Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа
Цель исследования – определить методы и формы работы социального педагога по формированию системы социально-нравственных ценностей у современной молодежи.
Введение 3
Нравственное воспитание молодежи 5
Методы и формы нравственного воспитания 6
«Мораль» как основная категория нравственного воспитания 10
Пути решения проблем нравственного воспитания 12
Этика как предмет в школе 14
Методический аспект курса этики 18
Заключение 29
Используемая литература 32
Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому».
- Как ты поступишь?
- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.
- Предложу решить голосованием.
- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой.
- Подниму руку, что не пойду.
- Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных.
- Объясните выбранный вариант.
Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?
- Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.
- Главные роли дать желающим.
- Главные роли дать тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал.
- Желающим тянуть жребий.
- Пусть
решат сами участники
Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы педагог мог проанализировать направленность их решения.
Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий – задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя ребёнка к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения. Такое осознание заостряет процесс «думания» учеников, становясь кульминацией занятия.
- А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива или семьи.
- Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью: «Поспешай делать добро».
- Проанализируем,
какой вариант поступка в
Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога подростки осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить с подростками, всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Пусть ребята подумают, поспорят. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну. Такой поворот, ведя к развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные для подросткового возраста проблемы, ибо для них особенно характерно стремление к справедливости.
- Что же такое справедливость?
- Стремление
соответствовать истине в
- Следовательно,
доброта, добро требует от
«Давай вершить добро, пока есть силы.
Не то потом и ты, и я в предверии могилы
Лишь зло пожнём».
«Посеем семена добра,
Покуда сеять можем,
Пока земля, что столь щедра,
Для нас не станет ложем».
«Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней».
«Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится»...
- Вы обратили внимание на то, что рядом с добром соседствует зло. Как вы думаете, почему?
- Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Известный врач и философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»[14]. Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Вы согласны с этим?
- Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!
Особенное внимание следует отвести этическому диалогу, ориентированному на более старший возраст. Это многоплановый диалог, ориентированный на нравственную рефлексию, в процессе которой подросток получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека. Это обеспечивается опосредованными способами овладения старшеклассниками этическим знанием, созданием условий для нравственного напряжения и личностного усилия в процессе диалога с целью решения конкретной этической задачи или проблемы.
Предыдущий урок закончился поворотом мысли школьников к значимости собственного бытия. Финал, побуждающий их к размышлению, был выражен в строчках Баратынского:
«Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу – и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытиё».
Эта мысль составляет начало урока в 9-ом классе «Цель жизни – самовыражение».
- Вы размышляли, кому может быть любезно ваше бытиё?
- Результаты размышлений порадовали или огорчили?
- Что было здесь главным в ваших размышлениях?
- Может быть, то, насколько вы сумели себя выразить?
- Попробуем
сделать несколько попыток
В этом завязка, обращающая учеников к проблеме и интригующая предстоящим.
Попытка первая: «Представьте, что вы решили открыть своё дело, в котором смогли бы выразить свои стремления, способности, интересы, умения. Для успеха, как мы видим сегодня, необходима реклама. Прорекламируйте себя и своё начинание».
- Сделайте вывод, насколько удалось самовыражение.
- Что мешает успеху? Проанализируем.
Анализ идёт с помощью методики «свитка», когда на одном большом листе каждый записывает свою мысль или результат размышлений, затем заворачивает текст на этом листе и передаёт следующему. Педагог, получив «свиток», разворачивает его и читает подряд. Авторство учеников остаётся анонимным, а содержание обозначенным для всех.
- Как видите, основная помеха – сложность нахождения способа самовыражения. Как быть?
- Может быть, надо осознанно стимулировать себя?
- Как вы думаете, взрослея, выбирая свой путь, профессию, определяя жизненный уклад, вы должны стремиться к самовыражению?
- Самовыразиться и состояться – зависимые понятия?
- Значит,
чтобы состояться, очень важно
выразить своё «Я», стремиться
к этому. И это выражение
уже, конечно, не рекламное
явление, а большой и
Попытка вторая:
-Напишите, какие ассоциации вызывает в вас слово «самовыражение».
Работа проводится письменно. Желающие читают написанное. Ассоциации, которые не звучали, могут быть дополнены коллективным обсуждением.
- На какие
размышления наводит
- Что же важно, чтобы преодолевать сложности на пути к самовыражению?
- Опереться на положительное в себе. Сосредоточьтесь. Вычлените мысленно всё лучшее в себе и назовите в следующей, третьей попытке.
Этот момент поворота на позитивное видение себя и своих возможностей является кульминационным в уроке, так как стремление предстать перед другими в положительном свете очень значимо для девятиклассников.
Попытка третья:
- Назовите
свои сильные стороны, те, которые
вы особенно цените и
Высказаться надо дать всем. Для этого можно как-то поуютнее разместиться, создать необходимую обстановку. И этот момент внутренней борьбы и преодоления проблемы стеснительности, заниженной самооценки, момент усиленного интереса к тому, что о себе скажут другие, как отнесутся к высказываниям данного ученика и становится точкой наивысшего интеллектуального и эмоционального напряжения. Поэтому и результат общих усилий действенно воспринимается всеми и имеет особую воспитательную значимость.
- Видите,
у каждого есть своя изюминка
индивидуальности. Очень важно её
сберечь и не скрыть от
- Составьте
дома небольшой текст с
Это открытый финал, продолжающий рефлексию школьников относительно затронутой проблемы в соотнесении с собой.
Таким образом,
этический диалог – это сюжет,
развитие которого опосредованно влияет
на школьников через эмоциональное
насыщение разнообразных
Альтернативность
мысли необходимо стимулировать. Это
становится особенно значимым в 10-ом и
11-ом классах, когда старшеклассники
углубляются в интенсивный
Диалог
современного школьника с мыслителями
различных эпох в истории развития
этической мысли позволяет
Воспитательный потенциал диалогового взаимодействия с учащимися на этических занятиях заключается:
Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.
Нравственное
воспитание - это систематическое
формирование у ребенка знаний о
нравственном и безнравственном, о
добре и зле, о хорошем и
плохом, помощь в эмоциональном переживании
нравственных ценностей, чтобы те стали
личностно значимыми для
Мораль - основная категория нравственного воспитания. Мораль - это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль».
Молодежь переживает, как и всё общество, переход к новым жизненным ценностям. Многие ребята привержены вечным нравственным ценностям, традиционным для России. Каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности. В подростковом возрасте наблюдается смещение и заострение внимания на отрицательных поступках личности. У девочек эти особенности выражены больше, чем у мальчиков. С возрастом наблюдается увеличение в разбросе систем ценностей.
Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности