Методика социально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить методы и формы работы социального педагога по формированию системы социально-нравственных ценностей у современной молодежи.

Оглавление

Введение 3
Нравственное воспитание молодежи 5
Методы и формы нравственного воспитания 6
«Мораль» как основная категория нравственного воспитания 10
Пути решения проблем нравственного воспитания 12
Этика как предмет в школе 14
Методический аспект курса этики 18
Заключение 29
Используемая литература 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.98 Кб (Скачать)

Моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья - это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном  относительно своего «Я», нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит моральный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае. Достигается это воспитанием, где выбор может рассматриваться как метод познания и личностного осознания учащегося социальных процессов и нравственно-этических отношений. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты определяют жизненные позиции личности, поэтому важно то субъектное основание жизненных смыслов, которое ученик вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, опробование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром.

В таком  контексте воспитание ведёт к  постижению и принятию учащимися ценностных, смыслозначимых оснований человеческой жизни. Ценности – предмет этики как «науки о нравственной жизни человека» (А. Швейцер), поэтому главной задачей воспитательного процесса становится осмысление этики и этических категорий, определяющих нравственную основу жизненных проявлений личности.

Этика, аккумулируя  нравственные проблемы человеческого  бытия, может стать неистощимым источником нравственного осмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческого «Я», осознания его ценности через познание сущности этических понятий, погружение в историю этических учений, диалог эпох и культур.

Этика как предмет в школе

 

Значимость  нравственно-этического воспитания детей  особенно обозначилась в современный  период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной  жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.

В современной  ситуации образовательного учреждения, к сожалению, наблюдаются расплывчатые воспитательные ориентиры, разбросанность целей, содержания и установок в  воспитании учеников. Педагогические усилия часто расходуются на преодоление  и профилактику различных форм отклоняющегося поведения школьников, на сиюминутные  организационные потребности школьной жизнедеятельности или заданные сверху ориентиры. При этом целостная  структура учебно-воспитательного  процесса с её продуманным содержанием  и соответствующей ему стратегией и тактикой претворения в жизнь  зачастую отсутствует. Поэтому первоочередная задача – создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы нравственного воспитания школьников, разработки его концептуальных оснований. Необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органично включённой в учебно-воспитательный процесс школы.

Примером  такой системы может служить  широко апробированная в практике и  получившая в 2001-ом году премию Президента РФ (Российской Федерации) система воспитания этической культуры школьников, разработанная в Государственном НИИ (Научно Исследовательском Институте) семьи и воспитания.

Данная  воспитательная система включает три  логически взаимосвязанных компонента:

 

  1. Этический курс занятий с детьми с 1-го по 11-ый класс как специализированный воспитательный предмет этической направленности, учитывающий возрастные изменения учащихся, построенный по принципу диалогического взаимодействия с ними. Занятия в соответствии с возрастными особенностями учеников строятся по сюжетному рисунку, ориентированы на психолого-педагогический уровень воспитательной палитры и творческое личностное осмысление учеником нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы включения школьников в практику нравственной жизни человека, приёмов стимулирования усилий личности в моральном самоопределении и самовоспитании через активизацию её природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, организацию тонкой рефлексивной работы. Сюжетный рисунок этического занятия предполагает логически выстроенную канву диалогического взаимодействия педагога и детей, совместного размышления, поиска ответа или решения, в процессе которого рождаются оценочные суждения, побуждающие школьника к нравственно ценным ориентирам и стимулирующие их. Превалирует направленность на стимулирование этических суждений детей, акцент которых базируется не столько на усвоении знаний, сколько на актуализации творческого потенциала мышления, самостоятельного, обоснованного рассуждения, что ведёт к личностному поиску школьниками истины, а не к усвоению лишь готового знания, а педагога ориентирует на раскрытие ресурсов творческого воображения учеников.
  2. «Повседневная методика этического заряда», действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время. Она предполагает сочетание этической установки на доброжелательность и уважение во взаимоотношениях со сверстниками с методически инструментированными формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них. Методика ориентирована на позитивные аспекты в организации доброжелательного климата взаимоотношений учащихся, оптимистический прогноз их поведения через психологическую установку на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделён вниманием. Методические приёмы направлены на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Отрабатывается и психологическая канва поведения педагога, который терпеливо учит школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивирует умение детей простить, проявить снисходительность и благородство.
  3. Общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие. Композиционно она построена как театрализованное представление-диалог и осуществляется в форме «школы вежливости» в начальных классах, «этических диалогов о главном» – в подростковых, «вечеров этических раздумий» – в старших возрастных группах. Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.

Каждый  из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть нравственно-этического воспитания как непрерывного процесса соотнесения  знаний, чувств, поведения школьников с ценностными основаниями жизнедеятельности  людей, выработанными и отобранными  вековым человеческим опытом, что  способствует постижению значимых смыслов  в цели и образе жизни формирующейся  личности. Этическое в данном процессе выступает мировоззренческим основанием жизнеосмысления, а нравственное – критерием отношений с людьми и окружающим миром. Жизнедействие системы, её педагогическая сущность базируется на смыслозначимых ценностях человеческой жизни и жизни общества.

Начало  логической канве непрерывности  нравственно-этического воспитания школьников возложено на специализированный воспитательный предмет этики, несущий в диалогическом  взаимодействии с учащимися познавательную основу моральных норм и жизненно значимых ценностей, которые с помощью  разнообразных методик осмысливаются  учениками, эмоционально проживаются  ими и в процессе усвоения через  метод нравственного выбора действенно влияют на формирующийся опыт нравственно  ориентированных отношений к  окружающему миру и людям. Закрепляется данная направленность нравственного становления личности в последовательном процессе включения учеников в опыт этически значимого поведения в различных видах внеклассной и внеурочной деятельности, применения специальных методик гуманизации взаимодействия и отношений детей в межурочном пространстве, то есть на переменах.

При такой  стратегической линии непрерывности  нравственно направленного педагогического  действия и его воспитательной функции  сможет формироваться и укрепляться  приоритет нравственности в школьной среде и жизнедеятельности учеников.

Этика позволяет  погрузить школьника в общечеловеческий опыт рождения и сохранения нравственности как основы и условия сохранения жизни. Она даёт возможность построить с подрастающим человеком живой диалог о живой жизни, о вечных вопросах бытия, на протяжении веков остро стоящих перед человеком и так не просто решаемых им. Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения. В этом её воспитательная основа, которая кристаллизовалась на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины.

Концентрируя  в себе моральный опыт поколений  и выработанные человечеством на протяжении всей истории развития этической  мысли нравственные законы жизни  людей, этика делает их достоянием каждого  нового поколения. Это позволяет  школьнику в процессе её изучения преобразовывать этические знания в личностные смыслы собственной  жизнедеятельности, а педагогу стимулировать усилия личности в нравственном самоопределении и самовоспитании.

Воспитательные  задачи этики достаточно чётко в  своё время определил П.А.Кропоткин[7]:

 

- действовать  в нравственном направлении, взывая  к лучшим  

  потребностям  человека;

- определять  и пояснять основные начала, без  которых люди не могли бы 

  жить  обществом;

- взывать  к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, 

  согласной  с идеалом;

- не допускать  мысли, что возможно жить, не  считаясь с потребностями и 

  желаниями других.

Упомянутая выше система воспитания этической культуры школьников предполагает последовательную логику погружения учащихся в сферу этики, начиная с этической грамматики (1-8 класс), последовательно переходя к этике (9 класс) и курсам истории развития этической мысли (10 класс), истории развития русской этической мысли (11 класс). Данный предмет имеет общее название – «Основы этической культуры».

Данный  курс, построенный по принципам диалоговой педагогики с сюжетно-игровой и  личностно-ориентированной субъектной основой, аккумулирует богатую воспитательную палитру педагогических приёмов  и методов и обеспечивает непрерывность  нравственно-этического воспитания детей  как по горизонтали (учебный процесс, внеурочная воспитательная деятельность, перемена как сфера межурочного пространства), так и по вертикали (от этической грамматики до истории развития этической мысли). Включение его в учебно-воспитательный процесс школы с обозначением статуса воспитательного предмета стимулирует нравственное взросление учеников от класса к классу как развитием содержания по мере его расширения, усложнения, углубления, так и многоаспектной педагогической технологией, ориентированной на процесс становления ценностно значимых ориентаций учащихся и их нравственного развития.

Нравственные  основы бытия понять современный  школьник сможет при условии пробуждения  бьющейся в поиске самостоятельной  мысли, и начало этого поиска в  школе может быть положено вхождением в диалог с другими о самых  животрепещущих вопросах бытия на специальных  уроках курса «Основ этической культуры». В логике его непрерывности как  предмета воспитания происходит творческое личностное осмысление учеником нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы приёмов включения школьников в осмысление, осознание и практическое освоение нравственных аспектов жизни человека, а также способов стимулирования усилий личности в моральном самовыражении от самооценки в младшем школьном возрасте к самоопределению и самовоспитанию – в подростковом, самосовершенствованию – в старшем через активизацию личностных духовно-нравственных потребностей и природных интеллектуальных, эмоциональных ресурсов, организацию тонкой рефлексивной работы.

Процесс осознания школьником моральной  основы поведения и отношений  длителен и требует педагогически  выверенных и личностно ориентированных  подходов в соответствии с его  возрастными особенностями. Этот процесс выстроен в последовательной логической канве от первоначального ознакомления детей и подростков с этическими знаниями, понятиями, их последовательным освоением в курсе этической грамматики через эмоциональное и интеллектуальное погружение учеников в мир этических норм бытия к постепенному накоплению в самосознании детей оценочных суждений и практических действий, требующих нравственного выбора, осознанно ориентированных представлений о смысложизненных ценностях человеческого бытия, реализуемых в формирующемся опыте нравственных отношений к окружающему миру и людям.

Методический  аспект курса этики

 

В содержательном основании курса заложено познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и  обобщать поступки других и собственные, видеть их этическое содержание и  оценивать его. Методическое выражение данной задачи подчиняется принципу: чем ярче и композиционно разнообразнее построено диалогическое взаимодействие с учениками и его деятельностное начало, чем существеннее влияние на эмоциональную сторону личности, тем эффективнее результат.

Существенно важен начальный этап включения в процесс нравственно-этического воспитания младших школьников, который начинается с курса этической грамматики. В соответствии с четвертями учебного года курс включает четыре раздела, в которые входят все аспекты человеческих отношений с окружающим миром: этика общения, этикет, этика человеческих отношений, этика отношений в коллективе. 

  1. Данный раздел вводит ребёнка в богатую палитру норм человеческого общения, способствующих взаимодействию, взаимопониманию и взаимоуважению. Различные формы практического включения детей в упражнения, игру, творчество, эксперимент, деятельность приобщают растущего человека к нормам воспитанности.
  2. Следующий раздел, развивая эти нормы, знакомит школьников с этикетом, приучая их следованию разумным правилам «хорошего тона», то есть принятым в обществе эстетически выразительным нормам поведения в гостях, общественных местах, с младшими и старшими, в нестандартных ситуациях.
  3. Третий раздел – о нормах этики в отношении к широкому кругу окружающих нас людей и миру в целом. Его содержание и технология побуждают развитие эмоциональной отзывчивости детей на переживания другого человека, создают условия для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявления чувства эмпатии (особой чувствительности, способности индивида представить себя на месте другого человека).
  4. Заключающий раздел – об этике отношений в коллективе, поскольку человек всегда находится в социальном взаимодействии того или иного коллектива. Так как основой взаимодействия детского коллектива служит стремление общаться со сверстниками, содержание и методика данного раздела направлены на морально окрашенное построение отношений, способствующее пониманию другого и реализации себя каждому ребёнку.

Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности