Педагогическая деятельность Янковича

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Цель данной работы выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века деятеля российской педагогической науки Ф.И Янковича и проследить их реализацию в современной школе.

Оглавление

.Введение
2. Биография
2.1 Происхождение
2.2 В Австрии
2.3 В России
2.3.1 Реформа образования в России
2.3.2 Учебники и руководства
3.Работа в Академии Российской
4.Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича.
5.Заключение
6.Литература
6.1 Источники

Файлы: 1 файл

конт раб янкович.docx

— 83.83 Кб (Скачать)

Руководство делится на четыре части. Первая содержит «учебный способ», вторая — учебные предметы, в первом и втором классе преподаваемые, третья — звание, качества и поведение самого учителя, а четвертая — школьный порядок.

Под «учебным способом» подразумевается  «тот образ учения, по которому учитель учеников своих обучать должен». Способ заключается в «совокупном наставлении, совокупном чтении, изображении через начальные буквы в таблицах и вопрошении». Под совокупным наставлением понимается следующее: «...чтобы учителя нижних школ не учили учеников одного за другим порознь, но показывали всем тем вместе, кои одно учат, через что будут они все внимательны к тому, что учитель говорит, спрашивает или пишет».

Под совокупным чтением подразумевается  такое чтение, когда дети все вместе читают одно и то же либо вслух, либо кто-то один (или несколько учащихся) читает вслух, а остальные — про себя. При этом дети должны иметь одинаковые книги, чтобы в одно и то же время «одинаковые слоги и одинаковые слова выговаривать». «Совокупное чтение» должно проходить «без крика и в умеренном голосе, который можно иногда переменить, однако же не выше приличного».

При таком чтении детей учитель  часто делает одобрительные замечания, уверяя детей, что они легко и  быстро могут многому научиться. Дети начинают понимать и почти выучивают  наизусть «все те нужные и полезные познания, которые в книгах для  чтения употребляемых находятся».

Чтобы дети лучше запомнили слова  и тексты, которые нужно было выучить  наизусть, на доске рекомендовалось  писать начальные буквы каждого слова. Таким образом, по мнению составителя руководства, «можно преподать юношеству на небольшом пространстве и немногими буквами многое».

Таблицы, которые использовались в  обучении, должны были быть краткими, т. е. содержать только самое существенное и главное.

По поводу вопросов учителя к  учащимся в руководстве говорится следующее: «Вопрошение есть, когда учитель учеников о какой ни есть вещи спрашивает, для того, дабы узнать, поняли ли они ее. Из всего следует, что учеников спрашивать должно о такой вещи, которую они слышали, читали или иначе как познали».

Ответы учеников должны быть оценены  учителем, поэтому, если он сам о  чем-то «полного понятия не имеет, или  памяти своей не доверяет, или опасается быть рассеян», должен держать в руке учебную книгу и проверять по ней ответы учащихся.

Затем в руководстве говорится  о том, как обучать там, где  книг недостает, о познании букв, о  складах, об употреблении букваря, о чтении порознь и употреблении предписанных книг, о чтении печати церковной и рукописи, о письме.

Что касается обучения арифметике, то в руководстве рекомендуется брать для обучения только тех учеников, которые уже довольно хорошо читают и пишут. Прежде всего учеников следует научить четырем основным правилам арифметики, а затем и другим правилам поочередно, причем за всяким правилом должны следовать примеры, сначала небольшие, а потом побольше, чтобы ученики могли приобрести навыки в их решении.

Примеры следует выбирать такие, которые  отражают реальную жизнь, хорошо знакомую ученикам.

В третьей части руководства  говорится о звании, качествах  и поведении учителя: «Учителя обязаны  по состоянию своему заступать у, учеников место родителей, и потому чем менее сами родители вспомоществуют в наставлении детей своих, тем более трудиться долг есть учителей».

Звание учителей обязывает их стараться  сделать из учеников своих полезных членов общества, для чего «должны  они поощрять чаще юношество к наблюдению должностей общественных, просвещать разум учеников и научать их как думать, так и поступать разумно, честно и благопристойно; и предписанные науки преподавать юношеству, таким образом, как надобны им оные бывают в общежитии».

К числу добрых качеств учителя  относятся:

Благочестие. Он должен не только знать  то, чему учит вера христианская, но и  исполнять; в дому своем должен быть миролюбив и порядочен, ко всем дружелюбен и услужлив.

Любовь. Он должен поступать со всеми  учениками отечески, т. е. ласково и любовно... Он должен сделать так, чтобы они поняли, что ему приятно, когда они прилежны, и что он их любит.

Бодрость. Учитель не должен быть сонлив, угрюм, или равнодушен...

Терпение. Если есть такие ученики, которые нерадивы, подвижны и упрямы, учитель не должен выходить из терпения.

Довольствие. «Кто принимает на себя и самое бедное учительское место, тот обязан столь же верно должность и звание свое исправлять, как при самом богатом, где другой учитель имеет доходу вдвое, или еще более».

Прилежание. Если учитель пренебрегает школой, или часто опаздывает, или начинает занятие не в надлежащее время, или вместо того чтобы учить детей, занимается домашними делами или каким-либо рукоделием, то и дети становятся также нерадивыми, приходят в школу поздно (или совсем не ходят), не стараются учиться.

Благоразумное поведение учителя  состоит в умении добиться от учеников послушания. Он должен знать, как и  «беспристрастно, и снисходительно поступать» с ними в различных обстоятельствах.

Учитель должен не различать детей  бедных и богатых родителей, а относиться к ним одинаково. Если в школе обучаются дети обоего пола, то надобно «мальчиков от девочек сажать особо, но тех и других наставлять с равным усердием».

В отношении способностей к учению:

«А) Бывают такие дети, которые все  скоро понимают, хорошо помнят и выученное употреблять умеют. Сих не должен учитель упражнять весьма многими, бесполезными или такими предметами, которые не предписаны; он должен вперять в них то правило, что кому много поверяется, от того много и требуется; и что не довольно того, чтобы много знать; но надобно еще познанию своему и дела свои ко благу других располагать и дарований своих в бездействии не оставлять.

Б) Бывают такие дети, которые одарены  хорошею памятью, но имеют мало рассуждения. Учитель не должен упражнять сих  учением наизусть, но должен учить  их мыслить и понимать хорошенько предметы. Он должен заставлять их пересказывать выученное их собственными словами.

В) Бывают ученики, у которых слабая память. Сим должен он как можно  меньше задавать учить наизусть.

Г) Бывают тупые дети, которые мало понимают... Сим стараться он должен вперить только самое нужнейшее, употреблять все возможное средства для облегчения им учения, не поступать с ними сурово, и не отнимать у них строгостью охоты к учению».

В отношении поведения:

«А) Бывают ученики поведения хорошего. Сих должен учитель одобрять к непременности и представлять с умеренною похвалой другим в пример, причем стараться одинаково предохранять их от тщеславия.

Б) Бывают ученики поведения посредственного. В учениках, у коих к хорошим склонностям примешаны и худые, Должен учитель тщательно выискивать, от чего худые происходят.

В) Бывают ученики худого поведения. Сих должен учитель стараться всячески исправлять, и употреблять те средства, которые предписаны для учеников посредственного поведения. Он должен увещевать, грозить, наказывать и повторенные наказанья увеличивать».

Четвертая часть руководства «О школьном порядке» содержит наказ учителям нижних школ «о школьной строгости, о часах учения и о разделении по оным предметов учения, об осмотрах, об открытых испытаниях».

Школьные учителя «обязаны ни по каким другим книгам не учить, кроме  от начальства предписанных, и никакого другого учебного способа не употреблять, кроме установленного, который состоит:

а) в совокупном наставлении,

б) в совокупном чтении,

в) в изображении через начальные  буквы,

г) в таблицах,

д) в вопрошении».

Согласно «Руководству», учитель  должен встречать поступивших в школу детей ласково, отвечать на их приветствия, указывать им их места, наблюдать за порядком и призывать к тишине, а когда наступит время учения, раздать ученикам из бедных семей (через одного) школьные книги.

Во время урока учитель должен был ходить по классу и слушать, как дети «при совокупном складывании и чтении слова и слоги выговаривают», а также смотреть, как дети пишут, как сидят при этом и т. д.

Что касается дисциплины (строгости), то она «состоит в принятии потребных мер для соблюдения того, что в правилах для учащихся предписано. Учитель есть тот, который меры сии принимать должен, и при том употреблять оные в рассуждении преступающих помянутые правила постепенно».

 

 

4.Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича.

Подъем экономического развития России, рост городов и увеличение городского населения, поставленная крепостниками  после разгрома крестьянской войны  задача усиления на местах государственного аппарата (повсеместное учреждение в 1775 году губерний) заставляли правительство  заняться делом организации школ для непривилегированного городского населения.

В 1782 году была создана в  Петербурге Комиссия народных училищ — правительственно-бюрократический  орган, в который не были введены  виднейшие деятели русской культуры того времени. Самым деятельным членом этой комиссии стал серб Федор Иванович Янкович (1741—1814), приглашенный из Австро-Венгрии  по рекомендации австрийского императора. Янкович был крупным дидактом, последователем идей Коменского.

В 1786 году правительством был  опубликован подготовленный комиссией  «Устав народным училищам в Российской империи», согласно которому в городах  разрешалось открывать малые (с  двухлетним курсом) и главные (с пятилетним курсом обучения в составе четырех  классов, последний класс был  двухгодичным) народные училища.

В учебный план главных  училищ включались следующие предметы: чтение, письмо, счет, краткий катехизис, священная история, чистописание, рисование, арифметика, история (всеобщая и русская), география, грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, архитектура. При главных училищах рекомендовалось открывать библиотеки, а также учебные кабинеты, в которых должны быть наглядные пособия по естественной истории, математике, физике.

В уездных городах открывались  малые училища, в которых изучались  учебные предметы первых классов  главных училищ.

Учебником для школьников считалась «Книга о должностях человека и гражданина», в которой объяснялись  детям их обязанности по отношению  к богу, царю, людям в духе самодержавно-крепостнической  идеологии. Материальное снабжение  и руководство народными училищами  было возложено на приказы общественного  призрения, во главе которых стояли чиновники губернии, а не педагогическая администрация. Школы были отданы в  ведение местных властей, которые  не были заинтересованы в их развитии, не знали педагогики, видели в учителях мелких чиновников и третировали  их.

К концу XVIII века в России открылось 315 малых и главных училищ с общим количеством учащихся около 20000 человек; в них работало 790 учителей. Для такой огромной страны, как Россия, это число школ и  учащихся было, конечно, крайне недостаточно.

Учебная работа во вновь  созданных училищах проводилась  на основе принципов и методов, разработанных  Янковичем совместно с русскими учеными, принявшими активное участие  в работе Петербургского главного народного училища. Оно было открыто в 1782 году и фактически выполняло роль учительской семинарии, подготовлявшей учителей для будущих народных училищ. Деятели Академии наук и Московского университета создали учебники по всем предметам, входившим в учебный план народных училищ. Был написан серьезный дидактический трактат «Руководство учителям народных училищ». В этой книге давались указания по всем вопросам учебно-воспитательной работы школы, рекомендовалась классно-урочная организация учебной работы вместо индивидуальной системы обучения.

Рекомендовались такие методы:

Совокупное, или коллективное, чтение. В классе должна читаться учителем или вызванным им учеником учебная  книга, которую имеют все ученики.

Совокупное наставление, т. е. объяснение учителем трудных мест учебной книги, читаемой в классе и изучаемой учащимися дома.

Таблицы, т. е. составление  планов, тезисов, конспектирование текста учебника.

Изображение начальными буквами. Изображение на доске или в  тетради определения или правила  начальными буквами тех слов, которые  составляли это правило. Это был  мнемонический прием, облегчающий  запоминание.

Вопрошение, т. е. опрос учащихся; при этом учителю рекомендовалось, опрашивая учеников, выяснить, поняли ли они его объяснения.

В «Руководстве» говорилось, что учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько  к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. Однако разработанные  методы были рассчитаны все же главным  образом на запоминание текста учебника. Над текстом в классе проводилась  большая работа, облегчавшая усвоение учебника. В этом несомненная ценность рекомендованных приемов преподавания.

В народных училищах должны были проводиться два раза в год  испытания: в середине учебного года — частные испытания учеников в присутствии учителей других классов, а в конце учебного года — публичные  испытания в присутствии большого количества приглашенных лиц и гостей из дворянства, купечества, духовенства  и чиновников города. Публичные испытания  проводились в торжественной  обстановке: учителя должны были говорить приветственные речи, в которых пропагандировалось значение науки и государственного обучения. Ученики декламировали  стихи. Гости имели право задавать ученикам вопросы в соответствии с программой испытаний.

«Руководство учителям»  считалось официальной дидактикой, учителям предписывалось строго выполнять  все рекомендации этой книги, не отступая от них ни в чем.

Яркими представителями  педагогической мысли России были во второй половине XVIII века выразители антикрепостнических  настроений Г. С. Сковорода, Н. И. Новиков  и выдающийся представитель русского революционного просветительства А. Н. Радищев.

5.Заключение    

Все, что мы называем воспитанием, есть великое  творчество повторения себя в Человеке.    

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих  учителя и учащегося, - это те тропинки,которые ведут к человеческому  сердцу,это важнейшее условие  дружбы, товарищества учителя и учащихся.    

В данной работе, посвященной  изучению педагогических взглядов  и деятельности ярчайшего представителя российской педагогической науки второй половины XVIII века - Ф.И. Янковича, было установлено, что многие идеи, освещенные этим педагогом в XVIII веке, нашли свое отражение в школе XXI.    

Информация о работе Педагогическая деятельность Янковича