Методика социально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить методы и формы работы социального педагога по формированию системы социально-нравственных ценностей у современной молодежи.

Оглавление

Введение 3
Нравственное воспитание молодежи 5
Методы и формы нравственного воспитания 6
«Мораль» как основная категория нравственного воспитания 10
Пути решения проблем нравственного воспитания 12
Этика как предмет в школе 14
Методический аспект курса этики 18
Заключение 29
Используемая литература 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.98 Кб (Скачать)

В процессе нравственного воспитания учитываются основные подходы:

 

 Философско-антропологический подход, который предполагает выявление сущности формирования личности человека, конкретно-исторической детерминации проявленности форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире, анализирует вопрос о том, чем и кем человек может стать, каково в нем соотношение биологического и социального. В различные исторические эпохи менялись приоритеты и аспекты осмысления этих проблем.

Гуманистический подход является облагораживающим средством демократизации образования и воспитания, обуславливается наличием ретрансляции ценностных ориентаций.

 Системный подход характеризует структурно-функциональную целостность образовательно-воспитательного процесса, выступает как фактор духовного наследия, передающий все полезное и доброе. Синергетический подход позволяет рассматривать человека как саморазвивающуюся систему, процесс ее формирования подразумевает переход воспитания в самовоспитание, развития — в саморазвитие, образования — в самообразование.

 Личностно-деятельностный подход позволяет рассматривать студента как личностную и индивидуальную характеристику субъекта, развивающегося в процессе педагогической деятельности.

Культурологический подход предполагает осмысление непрерывного процесса воспитания в контексте общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по общечеловеческим и национальным основам культуры.

 Этнопедагогический подход включает учет традиций народной педагогики, этических ценностей в обучении и воспитании личности.

 Индивидуально-творческий подход ориентируется на глубинное постижение психолого-нравственной сущности личности человека.

 Социально-педагогический подход предполагает симбиоз народно-традиционного воспитания с современными технологиями интегрирующих систем.

К источникам нравственного опыта относятся:

Прежде всего, относится учебная деятельность. Педагогу важно знать, что нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя.

Содержание  учебного материала обогащает представление  учащихся о нравственных качествах  личности, раскрывает прекрасное в  природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное  личное отношение к принципам  морали, формирует идеал прекрасного  человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением героической  личности. Учебный материал способен глубоко затронуть эмоциональную  сферу, стимулировать развитие нравственных чувств учащихся.

Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие учащихся в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для воспитуемых убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, бескомпромиссности, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к своим одноклассникам, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.

К важным источникам нравственного опыта также относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п. Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека. Из произведений искусства растущая личность черпает конкретную основу разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном произведении, и тем самым обогащает своё нравственное сознание. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

Становление и развитие нравственного потенциала также реализуется через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые учащийся получает при витагенном (жизненном) опыте и при овладении учебными предметами.

 
«Мораль» как основная категория  нравственного воспитания

 

В.И. Даль определял «мораль» как «нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека»[5].

Педагогический  энциклопедический словарь говорит  о морали следующее: «МОРАЛЬ (лат. Moralis - относящийся к характеру, складу души, привычкам: от mos, множественное число mores - традиции, обычаи, нравы, поведение) - общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни; предмет изучения этики.

В ряде европейских языков наряду с термином «Мораль» имеются собственные обозначения, например, в русском языке - нравственность. Мораль представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. Мораль есть то, что остаётся в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания - их общественная форма. Во-вторых, мораль основывается на автономии человеческого духа.

Сущность  морали, связанная с идеями всечеловечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название золотого правила нравственности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

По отношению  к человеку мораль является целью, перспективой самосовершенствования и требованием. Ее содержание выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни). Моральные принципы поддерживают (или наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни. Мораль относится к основным типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них. Например, в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями, нравственные требования складываются в стихии человеческого общежития. Нормы морали воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок общественного мнения, воспитываемых в человеке убеждений.

Моральные оценки опираются на духовные санкции  и авторитеты (угрызения совести, красота нравственного поступка, сила личного примера и пр.). Исторически сложились системы морали (например, конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская и прочее), имеющие мировоззренческую определенность. Мораль отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистическую перспективу развития человечества, определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения.

Нормы морали получают идейное выражение в общих зафиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в различных ситуациях. Наряду с золотым правилом сложились общегуманистические принципы: «не убий», «не лги», «не кради». В морали оцениваются не только поступки людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и др. (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг - её императивный характер, а совесть - интимно-личностную природу.

Проблема  сущности и специфики морали - одна из центральных в этической науке. Ее осмысление органически входит в процесс определения человеком собственной моральной позиции[20]. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Моральные нормы - выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед  природой». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.

Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль». «Нравственным нужно  считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные  взгляды и убеждения, как глубоко  осмысленные и привычные формы  поведения. Говоря точнее, в своем  истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных  в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил  которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с  ними знания, взгляды, убеждения и идеалы»[12].

 

Пути  решения проблем нравственного  воспитания

 

Задача  нравственного воспитания состоит  в том, чтобы социально необходимые  требования общества педагоги помогли превратить во внутренние стимулы личности каждого учащегося, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Для реализации решения проблем нравственного воспитания необходима программа, которая охватывала бы круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех учащихся, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из его индивидуальности.

Знание  моральных норм есть предпосылка  нравственного поведения, но одних  знаний не достаточно. Критерием нравственного  воспитания могут быть только реальные поступки детей и молодежи, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого учащегося, только упражняясь в нравственных поступках. Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на педагоге. Результат этого процесса зависит от того, как он преподносит его учащемуся. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни личности. Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу учащегося, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Полнота человеческого счастья заключается  в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве  духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить человека в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности