Методика социально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить методы и формы работы социального педагога по формированию системы социально-нравственных ценностей у современной молодежи.

Оглавление

Введение 3
Нравственное воспитание молодежи 5
Методы и формы нравственного воспитания 6
«Мораль» как основная категория нравственного воспитания 10
Пути решения проблем нравственного воспитания 12
Этика как предмет в школе 14
Методический аспект курса этики 18
Заключение 29
Используемая литература 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.98 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Исторический  факультет 

отделение «Социальная  педагогика»

 

 

кафедра общей  педагогики

 

 

 

 

Методика  социально-педагогической деятельности по социально-нравственному воспитанию молодежи

 

курсовая работа

 

 

 

Студентки: V курса 5,5 лет обучения отделения «Социальная педагогика» исторического факультета Цыбаевой Елены Михайловны

 

                                                                Научный руководитель:

                                                                                кандидат педагогических 

                                                                               наук, доцент кафедры общей

                                                                               педагогики Трушина Юлдус  

                                                                               Хабибовна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

 

Оглавление

Введение 3

Нравственное воспитание молодежи 5

Методы и формы нравственного воспитания 6

«Мораль» как основная категория нравственного воспитания 10

Пути решения проблем нравственного воспитания 12

Этика как предмет в школе 14

Методический аспект курса этики 18

Заключение 29

Используемая литература 32

 

 

Введение

 

Объект  исследования - социально-нравственное воспитание подростков.

Предмет исследования – процесс формирования системы нравственных ценностей  у молодежи в деятельности социального  педагога.

Цель  исследования – определить методы и формы работы социального педагога по формированию системы социально-нравственных ценностей у современной молодежи.

Гипотеза  исследования заключается в предположении, что формирование социальным педагогом системы социально-нравственных ценностей у современной молодежи будет успешной, если оно выступает как часть целостного педагогического процесса с учетом следующего:

  • создаются условия для успешного самоопределения, самореализации, самоутверждения, самоактуализации личности подростка;
  • обеспечивается единство целей действий социального педагога, классного руководителя, школьного общества и семьи при формировании системы социально-нравственных ценностей у подростков;
  • использование необходимых методов и форм работы для достижения поставленной цели.

На мой  взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся»[18].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание подрастающего  поколения является первостепенной задачей современной образовательной  системы и представляет собой  важный компонент социального заказа для образования.

В настоящее  время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький  человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных  источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного  характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства  ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует  высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение  к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому  человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[13].

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном  обществе, но и дают представления  о последствиях нарушения норм или  последствиях данного поступка для окружающих людей.

Основной  функцией воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром.

Анализ  психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены  давно. Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученых: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др. уделяли огромное внимание нравственному развитию и становлению личности. Судить о том, насколько полно исследования отражают быстроменяющуюся социальную действительность трудно, поскольку в нашей стране за последние годы, практически во всех сферах жизни, произошли существенные изменения, которые наложили свой отпечаток на сознание людей и систему образования.

На сегодня  актуально исследование возрастных особенностей формирования нравственного  сознания, т.к. на различных возрастных этапах воспитания детей различно и  должно строиться с учетом этих особенностей, что позволяет максимально ускорить продвижение детей в нравственном развитии.

 

 

Нравственное  воспитание молодежи

 

Нравственное  воспитание - это систематическое  воздействие на личность с целью  передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью  развития ее способности к нравственному  совершенствованию[19]. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.). Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств (героизма, патриотизма, чувства долга, коллективизма и др.) оцениваются в нашем обществе как добро - они имеют общественно ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности (лживость, лицемерие, ханжество, мещанство, карьеризм и др.) оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей[9].

Цель  нравственного воспитания - формирование у учащихся системы отношений (к людям, обществу, Родине, самому себе), соответствующих моральным нормам. Отношение к труду в этой системе занимает особое место: оно в материализованном, наглядно-вещественном виде проявляет отношение к людям. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности. Нравственное воспитание могло бы быть определено как целенаправленнoe формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.

Содержанием нравственного воспитания выступают  такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение  к труду. Нравственное отношение к труду - это такое отношение, при котором основным мотивом труда является забота о «другом человеке».

В эти  обобщенные нравственные качества входит множество других нравственных качеств:

1. дисциплинированность  и ответственность, 

2. доброта  и вежливость,

3. трудолюбие  и честность и др.

Специфика нравственных отношений придает  нравственному воспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в  самом широком плане отражают отношение к Человеку, как таковому, постольку они пронизывают все  социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические и другие - все социальные сферы общественной жизни.

Развитие  социальной культуры предполагает не просто обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утонченности мыслей и чувств, но главное - развитие в человеке общественных свойств, правильного восприятия высшего смысла человеческой деятельности - активного служения обществу, гуманистическим идеалам, умение строить свое поведение на основе социальных ценностей, высоких устремлений.

Средствами  нравственного воспитания являются:

 

1. обучение;

2. личный  пример учителя;

3. убеждение; 

4. умелое  обращение с учащимися (педагогический такт);

5. меры  предупреждения и поощрения и  взыскания.

Методы и формы нравственного воспитания

 

Методы  нравственного воспитания — это  пути и способы реализации задач  и содержания нравственного воспитания. При осуществлении нравственного воспитания наиболее часто используют такие методы формирования сознания, как внушение, призыв, диалог, доказательства, но можно использовать все воспитательные методы, которыми оперирует современная педагогическая наука.

С точки  зрения А.А. Леонтьева, «воспитание  начинается тогда, когда мы, взрослые, совместно со школьниками обнаруживаем проблему и ищем пути ее решения». Реализация принципа проблемности связана с механизмом убеждения, под которым понимается интеллектуально-эмоциональное воздействие на ребенка, основанное на логике, доказательствах, способствующее формированию нравственных взглядов и убеждений. Подобное воздействие будет тем успешнее, чем лучше педагог владеет умением раскрывать противоречивость и неоднозначность предъявляемых воспитанникам понятий, идей. При этом следует заметить, что повышенная чувствительность к убеждению характерна для интеллектуально развитых детей. Данному механизму практически идеально соответствует метод парадокса. Под парадоксом мы понимаем здесь суждения, мнения, резко расходящиеся с обычными представлениями, противоречащие здравому смыслу. Парадокс приводит к взрыву чувств (момент переживания), подталкивает к неожиданным выводам, которые делаются ребенком самостоятельно, без подсказки взрослого. Эти выводы запоминаются надолго, стимулируют дальнейшую мыслительную деятельность школьника. Приведем пример такого парадокса - высказывание известного русского философа B.C. Соловьева: «Справедливость в нравственном смысле есть некоторое самоограничение, ограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является, таким образом, некоторым пожертвованием, самоотрицанием». В этом суждении привычному для школьников представлению о справедливости как о равноправии людей противопоставляется другая точка зрения, в которой заложено требование ущемления прав человека, стремящегося к справедливости. Почему? Удивление стимулирует к размышлениям, к формулированию собственной позиции.

Парадокс  может стать частью другого, более  общего метода, например, анализа художественных произведении. Современного школьника нелегко бывает убедить в необходимости любить труд. И здесь на помощь приходит парадокс. Одна народная мудрость: «Труд кормит и одевает» легко опровергается другой: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Вопрос о том, почему же надо любить труд, то есть дело, которое требует немалых усилий, стараний, напряжении, но не приносит больших материальных благ, по существу стал проблемным. Ответ на него можно дать, совместно с детьми поразмышляв над сказкой К.Д. Ушинского «Два плуга»: «Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел, покрылся ржавчиной. "Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?" - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. "От труда, мой милый, - ответил тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая"»[21].

Метод парадокса, таким образом, исключает назидание  и принуждение, которые противопоказаны духовно-нравственному воспитанию. Как часто мы слышим из уст педагогов доводы в защиту своих действий, направленных на жесткую регламентацию мнений, позиции, поступков воспитанников. При всем разнообразии этих доводов они сводятся к тому, что ребенок просто не понимает того добра, которое несет ему деятельность педагога. Действительно, дети в силу своих возрастных особенностей многого не понимают и не могут предвидеть. Согласимся и с тем, что необходимо помочь им в этом. Важно, чтобы педагог обеспечил понимание воспитанниками ценности для человека определенных понятий, норм, правил жизни не путем запрета инакомыслия, а путем создания условий для обретения личностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности. Стремление человека к постижению смысла, к самоопределению, к обладанию жизненными целями является условием сохранения духовного здоровья. Общепризнанным является тезис о том, что знание становится духовным тогда, когда они превращается в личностно-значимое. Реализовать этот тезис педагогу помогает метод совместного поиска, который стимулирует воспитанника в развитии его духовной жизни. Результатом совместного поиска может стать понимание детьми, что, например, простить - это значит: не таить обиду, перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев), избавиться от желания отомстить обидчику; не ждать, пока обидчик поймет свою ошибку и первым придет мириться; не винить человека за дурную мысль или плохой поступок, не упрекать его за нанесенную тебе обиду; найти в себе мужество признать свою неправоту; уметь радоваться общению с другими людьми; проявить смелость, терпение, силу воли и сострадание.

Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности