Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа
Цель исследования – определить методы и формы работы социального педагога по формированию системы социально-нравственных ценностей у современной молодежи.
Введение 3
Нравственное воспитание молодежи 5
Методы и формы нравственного воспитания 6
«Мораль» как основная категория нравственного воспитания 10
Пути решения проблем нравственного воспитания 12
Этика как предмет в школе 14
Методический аспект курса этики 18
Заключение 29
Используемая литература 32
Моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья - это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном относительно своего «Я», нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности. В основе его лежит моральный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае. Достигается это воспитанием, где выбор может рассматриваться как метод познания и личностного осознания учащегося социальных процессов и нравственно-этических отношений. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты определяют жизненные позиции личности, поэтому важно то субъектное основание жизненных смыслов, которое ученик вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, опробование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром.
В таком контексте воспитание ведёт к постижению и принятию учащимися ценностных, смыслозначимых оснований человеческой жизни. Ценности – предмет этики как «науки о нравственной жизни человека» (А. Швейцер), поэтому главной задачей воспитательного процесса становится осмысление этики и этических категорий, определяющих нравственную основу жизненных проявлений личности.
Этика, аккумулируя нравственные проблемы человеческого бытия, может стать неистощимым источником нравственного осмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческого «Я», осознания его ценности через познание сущности этических понятий, погружение в историю этических учений, диалог эпох и культур.
Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.
В современной
ситуации образовательного учреждения,
к сожалению, наблюдаются расплывчатые
воспитательные ориентиры, разбросанность
целей, содержания и установок в
воспитании учеников. Педагогические
усилия часто расходуются на преодоление
и профилактику различных форм отклоняющегося
поведения школьников, на сиюминутные
организационные потребности
Примером такой системы может служить широко апробированная в практике и получившая в 2001-ом году премию Президента РФ (Российской Федерации) система воспитания этической культуры школьников, разработанная в Государственном НИИ (Научно Исследовательском Институте) семьи и воспитания.
Данная
воспитательная система включает три
логически взаимосвязанных
Каждый
из компонентов системы, имея свою функцию,
специфическое содержание и методическую
особенность, осуществляет определённую
часть нравственно-этического воспитания
как непрерывного процесса соотнесения
знаний, чувств, поведения школьников
с ценностными основаниями
Начало
логической канве непрерывности
нравственно-этического воспитания школьников
возложено на специализированный воспитательный
предмет этики, несущий в диалогическом
взаимодействии с учащимися познавательную
основу моральных норм и жизненно
значимых ценностей, которые с помощью
разнообразных методик
При такой
стратегической линии непрерывности
нравственно направленного
Этика позволяет
погрузить школьника в
Концентрируя
в себе моральный опыт поколений
и выработанные человечеством на
протяжении всей истории развития этической
мысли нравственные законы жизни
людей, этика делает их достоянием каждого
нового поколения. Это позволяет
школьнику в процессе её изучения
преобразовывать этические
Воспитательные
задачи этики достаточно чётко в
своё время определил П.А.Кропоткин[
- действовать
в нравственном направлении,
потребностям человека;
- определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы
жить обществом;
- взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни,
согласной с идеалом;
- не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и
желаниями других.
Упомянутая выше система воспитания этической культуры школьников предполагает последовательную логику погружения учащихся в сферу этики, начиная с этической грамматики (1-8 класс), последовательно переходя к этике (9 класс) и курсам истории развития этической мысли (10 класс), истории развития русской этической мысли (11 класс). Данный предмет имеет общее название – «Основы этической культуры».
Данный
курс, построенный по принципам диалоговой
педагогики с сюжетно-игровой и
личностно-ориентированной
Нравственные основы бытия понять современный школьник сможет при условии пробуждения бьющейся в поиске самостоятельной мысли, и начало этого поиска в школе может быть положено вхождением в диалог с другими о самых животрепещущих вопросах бытия на специальных уроках курса «Основ этической культуры». В логике его непрерывности как предмета воспитания происходит творческое личностное осмысление учеником нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы приёмов включения школьников в осмысление, осознание и практическое освоение нравственных аспектов жизни человека, а также способов стимулирования усилий личности в моральном самовыражении от самооценки в младшем школьном возрасте к самоопределению и самовоспитанию – в подростковом, самосовершенствованию – в старшем через активизацию личностных духовно-нравственных потребностей и природных интеллектуальных, эмоциональных ресурсов, организацию тонкой рефлексивной работы.
Процесс осознания школьником моральной основы поведения и отношений длителен и требует педагогически выверенных и личностно ориентированных подходов в соответствии с его возрастными особенностями. Этот процесс выстроен в последовательной логической канве от первоначального ознакомления детей и подростков с этическими знаниями, понятиями, их последовательным освоением в курсе этической грамматики через эмоциональное и интеллектуальное погружение учеников в мир этических норм бытия к постепенному накоплению в самосознании детей оценочных суждений и практических действий, требующих нравственного выбора, осознанно ориентированных представлений о смысложизненных ценностях человеческого бытия, реализуемых в формирующемся опыте нравственных отношений к окружающему миру и людям.
В содержательном основании курса заложено познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки других и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его. Методическое выражение данной задачи подчиняется принципу: чем ярче и композиционно разнообразнее построено диалогическое взаимодействие с учениками и его деятельностное начало, чем существеннее влияние на эмоциональную сторону личности, тем эффективнее результат.
Существенно важен начальный этап включения в процесс нравственно-этического воспитания младших школьников, который начинается с курса этической грамматики. В соответствии с четвертями учебного года курс включает четыре раздела, в которые входят все аспекты человеческих отношений с окружающим миром: этика общения, этикет, этика человеческих отношений, этика отношений в коллективе.
Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности