Педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение процесса организации педагогической деятельности руководителя творческого коллектива

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Педагогическая деятельность руководителя творческого коллектива
1.1. Творческий характер педагогической деятельности руководителя….6
1.2. Формирование установок на творчество – важнейшая цель педагогического процесса……………………………………………………………….13
1.3. Педагогическое взаимодействие руководителя и участников творческого коллектива………………………………………………………………..17
1.4. Многообразие функциональных компонентов управленческой деятельности руководителя……………………………………………………….27
Глава 2. Эмпирические исследования деятельности руководителей творческих коллективов.
2.1. Исследование руководителей творческих коллективов……………….39
2.2. Исследование участников творческого коллектива……………………41
2.3. Анализ результатов исследований………………………………………45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………50
Приложения……………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОИТЕЛЕЙ.docx

— 109.65 Кб (Скачать)

 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава  1.  Педагогическая  деятельность  руководителя  творческого  коллектива

1.1.  Творческий  характер  педагогической  деятельности  руководителя….6

1.2.  Формирование  установок  на  творчество – важнейшая  цель  педагогического  процесса……………………………………………………………….13

1.3.  Педагогическое  взаимодействие  руководителя  и участников  творческого  коллектива………………………………………………………………..17

1.4.  Многообразие  функциональных  компонентов  управленческой  деятельности  руководителя……………………………………………………….27

Глава  2.  Эмпирические  исследования  деятельности  руководителей творческих  коллективов.

2.1.  Исследование  руководителей   творческих  коллективов……………….39

2.2.  Исследование  участников  творческого  коллектива……………………41

2.3.  Анализ  результатов   исследований………………………………………45

Заключение………………………………………………………………………48

Список  использованных  источников…………………………………………50

Приложения……………………………………………………………………..52

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание  личности  начинается  в  детстве.  Процесс  этот  достаточно  сложен  и  непрерывно  связан  с  развитием  коллектива.  Коллектив является  и  целью,  и  средством  педагогической  деятельности.  Воспитательные  усилия  учителя  должны  осуществляться  не  только путем непосредственного  воздействия,  но  и  опосредованно,  через  общественное  мнение  коллектива.  Таким  образом,  коллектив  выступает  для  каждого  педагога  как  цель,  необходимая  для  успешного  формирования  личности  ребенка.  Одновременно  коллектив  становится  средством,  инструментом,  при  помощи  которого  наши  идеалы,  традиции,  опыт  передаются  подрастающему  поколению.  Этот  процесс  возможен  потому,  что  творческий  коллектив  является  органической  составной  частью  нашего  общества.

Коллектив  помогает  формированию  убеждений  ребенка,  что  именно  в  нем  подрастающий  человек  имеет  возможность  не  только  воспринять  нравственные  и  мировоззренческие  идеи,  но  и  активно  включиться  в  деятельность,  направленную  на  осуществление  общественных  целей  и  идеалов.  Это  особенно  важно  в  силу  того,  что,  формирование  личности  осуществляется  не  благодаря  наставлениям,  а  в  процессе  активной,  твор-ческой,  содержательной,  общественно необходимой коллективной  деятельности. [4, c. 4]

Духовный  рост  ребенка,  формирование  его  идеалов,  убеждений,  и,  наконец,  самоопределение  возможны  лишь  в  том  случае,  если  он  постоянно  сопоставляет  свои  действия,  взгляды  и  убеждения  с  действиями  и  взглядами  других.  Ребенок  всегда  ищет  одобрения  в  обществе,  в  первую  очередь  среди  окружающих  его  людей,  т. е.  в  своем  коллективе.  Таким  образом,  коллектив  становится  средством  оценки  действий  ребенка  и ареной  его  самоутверждения. [6, с. 10]

     Преобразования  в  идеологической,  социально-экономической   и  духовной  сфере,  обеспечившие  свободу  творчества,  возможности  творческой  самореализации  участников  творческих  коллективов  и  наряду  с  этим  экономические  трудности,  новые  культурно-экономические  условия  требуют  руководителей-профессионалов,  способных  реализовывать  художественные  цели,  согласуя  их  с имеющимися  экономическими  возможностями. [6, с. 10]

Непрерывно  меняющаяся  реальная  действительность  обусловливает  потребность  в  руководителях-педагогах,  не  только  хорошо  знающих  свое дело,  но  ориентированных  на  творчество,  предприимчивость,  обладающих  развитым  профессиональным  самосознанием  и  креативностью  как  важнейшей  чертой  профессионала-мастера,  определяющей  в  сложных  и противоречивых  условиях  жизнеспособность  личности  и  результативность  ее  деятельности. [4, c. 4]

Организаторская  деятельность  требует  креативности,  умения  принимать  решения  в  самых  неожиданных,  непредсказуемых  ситуациях,  когда  необходимо,  отказываясь  от  готовых  образцов,  творчески  использовать  имеющийся  опыт.  В  современных  условиях  организаторская  деятельность  требует  предприимчивости   и  инициативы.  Значит,  тема  данной  курсовой  работы  актуальна  в  настоящее  время. [4, c. 5]

Цель  исследования:  рассмотреть процесс организации  педагогической  деятельности  руководителя  творческого  коллектива.

Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть  творческий  характер  педагогической  деятельности  руководителя  творческого  коллектива.
  2. Изучить  процесс  формирования  установок  на  творчество  как  основу  педагогического  процесса.
  3. Рассмотреть  педагогическое  взаимодействие  руководителя  и  участников  творческого  коллектива.
  4. Изучить  методику  педагогической  деятельности  руководителя  творческого  коллектива.
  5. Изучить  положение  личности  в  коллективе,  используя  социометрию  как  метод  изучения  малых  групп.

Объект  исследования:  руководитель  творческого  коллектива.

Предмет  исследования:  педагогическая  деятельность  руководителя  творческого коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  1.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  РУКОВОДИТЕЛЯ 

          ТВОРЧЕСКОГО  КОЛЛЕКТИВА 

1.1.Творческий  характер  педагогической  деятельности  руководителя.

Творческий  характер  педагогической  деятельности  мобилизует  все  психические  сферы  (познавательную,  эмоциональную,  волевую  и  мотивационную)  личности  педагога-руководителя.  Потребность творить воплощается  в  специфических  способностях,  одной  из  которых  является  интегративная  и  высокодифференцированная  способность  мыслить  педагогически.  Она  помогает  руководителю  активно  преобразовывать  педагогическую  информацию,  выходить  за  границы  временных  параметров  педагогической  реальности. [1, c. 43]

Эффективность  профессиональной  деятельности  руководителя  зависит  не  столько  от  знаний  и  навыков,  сколько  от  способности  использовать  педагогическую  информацию  различными  способами и в быстром темпе.  Развитый  интеллект позволяет ему познавать педагогические  идеи,  теории  обучения  и воспитания  участников  коллектива.  Рефлексивность,  гуманизм,  направленность  в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального самосовершенствования и развития  личности  воспитанника,  выступают характерными  признаками  интеллектуальной  компетентности  руководителя  коллектива.  Развитое  педагогическое  мышление  руководителя,  обеспечивающее  глубокое  проникновение   в  смысл  педагогической  информации,  преломляет  знания  и  способы  деятельности  через  призму  его  собственного профессионально-педагогическо-го опыта и помогает  обретать  личностный  смысл профессиональной  деятельности.  Осознание  личностного  смысла  профессиональной  деятельности  требует  от  руководителя  достаточно  высокой  степени  активности,  способности  управлять  своим  поведением  в  соответствии  с  возникшими  или  специально  поставленными  педагогическими  задачами. Саморегуляция  как волевое проявление  личности  раскрывает  природу и механизм  таких  профессиональных  черт  личности,  как  инициативность,  самостоятельность, ответственность.  В  психологии  под  свойствами,  или  чертами, личности  понимают  устойчивые,  повторяющиеся  в  различных  ситуациях  особенности  ее  поведения.  В  связи  с  этим  и  структуру  личностных  свойств  могут  быть  включены  умения  организовывать,  контролировать,  анализировать  и  оценивать  собственное  поведение  в  соответствии  с  побуждающими  его  мотивами.  Чем  боле  привычно  то  или  иное  поведение, тем  более обобщено,  автоматизировано  это умение. [1, c. 43-44]

Творческую  личность  также  характеризуют  готовность  к  риску,  независимость  суждений,  самобытность,  смелость  воображения  и  мысли,  чувство  юмора,  склонность  к  шутке,  Данные  качества,  выделенные  А. Н. Луком,  присущи  свободной,  самостоятельной  и  активной  личности.  В  современной  эвриологии  творческой  личностью считают тип личности  с устойчивой,  высокого  уровня  направленностью на  творчество,  мотивационно-творческой  активностью. [3, c. 65]

Самооценка  реализации  руководителями  своих творческих  возможностей,  являющихся  показателем  сформированности  педагогического мастерства,  позволила  сделать  вывод  о  том,  что  руководители  коллективов  не  в  полную  меру  выражают  себя,  свое  профессионально-творческое  Я.  Тот  факт,  что  творческий  подход  к  своему  делу  занимает  срединное  положение  предложенной  шкале  из  18  качеств  (ранговое  место  8, 5), свидетельствует  о  невысоком  уровне  сформированности  этого важного профессионально-педагогического свойства  личности,  в котором  сфокусирован  интеллектуальный,  эмоциональный  и  волевой  потенциалы. Наиболее  высокие  (1-е  и  2-е)  ранговые  места  получили  качества,  характеризующие  лекторское  мастерство  в  традиционном,  классическом  его  понимании  (разъясняет  сложные  места,  излагает  материал  ясно,  доступно).  В  то  же  время  на  низкие  ранговые  места  были  поставлены  качества  личности,  обеспечивающие  активные  диалоговые  формы  работы, т. е. такие  формы  работы,  которые  требуют  творческой,   импровизационной  деятельности  (побуждение  к  дискуссии,  управление  аудиторией). [3, c. 66]

Творчество  не  существует  вне  личности,  и  оно  не  может  быть  понято  вне  личностного  контекста.  Поэтому,  обращаясь  к  проблеме  педагогического  творчества, мы  обращаемся  к специфике педагогической  деятельности,  своеобразию  проявления  индивидуально-творческих  качеств  личности  педагога-руководителя.

Особенность  педагогического  творчества  руководителя  самодеятельного коллектива  состоит  в  том,  что  объектом  и  одновременно  субъектом  его  профессиональной  деятельности  выступает  личность  участника.  Все  другие  виды  творческой  деятельности  уступают  педагогическому творчеству  по  всей  сложности и ответственности именно  в силу  того, что в процессе  педагогической  деятельности  происходит  «творение» и «сотворение»  личности  воспитанника.  Принимая  в общем виде  выделенные  В. А. Кан-Каликом  и Н. Д. Никандровым специфические черты творческой  деятельности  педагога,  мы  тем не  менее считаем необходимым подчеркнуть,  что педагогическая  деятельность  руководителя  коллектива – это  прежде  всего  творческий  процесс. [12, c. 89]

Педагогическое  творчество  как  компонент  профессионально-педаго-гической  культуры  не  возникает само  по  себе,  для его развития  необходимы  объективные  и  субъективные  условия.  Одним  из  важнейших  объективных  условий  развития  педагогического  творчества  считается  влияние  социокультурной,  педагогической  реальности,  конкретного  куль-турно-исторического контекста,  в котором творит  педагог-руководитель. Без признания и осмысления  этого  обстоятельства  невозможно  понять  действительную  природу,  источники и средства  реализации  педагогического  творчества.  К  другим  объективным  условиям  относятся: положительный  эмоционально-психологический  климат  в  коллективе;  необходимый  уровень  развития  научного  знания  в  психолого-педагогической  и  специальной  сферах;  наличие  адекватных  средств  обучения  и  воспитания;  научная  обоснованность  методических  рекомендаций  и  установок, материально-техническая  оснащенность  педагогического  процесса;  наличие  общественно  необходимого  времени. [12, c. 89-90]

Субъективные  условия  развития  педагогического  творчества  включают:  знание  основных  закономерностей  и  принципов  целостного  учебно-воспитательного  процесса;  высокий  уровень  общекультурной  подготовки  руководителя;  владение  руководителей  современными  кон-цепциями  подготовки  участников;  стремление  к творчеству,  развитое  педагогическое  мышление  и  рефлексия; педагогический  опыт  и интуиция; умение  принимать  оперативные  решения  в  нетипичных  ситуациях;  проблемное  видение,  антиципация  (предвосхищение),  владение  педагогической  технологией. [12, c. 90]

Руководитель  вступает  во  взаимодействие  с  педагогической  культурой  как  минимум  тремя  способами:  во-первых,  когда  он  усваивает  культуру  педагогической  деятельности,  выступая  объектом  социально-педагогического  воздействия;  во-вторых,  действуя  в  определенной  культурно-педагогической  среде  как  носитель  и  транслятор  педагогических  ценностей;  в-третьих,  создавая  и развивая  профессионально-педагогичес-кую культуру  как субъект педагогического творчества.  Личностные  особенности  и  творчество  проявляются  в  многообразных  формах  и  способах  творческой  самореализации  руководителя.  В  силу  этого  педагогическое  творчество  может  быть  определено  как  процесс  самореализации  индивидуальных  психологических,  интеллектуальных  сил  и  способностей личности  педагога-руководителя. [1, c. 69]

Профессиональная  принадлежность  сама  по  себе  не  гарантирует  познания  руководителем  сущности  педагогической  реальности,  ее  специфики,  адекватной  оценки  новых  педагогических  технологий,  знаний,  явлений.  Гарантией  познания  и  оценок  педагогической  реальности  выступает  уровень  педагогического  мастерства  руководителя,  позволяющий  выйти  за  пределы  устойчивых  педагогических  взглядов  и  пристрастий  к конкретным  видам  и  способам  профессионально-педагогической  деятельности. [1, c. 69]

Информация о работе Педагогическая деятельность