Методика социально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить методы и формы работы социального педагога по формированию системы социально-нравственных ценностей у современной молодежи.

Оглавление

Введение 3
Нравственное воспитание молодежи 5
Методы и формы нравственного воспитания 6
«Мораль» как основная категория нравственного воспитания 10
Пути решения проблем нравственного воспитания 12
Этика как предмет в школе 14
Методический аспект курса этики 18
Заключение 29
Используемая литература 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.98 Кб (Скачать)

 

Классный  руководитель объявил ребятам, что  на ёлку в цирк (или какое-то местное  учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому».

- Как  ты поступишь?

- Предложу  тянуть жребий, чтобы было не обидно.

- Предложу  решить голосованием.

- Предложу  дать эти билеты тем, кто  заслужил учебной и активной работой.

- Подниму  руку, что не пойду.

- Предложу  распределить по группам, а группа выберет достойных.

- Объясните  выбранный вариант.

 

Ребята  готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

- Главные  роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

- Главные  роли дать желающим.

- Главные  роли дать тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал.

- Желающим  тянуть жребий.

- Пусть  решат сами участники спектакля.

Выбор вариантов  ребята делают письменно, чтобы педагог  мог проанализировать направленность их решения.

Углубление  подростков в нравственный выбор  даёт возможность им соотнести различные  варианты поведения с собой и  собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий – задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя ребёнка к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения. Такое осознание заостряет процесс «думания» учеников, становясь кульминацией занятия.

 

- А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные  вами решения по следующим  колонкам: для себя, для других, для коллектива или семьи.

- Подумайте  над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали  решения? Как они соотносятся  с народной мудростью: «Поспешай делать добро».

- Проанализируем, какой вариант поступка в каждой  ситуации говорит о доброте  в отношениях к другому.

Этот  анализ очень важен, так как в  процессе активного диалога подростки  осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность  принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога  уместно обсудить с подростками, всегда ли справедливое решение соответствует  доброму. Пусть ребята подумают, поспорят. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну. Такой поворот, ведя к развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные для подросткового возраста проблемы, ибо для них особенно характерно стремление к справедливости.

- Что  же такое справедливость?

- Стремление  соответствовать истине в решениях  и поступках, быть беспристрастным.  А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру?

- Следовательно,  доброта, добро требует от человека  проявления чувств. Вспомните слова  А.С.Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Поразмыслим в связи с этим над следующими изречениями и пословицами, в которых отражён нравственный опыт поколений:

 

«Давай  вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в предверии могилы

Лишь  зло пожнём».

«Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока  земля, что столь щедра,

Для нас  не станет ложем».

 

«Добро  и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло  творится без труда,

Добро –  творить трудней».

«Рождает  зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится»...

- Вы обратили  внимание на то, что рядом с  добром соседствует зло. Как вы думаете, почему?

- Добро  всегда противодействует злу,  борется с ним. Известный врач  и философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»[14]. Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Вы согласны с этим?

- Может  быть, именно поэтому ещё в  старой азбуке, когда буквы алфавита  обозначались самыми близкими  человеку словами: З – земля,  Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Особенное внимание следует отвести этическому диалогу, ориентированному на более старший возраст. Это многоплановый диалог, ориентированный на нравственную рефлексию, в процессе которой подросток получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека. Это обеспечивается опосредованными способами овладения старшеклассниками этическим знанием, созданием условий для нравственного напряжения и личностного усилия в процессе диалога с целью решения конкретной этической задачи или проблемы.

Предыдущий  урок закончился поворотом мысли  школьников к значимости собственного бытия. Финал, побуждающий их к размышлению, был выражен в строчках Баратынского:

«Мой  дар убог, и голос мой негромок,

Но я  живу – и на земле моё

Кому-нибудь любезно бытиё».

Эта мысль  составляет начало урока в 9-ом классе «Цель жизни – самовыражение».

- Вы размышляли, кому может быть любезно ваше бытиё?

- Результаты  размышлений порадовали или огорчили?

- Что  было здесь главным в ваших размышлениях?

- Может  быть, то, насколько вы сумели себя выразить?

- Попробуем  сделать несколько попыток самовыражения.

В этом завязка, обращающая учеников к проблеме и  интригующая предстоящим.

 

Попытка первая: «Представьте, что вы решили открыть своё дело, в котором смогли бы выразить свои стремления, способности, интересы, умения. Для успеха, как мы видим сегодня, необходима реклама. Прорекламируйте себя и своё начинание».

- Сделайте  вывод, насколько удалось самовыражение.

- Что  мешает успеху? Проанализируем.

Анализ  идёт с помощью методики «свитка», когда на одном большом листе  каждый записывает свою мысль или  результат размышлений, затем заворачивает текст на этом листе и передаёт следующему. Педагог, получив «свиток», разворачивает его и читает подряд. Авторство учеников остаётся анонимным, а содержание обозначенным для всех.

- Как  видите, основная помеха – сложность  нахождения способа самовыражения. Как быть?

- Может  быть, надо осознанно стимулировать себя?

- Как  вы думаете, взрослея, выбирая  свой путь, профессию, определяя  жизненный уклад, вы должны стремиться к самовыражению?

- Самовыразиться и состояться – зависимые понятия?

- Значит, чтобы состояться, очень важно  выразить своё «Я», стремиться  к этому. И это выражение  уже, конечно, не рекламное  явление, а большой и длительный  труд.

 

Попытка вторая:

-Напишите, какие ассоциации вызывает в вас слово «самовыражение».

Работа  проводится письменно. Желающие читают написанное. Ассоциации, которые не звучали, могут быть дополнены коллективным обсуждением.

- На какие  размышления наводит представшая палитра ассоциаций?

- Что  же важно, чтобы преодолевать  сложности на пути к самовыражению?

- Опереться  на положительное в себе. Сосредоточьтесь. Вычлените мысленно всё лучшее в себе и назовите в следующей, третьей попытке.

Этот  момент поворота на позитивное видение  себя и своих возможностей является кульминационным в уроке, так как стремление предстать перед другими в положительном свете очень значимо для девятиклассников.

 

Попытка третья:

- Назовите  свои сильные стороны, те, которые  вы особенно цените и принимаете  в себе, которые могут дать  вам чувство уверенности. Не  умаляйте своих достоинств, не  иронизируйте, будьте открыты. Это  важно, иначе какое же это  самовыражение.

Высказаться надо дать всем. Для этого можно  как-то поуютнее разместиться, создать необходимую обстановку. И этот момент внутренней борьбы и преодоления проблемы стеснительности, заниженной самооценки, момент усиленного интереса к тому, что о себе скажут другие, как отнесутся к высказываниям данного ученика и становится точкой наивысшего интеллектуального и эмоционального напряжения. Поэтому и результат общих усилий действенно воспринимается всеми и имеет особую воспитательную значимость.

 

- Видите, у каждого есть своя изюминка  индивидуальности. Очень важно её  сберечь и не скрыть от окружающих. Постараемся более выпукло обозначить  её и объединить в единый  контекст. Содержательной мыслью  его станет выражение: цель  жизни – самовыражение. Каждый  говорит по одному слову, определяющему  главное, ключевое значение для  себя данного выражения. И это  будет четвёртая попытка. Она подводит к развязке урока как единого сюжета по данной теме. Педагог по мере произнесения ключевых слов записывает их на доске, чтобы прочесть всю цепочку в конце работы, обозначившей ценностные ориентации учащихся. Например, целеустремлённость, решительность, открытость и так далее.

 

- Составьте  дома небольшой текст с осмыслением  данных понятий, соотнеся их с темой высказывания и собой.

Это открытый финал, продолжающий рефлексию школьников относительно затронутой проблемы в  соотнесении с собой.

 

Таким образом, этический диалог – это сюжет, развитие которого опосредованно влияет на школьников через эмоциональное  насыщение разнообразных методических форм включения их в размышление, через альтернативные суждения, погружение в исследовательский поиск, через  игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, диагностические методики, раскрывающие личностный опыт старшеклассников, пробуждающие их чувства и собственные суждения. Эти суждения часто альтернативны суждениям других и нуждаются в пояснении, аргументации, доказательстве правильности выраженной позиции, что и рождает диалог.

Альтернативность  мысли необходимо стимулировать. Это  становится особенно значимым в 10-ом и 11-ом классах, когда старшеклассники  углубляются в интенсивный диалог с философами разных эпох, чтобы  постигнуть значимость и сущность вопросов о смысле жизни и назначении человека.

Диалог  современного школьника с мыслителями  различных эпох в истории развития этической мысли позволяет осознать существование и непреложность  нравственной истины, этический смысл  которой утверждает наивысшую ценность жизни и человека, а, следовательно,  необходимость нравственного совершенствования себя и окружающего мира. Программа этих диалогов сконцентрирована на утверждении и реализации мысли о высокой значимости личности и её способности оказывать существенное влияние на среду обитания, окружающих, человеческие взаимоотношения силой своих этических убеждений и соответствующего им образа жизни. Их содержание ориентирует школьников на образ жизни, основанный на нравственной связи между способом действия и мышлением, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного нравственного выбора, сориентированного на общечеловеческие ценности.

Воспитательный потенциал диалогового взаимодействия с учащимися на этических занятиях заключается:

  1. В стимулировании альтернативной мысли и снятии страха её несоответствия принятой норме или образцу.
  2. В раскрытии резервов индивидуальности и особенности личности в мышлении и мироосознании.
  3. В развитии гибкости мышления и стремления к самостоятельному анализу жизненных явлений, способствующих актуализации адаптационных функций личности.
  4. В преодолении одномерности представлений школьников о жизни и человеке, стимулировании процесса личностного осмысления нравственных устоев в жизнедеятельности.
  5. В создании оптимальных условий для развития коммуникативных функций личности.

Заключение

 

 

Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Нравственное  воспитание - это систематическое  формирование у ребенка знаний о  нравственном и безнравственном, о  добре и зле, о хорошем и  плохом, помощь в эмоциональном переживании  нравственных ценностей, чтобы те стали  личностно значимыми для воспитанника.

Мораль - основная категория нравственного  воспитания. Мораль - это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые  предписывает человеку общество. Следует  разграничивать понятия «нравственность» и «мораль».

Молодежь  переживает, как и всё общество, переход к новым жизненным  ценностям. Многие ребята привержены вечным нравственным ценностям, традиционным для России. Каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности. В подростковом возрасте наблюдается смещение и заострение внимания на отрицательных поступках личности. У девочек эти особенности выражены больше, чем у мальчиков. С возрастом наблюдается увеличение в разбросе систем ценностей.

Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности