 2-го разряда к первым двум классам малых школ присоединялся еще третий класс, в котором, при повторении прежнего, должны были учить пространному катехизису с доказательствами из священного писания, чтению и изъяснению евангелия, русской грамматике с упражнениями в правописании, всеобщей истории и всеобщей и русской географии в сокращенном виде и чистописанию.
Школы 3-го разряда (главные) должны были состоять из 4-х классов — курс первых трех тот же, что и в средних школах; в четвертом же классе должны были преподаваться: всеобщая и русская география, всеобщая история более подробно, русская история, математическая география с задачами на глобусе, русская грамматика с упражнениями в письменных упражнениях, употребительных в общежитии, как-то: в письмах, счетах, расписках и т. п., основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.
Подготовка для народных училищ первых учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, лежала исключительно на Янковиче. В этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методиками обучения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, в зависимости от способностей каждого.
В 1785 году комиссия поручила Янковичу составить положение для частных пансионов и школ, которое позже была включена в устав народных училищ, утверждённый 5 августа 1786 года. Согласно положению все частные пансионы и школы должны были быть подчинены, наравне с народными училищами, ведению приказов Общественного Призрения. Воспитание в частных школах, уравненных с народными, должно было отличаться семейным дружелюбием, простотой в образе жизни и совершаться в религиозном духе.
Моральные средства действия на воспитанников определялись в следующих словах наказа:
|
Паче всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила честности и добродетели, предшествуя им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно и удалять от глаз их все то, что может быть поводом к соблазну... содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола. Стараться также доставлять им невинные удовольствия, когда есть к тому удобные случаи, обращая оные им в награждение и отдавая всегда преимущества прилежнейшим и благонравнейшим |
|
Нельзя, однако, не заметить, что на дух учения и воспитания в частных пансионах и школах наказ Янковича имел весьма слабое влияние. Причины этому заключались, с одной стороны, в недостатке воспитателя, соответствовавших идеалу, представленному в наказе, а с другой — в том важном обстоятельстве, что требования тогдашнего общества стояли далеко ниже этого идеала и потому делали возможным существование плохих пансионов, лишь бы учили в них французскому языку и танцам.
Наказ Янковича для частных пансионов содержал смелое для того времени разрешение воспитывать вместе детей мужеского и женского пола, причем содержателям вменялось в обязанность иметь для детей разных полов раздельные комнаты. Эта положение было отменено в 1804 году. Одним из недостатков наказа было то, что в нем говорилось только о частных учителях в пансионах и школах, но были упущены из виду частные учителя, занимающиеся обучением в частных домах. Способ их экзаменовки и отношение их к училищному начальству остались неопределенными. Такая неопределенность естественно повлекла за собой ослабление надзора за домашним учением и открыла широкое поле для злоупотреблений, особенно со стороны учителей-иностранцев.
Методика обучения согласно Янковичу должна была состоять из совокупного наставления, совокупного чтения, изображения через начальные буквы, таблиц и опроса.
Янкович был сторонником живого преподавания предметов в противовес бытовавшем тогда схоластическому и механическому методам обучения. Впоследствии, его методики были распространены, кроме народных училищ, на духовные училища и военные корпуса.
Янкович принимал также активное
участие в составлении
Ему принадлежат следующие учебники и пособия:
Практически сразу по приезду в Росси., в 1783 году, Янкович был избран в первый состав Академии Российской, занимавшейся составлением первого толкового словаря русского языка. При составлении словаря, он вместе с Санкт-Петербургским митрополитом Гавриилом отвечал за слова на буквы И и I.
Но гораздо значительнее был труд Янковича по составлению сравнительного словаря всех языков, идея которого сильно интересовала Екатерину II. Она поручила Янковичу составить новый полнейший словарь с расположением слов в алфавитном порядке. Первая часть словаря вышла в 1790 году, а остальные три части в 1791 году под названием: «Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный». В словаре Янкович сравнил 279 языков: 171 азиатский, 55 европейских, 80 африканских и 23 американских. Такой громадный труд Янкович выполнил всего в два года, несмотря на множество других посторонних занятий.
Кроме всех перечисленных книг и пособий по поручению комиссии разными лицами были составлены несколько учебников, к некоторым из них Ф. И. Янкович написал предисловия, заключающие в себе наставления, как излагать науки ученикам. Труды Янковича по изданию учебников, бесспорно, громадны.
Говоря о трудах Янковича, необходимо упомянуть о сравнительном словаре всех языков, который был составлен по поручению Екатерины II. Этот словарь содержит 4 части. В нем сравниваются 279 языков.
Кроме всего прочего, Ф. И. Янкович организовывал учебную часть в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, артиллерийском и инженерном корпусах, в Обществе воспитания благородных девиц и в училище для мещанских девиц. В 1798 г. за свои труды он был пожалован чином действительного статского советника с производством сверх получаемого жалования по 2 тыс. рублей в год пенсии.
Говоря о заслугах Янковича по народному образованию, мы должны указать, что он первым занялся подготовкой народных учителей соответственно новым педагогическим и дидактическим требованиям; организовал учебно-воспитательную часть в главном народном училище с учительской семинарией при нем, бывшей в течение 18 лет единственным учебным заведением, готовившим учителей для народных училищ; составлял, переводил и непосредственно руководил изданиями учебных книг и пособий для народных училищ, применяемых и в других учебных заведениях (в Обществе воспитания благородных девиц, в военных корпусах и духовных училищах); участвовал в работе комиссии по составлению Устава народных училищ; разработал наказ содержателям частных школ и пансионов, вошедший в общий Устав народных училищ 1786 г., а также правила для учащихся народных школ, вошедшие в число учебных книг для первого класса малых народных училищ; впоследствии, когда было образовано Министерство народного просвещения, он участвовал в деятельности Главного правления училищ.
Несколько слов скажем об Уставе народных училищ, в разработке которого Ф. И. Янкович принимал самое активное участие. Что же это был за документ, и какие цели он преследовал?
Как только комиссия об учреждении училищ начала свою работу (1782 г.), было решено разработать общий план для народных училищ, который и был составлен. По этому плану народные училища делились на три разряда: малые, средние и главные. Сначала были преобразованы училища в Санкт-Петербурге и Петербургской губернии. При этом число желающих учиться в народных училищах было так велико, что некоторые из них не могли принять всех. В 1785 г. в Петербургских училищах насчитывалось 1192 учащихся.
В апреле 1786 г. последовало высочайшее
повеление открыть главные
5 августа 1786 г. был издан Устав народных училищ, в соответствии с которым в каждом губернском городе полагалось быть одному главному народному училищу, состоящему из четырех разрядов, или классов, в которых должно было обучаться юношество следующим учебным предметам и наукам «на языке природном».
В первом классе предписывалось обучать чтению, письму, первоначальным основам христианского закона и добронравию. После усвоения букв — складывать и потом читать букварь, правила для учащихся, сокращенный катехизис и священную историю. Со второй половины первого года обучения — писать с прописей, выговаривать и писать цифры, церковные и римские числа и притом обучать детей первоначальным правилам грамматики, содержащимся в таблице о познании букв, которая находится в книге под заглавием «Руководство учителям 1-го и 2-го классов».
Во втором классе (или разряде), при сохранении тех же предметов христианского закона и добронравия, следовало начинать чтении пространного катехизиса без доказательств из священного издания, книгу «О должностях человека и гражданина», изучение первой части арифметики; повторять священную историю, продолжать чистописание и изучение грамматических правил, содержащихся в таблицах о правильном разделении складов, о чтении и правописании, находящихся в вышеупомянутом «Руководстве Учителям 1-го и 2-го классов». В этом же разряде рекомендовалось начинать обучение рисованию.
В третям классе предписывалось продолжать «рисовальное искусство», чтение Евангелий, повторение пространного катехизиса с доказательствами из Священного Писания, изучать вторую часть арифметики и первую часть всеобщей истории, введение во всеобщую европейскую географию, а затем начинать изучение землеописания Российского государства и российской грамматики с упражнениями в правописании.
В четвертом разряде надлежало повторять российскую географию, продолжать рисование, изучение истории всеобщей и российской грамматики, постоянно упражняя учащихся в письменных сочинениях. Преподавать российскую историю, географию, всеобщую и математическую рекомендовалось с применением глобуса. При изучении основ геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры ученики должны были выполнять чертежи и планы.
В главном народном училище полагалось шесть учителей, в малом — два учителя.
Учащиеся малого училища должны были изучать те же предметы, что и ученики первого и второго классов главного народного училища, за исключением иностранных языков.
Учителям предписывалось «стараться всеми силами, дабы ученики предаваемые ими предметы ясно и правильно понимали, чего ради можно им сказывать, а иногда и на доске написать нарочно с ошибками, чтоб через то узнать, понимают ли они исправно сказанное, примечают ли ошибки и умеют ли их поправить».
Учителям разрешалось «
В Уставе указывалось следующее: «Все заведения и впредь заводимые народные и домашние училища зависят от Главного Правительства училищ в Российской Империи, которое состоит непосредственно под ведением Ее Императорского Величества и докладывает по делам училищ Ее Величеству прямо».
В царствование императрицы Екатерины II было учреждено 223 учебных заведения. Со временем учительская семинария переросла в педагогический институт, а главные народные училища — в гимназии, что дало учебному ведомству возможность наполнить учащими и учащимися учрежденные в начале этого столетия два университета: Харьковский и Казанский, а впоследствии и Санкт-Петербургский.
Остановимся несколько подробнее на руководстве для учителей народных училищ, составленном Ф.И. Янковичем.
Руководство это (хотя и переводное) представляет собой первый на русском языке систематический курс педагогики, излагающий основы дидактики и методики, как их понимали в то время. Руководство это составлено по образцу австрийского. И хотя оно представляет собой перевод, все же содержит много изменений и адаптировано применительно к российским условиям.