Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа
Цель исследования – определить методы и формы работы социального педагога по формированию системы социально-нравственных ценностей у современной молодежи.
Введение 3
Нравственное воспитание молодежи 5
Методы и формы нравственного воспитания 6
«Мораль» как основная категория нравственного воспитания 10
Пути решения проблем нравственного воспитания 12
Этика как предмет в школе 14
Методический аспект курса этики 18
Заключение 29
Используемая литература 32
Состояние нравственности российского общества таково, что с разрушением прежней идеологии, с резкой сменой экономической основы общества произошла дезориентация в нравственных ценностях у людей, как и у многих политических деятелях, которые определяют экономическое и социальное развитие страны. Эта ситуация осложняет формирование национальной идеи, которая смогла бы объединить общество на основе традиционных российских общенациональных ценностей. Духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом.
Нравственное воспитание как педагогическое явление направлено на развитие и укрепление механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь учащихся, их жизнедеятельность. Процесс нравственного воспитания учащихся предполагает овладение личностью необходимой суммой этических знаний, их осмысление через эмоционально-образное представление и практическое опробование норм морального поведения, что влияет на развитие культуры нравственно ориентированного мышления и поведения воспитанников.
Сам процесс нравственного развития учащихся следует рассматривать как постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности, обеспечивающего накопление, осознание и развитие учеником эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения. Логика данного процесса предполагает направленность на совершенствование и реализацию всей совокупности моральных ориентиров и ценностно значимых смыслов жизнедеятельности человека.
Всё это требует чёткого вычленения психолого-педагогических принципов организации процесса нравственного воспитания учеников, которые базируются на двухмерной позиции ученика, выступающего в роли объекта воспитания и субъекта организуемого воспитательного процесса. И это очень важно, поскольку действенность организуемого процесса зависит от характера взаимодействия этих позиций, в котором необходимо обеспечить развивающее нравственные основания ребёнка движение от позиции объекта к всё более выраженной и осознаваемой самим учеником позиции субъекта. В соответствии с этим важнейшим психолого-педагогическим принципом организации процесса нравственного воспитания является его последовательная поэтапность. Внутри каждого этапа также заложены в соответствии со стоящими задачами и обеспечивающие их принципы и методические подходы.
На первом этапе, когда субъектность ученика сравнительно невелика, педагог стремится вызвать его интерес к нравственному знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности. Достигает он этого с помощью широкого спектра насыщения учеников нравственными знаниями, эмоционально и деятельностно окрашенными формами их включения в игру, упражнение, размышление, диалогическое взаимодействие, практические формы деятельности с учётом возрастных особенностей детей, их уровня воспитанности.
На втором этапе, когда наблюдается расширение сферы субъектного начала личности ученика, необходимо эмоционально-образное сосредоточение его внимания на нравственно ценных ориентирах их жизнедеятельности через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности. Усиление эмоционального начала в реакциях на других людей психологи связывают с культивированием гуманности. Этому способствует разбуженная эмоциональная сфера ученика, которая включает его в позитивную канву построения своих контактов и отношений с окружающими. При этом нравственное чувство и нравственное сознание как опосредствующие духовные звенья во взаимодействии и общении учеников приведут к конкретизации и обоснованию собственной нравственной позиции личности как на этических занятиях, так и в повседневной жизнедеятельности.
На третьем этапе на основе концентрации развившихся моральных представлений и чувств, формирующегося нравственного опыта поведения на максимально используемых педагогом и стимулирующих внутренние усилия учеников ситуациях нравственного выбора субъектная позиция ученика актуализируется. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты направлены на становление жизненно важных смыслов, поскольку учащимся важно выработать своё субъектное их основание. Происходит как бы саморазвёртывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы её субъектного начала.
Четвёртый
этап, направленный на создание педагогических
условий для нравственной рефлексии,
ведущей к самоопределению
Важно, чтобы педагог обеспечил понимание воспитанниками ценности для человека определенных понятий, норм, правил жизни не путем запрета инакомыслия, а путем создания условий для обретения личностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности. Стремление человека к постижению смысла, к самоопределению, к обладанию жизненными целями является условием сохранения духовного здоровья.
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие всей образовательной среды в единстве.
Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности