Методика социально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить методы и формы работы социального педагога по формированию системы социально-нравственных ценностей у современной молодежи.

Оглавление

Введение 3
Нравственное воспитание молодежи 5
Методы и формы нравственного воспитания 6
«Мораль» как основная категория нравственного воспитания 10
Пути решения проблем нравственного воспитания 12
Этика как предмет в школе 14
Методический аспект курса этики 18
Заключение 29
Используемая литература 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.98 Кб (Скачать)

Переход от этической грамматики в 9-ом классе к этике позволяет повзрослевшим  и приобщившимся к основам  этической культуры подросткам углубиться в процессе диалогового взаимодействия с педагогом и сверстниками в  изучение этики как науки о  ценностях и нравственной жизни  человека с соответствующим ей миром  категорий и понятий. Курсы 10-го класса – «История развития этической мысли», 11-го – «История развития русской  этической мысли» расширяют круг диалогического взаимодействия, включая  в него мыслителей вековой истории  человечества, что позволяет утвердиться  школьникам в значимости и жизненно важной незыблимости нравственных ценностей и норм и сформировать свои смыслозначимые воззрения на мир и самого себя.

Каждый  возраст требует на этических  занятиях с детьми своей палитры  средств и методов построения этического диалога, психолого-педагогических приёмов организации взаимодействия.

Так, с младшими школьниками акцент делается на желании быть хорошим, свойственное детям данного возраста, на характерное для них внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. Учитывается конкретность их мышления, способность к яркой фантазии, творческая активность, игровая направленность. В соответствии с этим педагог строит диалог с детьми как сюжетный рисунок сказки, приключения, совершаемого путешествия, открытия тайны, проведения коллективной игры, общего размышления над проблемой.

В канву  сюжета вплетаются разнообразные методики, которые позволяют ненавязчиво  и незаметно корректировать поведение  ребят, их взаимоотношения в коллективе и в то же время изучать индивидуальные особенности, динамику нравственного  развития. Например, это могут быть сокровенные желания ребёнка, посланные Гудвину в Изумрудный город, опосредованные высказывания о себе и своих проблемах через введённых в диалог нарисованных человечков, через продолженные предложения или составление концовки сказочного сюжета. Нравственный выбор ребёнка может быть осуществлён в процессе игры, анализа ситуаций, решения педагогических задач. Своё самочувствие в коллективе маленький школьник может выразить в символизирующих настроение цветных квадратиках. Атмосфера в семье проявится для педагога в серии рисунков, самооценка – в специально введённых символических знаках.

Примером  технологии построения этического занятия  с детьми в младшем школьном возрасте может служить занятие по теме: «Доброта что солнце».

Выстраивая  сюжет, педагог отталкивается от того, что более близко и знакомо  маленьким детям – от сказки:

 

- Вы любите  сказки?

- Какие  сказки вы знаете?

- Почему  вам нравятся сказки?

- Да, в  сказках происходит много интересного,  необычного и полюбившимся вам  героям помогают волшебники. А все ли волшебники помогают?

- Какие  бывают волшебники?

- Да, добрые  и злые.

 

Так дети выходят на понятие добра. Выходят  они на него сами в логике выстроенного педагогом диалога. Это и является завязкой и началом логически  выстроенной канвы диалога о  доброте с маленькими детьми.

 

- А вам какие волшебники нравятся?

- Почему?

- Значит, добрые волшебники творят Добро! (Если какой-то ребёнок предпочтёт  злого волшебника, педагог отметит,  что и об этих волшебниках  они обязательно поговорят). А  в народе говорят: «Доброта  что солнце». Как вы думаете,  почему?

 

Дети  включаются в процесс «думания». Именно этот процесс должен лежать в основе этического занятия. И чтобы  он был активным, важно вызвать  эмоциональную реакцию детей, пробудить  мир их чувств. С этой целью педагог  предлагает детям вообразить красивую волшебную полянку, освещённую солнцем. Такая полянка может быть изображена на детских рисунках, на полотне, на доске, которую учитель открывает  в этот момент. Она может быть создана творческим воображением детей.

 

- Посмотрите, какая красивая полянка. Представим  себя на ней. Вам нравится?

- А теперь  представьте, что солнышко закрыла  туча. Стало темно, пасмурно, неуютно  и холодно. И вот тучка начала  понемногу уходить, появился первый лучик солнышка. Что мы почувствовали, греясь в его лучах?

- Конечно,  тепло. А если доброта что  солнце, то доброта – это...?

- Верно,  тепло, теплота. А лучик солнышка, согревший нас на полянке, проявил к нам... что?

- Внимание, потому что он о нас... что?

- Позаботился.

- Следовательно, доброта – это ещё и... что?

- Конечно,  внимание и забота. Видите, как  нам лучик помог понять, что  такое доброта. Это теплота,  внимание и забота, проявленные нами к кому-то.

Так строится диалог с маленькими детьми. Важно, чтобы педагог не объяснял детям  нравственные истины, а выводил к  ним мысль детей в процессе совместного поиска. Именно поэтому  этическое занятие – не беседа, а именно занятие, в основе которого лежит не просвещение, а деятельностная форма усвоения этических понятий.

Чтобы эти  понятия были не только усвоены, но и присвоены ребёнком, то есть стали личностно значимыми, необходимо включить их в сферу подсознательной деятельности, формирующей опыт поведения. И сделать это надо на самом этическом занятии с помощью разнообразных игровых и тренировочных методик, позволяющих вывести ребёнка на положительный опыт доброго отношения к другому и закрепить этот опыт в реальных детских взаимоотношениях. В данном занятии это можно сделать следующим образом:

 

- Посмотрите, ребята, на солнышко на нашей  красивой поляне. Каждый его лучик  несёт в себе тепло, заботу  и внимание. Хотите в этом убедиться?

Педагог включает воображение детей, предлагая  им своеобразную игру. Он как бы вручает  лучик одному из воспитанников (можно  такие лучики заготовить и вручать  ребятам в процессе игры, поскольку  маленькие дети любят «конкретику»), спрашивая, кому бы он подарил этот символ своего внимания, теплоты и  заботы. Далее лучик «вручается»  ещё нескольким. Данная игра в то же время является и методикой, определяющей приоритеты в отношениях детей к  близким, окружающим и сверстникам.

Чтобы каждый ребёнок мог стать объектом чьего-то внимания, испытать положительные эмоции, ситуацию успеха и в то же время  ощутить себя субъектом, действия которого дарят эти эмоции другому, педагог продолжает игровой процесс:

 

- Скажите,  ребята, приятно было получить  и подарить солнечный лучик,  излучающий тепло, заботу и внимание?

- Но ведь  не каждый смог испытать это  приятное ощущение. Подумаем вместе, как сделать так, чтобы его испытал каждый.

- Посмотрите  на нашу поляну. Ведь она волшебная,  верно? А какой волшебный цветок  растёт на такой поляне?

- Конечно,  цветик-семицветик. Кто хочет его оживить?

Дети (семь человек) становятся в круг, соединив руки в форме лепестка. Под хоровое  повторение «заклинания»: «лети, лети, лепесток»... они кружатся. Руководитель при словах «быть по-моему вели» «отрывает лепесток» и пускает его в «свободный полёт». В результате ребёнок подходит к кому-то по своему выбору и произносит доброе пожелание, радующее другого. Данная игра также является методикой, позволяющей судить как об общей атмосфере в коллективе, так и об иерархии в системе детских взаимоотношений.

Таких «цветиков» может быть два или три, чтобы  наибольшее количество детей стали  участниками игры.

 

- Действительно,  «цветик-семицветик» волшебный. Посмотрите, какая добрая атмосфера стала в нашем коллективе, сколько приятного услышали мы. Но ведь опять не все почувствовали это, верно?

- Посмотрим,  нет ли на нашей полянке  ещё чего-нибудь волшебного... Оказывается,  есть... – клубочек. Надо проверить,  в чём же его волшебство.

С этими  словами педагог подходит к одному из ребят (здесь удобнее организовать круг) и предлагает ребёнку потянуть клубочек за ниточку. Как только он возьмётся за ниточку и начнёт тянуть, руководитель произносит:

 

- Ой, действительно,  клубочек волшебный! Как только  ты взялся за ниточку, я увидела  все твои лучшие качества. Хочешь, я тебе их назову?

Конечно, ребёнок очень этого хочет, а  у взрослого есть возможность  повысить его авторитет, укрепить уверенность  в себе при необходимости. В то же время в ценностных ориентациях  детей появляется возможность повысить роль нравственных качеств личности.

Далее каждый ребёнок, разматывая «волшебную» ниточку, последующему ребёнку называет его  лучшие качества не зависимо от того, как  строились их отношения до этого. И теперь необходимую долю положительных  эмоций получает каждый. Педагог же, используя эту игру-методику, глубже и полнее проникает в суть детских  взаимоотношений. Усиливая воспитательный акцент, он активизирует внимание детей  на той атмосфере тепла, внимания и доброжелательности, которая воцарилась в классе.

 

- Обратите  внимание, ребята, как много в  вас хорошего, какая добрая, тёплая  и светлая атмосфера царит  у нас. Постараемся её сберечь?

Последующие занятия позволят закрепить и  углубить нравственные основы отношений  детей.

В подростковом возрасте урок этики может стать  своеобразным аккумулятором накопленных  нравственных представлений в жизненном  опыте подростков, в соотнесении  этого опыта с этически выверенными  нормами образа жизни людей в  вековом опыте человечества. Это  соотнесение, сопоставление и личностное осмысление учащихся и должно стать основой диалога с растущей личностью. Здесь необходимы те психолого-педагогические механизмы, которые позволяют выстроить действенное диалогическое взаимодействие с подростками на уровне их возраста, пробудить их мысли и чувства, вызвать стремления выразить свои мнения, направить к совместному поиску истины, пробудить желание оценить себя, наметить пути к самосовершенствованию.

Технология  этического занятия с подростками  как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности  детей, актуальных для них вопросов бытия, с которыми они сталкиваются. В соответствии с этим этическое  занятие строится как непрерывный  развивающийся диалог подростка  с окружающим миром, в процессе которого происходит эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта  школьников. В методике построения занятия приоритетным должен стать  поиск воспитанниками нравственного  решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего «Я».

Например, диалог этического занятия с подростками «Поспешай делать добро». Занятие начинается с двух маленьких экспериментов. В первом детям предлагается в течение одной минуты записать на листочке любые слова. Когда они написаны, педагог предлагает подчеркнуть те, которые имеют отношение к нравственности. По окончании работы желающие читают свой набор слов, отражающих моральный контекст.

 

- Какой  вывод мы можем сделать?

- Да, наша  жизнь и наши мысли обязательно  соприкасаются с нравственными  проблемами. Как вы думаете, почему?

Вот та завязка, с которой начинается диалог. И  на нравственные проблемы подростки  вышли сами, анализируя свой опыт, свои мысли. Педагог не морализировал, а  опосредованным способом, используя  эксперимент, вывел детскую мысль  на них. Эту мысль он активизирует с помощью другого эксперимента, предлагая ученикам написать 10 прилагательных, и, действуя аналогичным способом, ведёт  диалог со школьниками о закономерности полученных ими результатов эксперимента. Эта интригующая подростков завязка  позволяет включить детей в своеобразное исследование собственных результатов, причинно следственных связей своей  мысли в её сравнении с другими.

 

- Какой  вывод вы можете сделать из  результатов эксперимента?

 

- Верно,  в арсенале человеческой мысли  значимое место занимают проблемы  морали, нравственные оценки, этика  отношений, в чём вы сейчас  убедились. А как это воплощается в опыте поведения?

- Необходимость  в своих действиях нести добро  окружающим точно выражает русская  народная пословица: «Поспешай  делать добро». Можете ли вы  эту пословицу применить к своему поведению?

- Обратимся  к вашему опыту. Выберите наиболее  свойственный вам вариант поведения  в следующих типичных жизненных  ситуациях:

 

Воскресенье. По телевизору должна идти любимая  передача. Но мама по достаточно объективной  причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.

- Какой вариант поведения вы выберите?

- Предложу  посмотреть передачу вместе с  братом.

- Сначала  посмотрю передачу, потом пойду погуляю с братом.

- Выясню, по какой причине мама не  может сама погулять, потом решу, как поступить.

- Пойду погуляю с братом.

- Придумаю  брату какую-нибудь интересную  игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.

- Прокомментируйте  свой выбор.

Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности