Педагогическая деятельность Янковича

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Цель данной работы выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века деятеля российской педагогической науки Ф.И Янковича и проследить их реализацию в современной школе.

Оглавление

.Введение
2. Биография
2.1 Происхождение
2.2 В Австрии
2.3 В России
2.3.1 Реформа образования в России
2.3.2 Учебники и руководства
3.Работа в Академии Российской
4.Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича.
5.Заключение
6.Литература
6.1 Источники

Файлы: 1 файл

конт раб янкович.docx

— 83.83 Кб (Скачать)

В школах 2-го разряда к  первым двум классам малых школ присоединялся  еще третий класс, в котором, при  повторении прежнего, должны были учить  пространному катехизису с доказательствами из священного писания, чтению и изъяснению евангелия, русской грамматике с  упражнениями в правописании, всеобщей истории и всеобщей и русской  географии в сокращенном виде и чистописанию.

Школы 3-го разряда (главные) должны были состоять из 4-х классов — курс первых трех тот же, что и в средних школах; в четвертом же классе должны были преподаваться: всеобщая и русская география, всеобщая история более подробно, русская история, математическая география с задачами на глобусе, русская грамматика с упражнениями в письменных упражнениях, употребительных в общежитии, как-то: в письмах, счетах, расписках и т. п., основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.

Подготовка для народных училищ первых учителей, знакомых с  требованиями дидактики и педагогики, лежала исключительно на Янковиче. В этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методиками обучения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, в зависимости  от способностей каждого.

В 1785 году комиссия поручила Янковичу составить положение для частных пансионов и школ, которое позже была включена в устав народных училищ, утверждённый 5 августа 1786 года. Согласно положению все частные пансионы и школы должны были быть подчинены, наравне с народными училищами, ведению приказов Общественного Призрения. Воспитание в частных школах, уравненных с народными, должно было отличаться семейным дружелюбием, простотой в образе жизни и совершаться в религиозном духе.

Моральные средства действия на воспитанников определялись в  следующих словах наказа:

Паче всего  препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила  честности и добродетели, предшествуя  им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно  и удалять от глаз их все то, что  может быть поводом к соблазну... содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь  и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола. Стараться также доставлять им невинные удовольствия, когда есть к тому удобные случаи, обращая оные им в награждение и отдавая всегда преимущества прилежнейшим и благонравнейшим


Нельзя, однако, не заметить, что на дух учения и воспитания в частных пансионах и школах наказ Янковича имел весьма слабое влияние. Причины этому заключались, с одной стороны, в недостатке воспитателя, соответствовавших идеалу, представленному в наказе, а с  другой — в том важном обстоятельстве, что требования тогдашнего общества стояли далеко ниже этого идеала и потому делали возможным существование плохих пансионов, лишь бы учили в них французскому языку и танцам.

Наказ Янковича для частных  пансионов содержал смелое для того времени разрешение воспитывать  вместе детей мужеского и женского пола, причем содержателям вменялось  в обязанность иметь для детей  разных полов раздельные комнаты. Эта  положение было отменено в 1804 году. Одним из недостатков наказа было то, что в нем говорилось только о частных учителях в пансионах и школах, но были упущены из виду частные учителя, занимающиеся обучением в частных домах. Способ их экзаменовки и отношение их к училищному начальству остались неопределенными. Такая неопределенность естественно повлекла за собой ослабление надзора за домашним учением и открыла широкое поле для злоупотреблений, особенно со стороны учителей-иностранцев.

Методика обучения согласно Янковичу должна была состоять из совокупного наставления, совокупного чтения, изображения через начальные буквы, таблиц и опроса.

Янкович был сторонником  живого преподавания предметов в  противовес бытовавшем тогда схоластическому и механическому методам обучения. Впоследствии, его методики были распространены, кроме народных училищ, на духовные училища и военные корпуса.

2.3.2 Учебники и руководства.

Янкович принимал также активное участие в составлении учебников  и учебных пособий для преподавателей.

Ему принадлежат следующие  учебники и пособия:

  1. Таблицы азбучные и для складов церковной и гражданской печати (1782)
  2. Букварь (1782)
  3. Сокращенный катехизис с вопросами и без вопросов (1782)
  4. Прописи и при них руководство для чистописания (1782)
  5. Правила для учащихся (1782)
  6. Пространный катехизис с доказательствами из священного писания (1783)
  7. Священная история (1783)
  8. Всемирная история (1784)
  9. Зрелище вселенныя (1787)
  10. Сокращенная русская история, извлеченная из подробной истории, сочиненной Штриттером (1784)
  11. Сокращенная российская география
  12. Всеобщее землеописание.

3. Работа в Академии Российской

Практически сразу по приезду  в Росси., в 1783 году, Янкович был избран в первый состав Академии Российской, занимавшейся составлением первого толкового словаря русского языка. При составлении словаря, он вместе с Санкт-Петербургским митрополитом Гавриилом отвечал за слова на буквы И и I.

Но гораздо значительнее был труд Янковича по составлению  сравнительного словаря всех языков, идея которого сильно интересовала Екатерину II. Она поручила Янковичу составить  новый полнейший словарь с  расположением слов в алфавитном порядке. Первая часть словаря вышла  в 1790 году, а остальные три части в 1791 году под названием: «Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный». В словаре Янкович сравнил 279 языков: 171 азиатский, 55 европейских, 80 африканских и 23 американских. Такой громадный труд Янкович выполнил всего в два года, несмотря на множество других посторонних занятий.

 

Кроме всех перечисленных  книг и пособий по поручению комиссии разными лицами были составлены несколько  учебников, к некоторым из них Ф. И. Янкович написал предисловия, заключающие в себе наставления, как излагать науки ученикам. Труды Янковича по изданию учебников, бесспорно, громадны.

Говоря о трудах Янковича, необходимо упомянуть о сравнительном словаре всех языков, который был составлен по поручению Екатерины II. Этот словарь содержит 4 части. В нем сравниваются 279 языков.

Кроме всего прочего, Ф. И. Янкович  организовывал учебную часть  в Сухопутном шляхетном кадетском  корпусе, артиллерийском и инженерном корпусах, в Обществе воспитания благородных девиц и в училище для мещанских девиц. В 1798 г. за свои труды он был пожалован чином действительного статского советника с производством сверх получаемого жалования по 2 тыс. рублей в год пенсии.

Говоря о заслугах Янковича по народному  образованию, мы должны указать, что  он первым занялся подготовкой народных учителей соответственно новым педагогическим и дидактическим требованиям; организовал учебно-воспитательную часть в главном народном училище с учительской семинарией при нем, бывшей в течение 18 лет единственным учебным заведением, готовившим учителей для народных училищ; составлял, переводил и непосредственно руководил изданиями учебных книг и пособий для народных училищ, применяемых и в других учебных заведениях (в Обществе воспитания благородных девиц, в военных корпусах и духовных училищах); участвовал в работе комиссии по составлению Устава народных училищ; разработал наказ содержателям частных школ и пансионов, вошедший в общий Устав народных училищ 1786 г., а также правила для учащихся народных школ, вошедшие в число учебных книг для первого класса малых народных училищ; впоследствии, когда было образовано Министерство народного просвещения, он участвовал в деятельности Главного правления училищ.

Несколько слов скажем об Уставе народных училищ, в разработке которого Ф. И. Янкович принимал самое активное участие. Что же это был за документ, и какие цели он преследовал?

Как только комиссия об учреждении училищ начала свою работу (1782 г.), было решено разработать общий план для народных училищ, который и был составлен. По этому плану народные училища делились на три разряда: малые, средние и главные. Сначала были преобразованы училища в Санкт-Петербурге и Петербургской губернии. При этом число желающих учиться в народных училищах было так велико, что некоторые из них не могли принять всех. В 1785 г. в Петербургских училищах насчитывалось 1192 учащихся.

В апреле 1786 г. последовало высочайшее повеление открыть главные народные училища в 25 губерниях, которые императрица указала сама. Для этих училищ было подготовлено 100 учителей. В каждое из них было назначено по четыре учителя так, «чтобы оным, — сказано в журнале комиссии, — кроме языка господственного, все прочие учебные предметы могли быть заняты, не исключая и рисования, в коем они, равно как и в прочих науках, успели». Генерал-губернаторам этих губерний предписывалось «озаботиться приисканием домов для училищ: стараясь потом от сих главных училищ разводить малые».

5 августа 1786 г. был издан Устав  народных училищ, в соответствии с которым в каждом губернском городе полагалось быть одному главному народному училищу, состоящему из четырех разрядов, или классов, в которых должно было обучаться юношество следующим учебным предметам и наукам «на языке природном».

В первом классе предписывалось обучать  чтению, письму, первоначальным основам  христианского закона и добронравию. После усвоения букв — складывать и потом читать букварь, правила для учащихся, сокращенный катехизис и священную историю. Со второй половины первого года обучения — писать с прописей, выговаривать и писать цифры, церковные и римские числа и притом обучать детей первоначальным правилам грамматики, содержащимся в таблице о познании букв, которая находится в книге под заглавием «Руководство учителям 1-го и 2-го классов».

Во втором классе (или разряде), при сохранении тех же предметов  христианского закона и добронравия, следовало начинать чтении пространного катехизиса без доказательств из священного издания, книгу «О должностях человека и гражданина», изучение первой части арифметики; повторять священную историю, продолжать чистописание и изучение грамматических правил, содержащихся в таблицах о правильном разделении складов, о чтении и правописании, находящихся в вышеупомянутом «Руководстве Учителям 1-го и 2-го классов». В этом же разряде рекомендовалось начинать обучение рисованию.

В третям классе предписывалось продолжать «рисовальное искусство», чтение Евангелий, повторение пространного катехизиса с доказательствами из Священного Писания, изучать вторую часть арифметики и первую часть всеобщей истории, введение во всеобщую европейскую географию, а затем начинать изучение землеописания Российского государства и российской грамматики с упражнениями в правописании.

В четвертом разряде надлежало  повторять российскую географию, продолжать рисование, изучение истории всеобщей и российской грамматики, постоянно упражняя учащихся в письменных сочинениях. Преподавать российскую историю, географию, всеобщую и математическую рекомендовалось с применением глобуса. При изучении основ геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры ученики должны были выполнять чертежи и планы.

В главном народном училище полагалось шесть учителей, в малом — два  учителя.

Учащиеся малого училища должны были изучать те же предметы, что  и ученики первого и второго  классов главного народного училища, за исключением иностранных языков.

Учителям предписывалось «стараться всеми силами, дабы ученики предаваемые ими предметы ясно и правильно понимали, чего ради можно им сказывать, а иногда и на доске написать нарочно с ошибками, чтоб через то узнать, понимают ли они исправно сказанное, примечают ли ошибки и умеют ли их поправить».

Учителям разрешалось «содержать на квартире у себя» воспитанников. При этом рекомендовалось «для сохранения неповрежденного юного их сердца, которое суеверием или другим каким заблуждением и непристойностями легко развратить можно... остерегать воспитанников своих от суеверных, баснословных развратных дел и разговоров, беседовать же с ними, а особливо при столе о полезных таких предметах, которые могут расположить сердце их к добродетели, а душу к благомыслию, чему дети и охотно следовать будут... поступать с ними тщательно и наблюдать, дабы они ничего развратного даже от слуг и служанок не видали и не слыхали...»

В Уставе указывалось следующее: «Все заведения и впредь заводимые  народные и домашние училища зависят  от Главного Правительства училищ в  Российской Империи, которое состоит  непосредственно под ведением Ее Императорского Величества и докладывает по делам училищ Ее Величеству прямо».

В царствование императрицы Екатерины II было учреждено 223 учебных заведения. Со временем учительская семинария переросла в педагогический институт, а главные народные училища — в гимназии, что дало учебному ведомству возможность наполнить учащими и учащимися учрежденные в начале этого столетия два университета: Харьковский и Казанский, а впоследствии и Санкт-Петербургский.

Остановимся несколько подробнее  на руководстве для учителей народных училищ, составленном Ф.И. Янковичем.

Руководство это (хотя и переводное) представляет собой первый на русском языке систематический курс педагогики, излагающий основы дидактики и методики, как их понимали в то время. Руководство это составлено по образцу австрийского. И хотя оно представляет собой перевод, все же содержит много изменений и адаптировано применительно к российским условиям.

Информация о работе Педагогическая деятельность Янковича