Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:27, реферат
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.
По мере усложнения
процессов общественного
Гуманистическая
функция педагогической профессии.
За педагогической профессией исторически
закрепились две социальные функции
- адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая").
Адаптивная функция связана с приспособлением
учащегося, воспитанника к конкретным
требованиям современной социокультурной
ситуации, а гуманистическая - с развитием
его личности, творческой индивидуальности.
С одной стороны, учитель подготавливает
своих воспитанников к нуждам данного
момента, к определенной социальной ситуации,
к конкретным запросам общества. Но с другой
стороны, он, объективно оставаясь хранителем
и проводником культуры, несет в себе вневременной
фактор. Имея в качестве цели развитие
личности как синтеза всех богатств человеческой
культуры, учитель работает на будущее.
В труде учителя всегда содержится гуманистическое,
общечеловеческое начало. Сознательное
его выдвижение на первый план, стремление
служить будущему характеризовали прогрессивных
педагогов всех времен. Так, известный
педагог и деятель в области образования
середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм
Дистервег, которого называли учителем
немецких учителей, выдвигал общечеловеческую
цель воспитания: служение истине, добру,
красоте. "В каждом индивидууме, в каждой
нации должен быть воспитан образ мыслей,
именуемый гуманностью: это стремление
к благородным общечеловеческим целям"
[1]. В реализации этой цели, считал он, особая
роль принадлежит учителю, который является
живым поучительным примером для ученика.
Его личность завоевывает ему уважение,
духовную силу и духовное влияние. Ценность
школы равняется ценности учителя.
Педагогическая
деятельность может быть непрофессиональной
и профессиональной. Непрофессиональной
педагогической деятельностью, например,
занимаются родители, общественные организации,
руководители предприятий и учреждений,
учебные, производственные и другие
группы, в известной степени средства
массовой информации. Педагогическая
деятельность как профессиональная
имеет место в специально создаваемых
обществом образовательных
С учетом понимания деятельности в философии и психологии структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.
Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект — тот, кого воспитывают, формируют как личность. Объект педагогической деятельности сам является субъектом. Потребность субъектов педагогической деятельности выступает как потребность в устранении чего-либо мешающего развитию, или как необходимость удовлетворения чего-либо жизненно важного, значимого. Потребности подталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности. Цель определяет содержание деятельности (что делать?), мотив — её причину (почему или для чего делать?). Общая цель педагогической деятельности — приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства) и другие. Основной функциональной единицей педагогической деятельности является педагогическое действие (действия, по А.Н. Леонтьеву, состоят из операций, операции из приемов и процедур). Педагогическое действие направлено на достижение результата и получение продукта. Примерами педагогических действий являются действия: по накоплению новой информации; по логическому структурированию материала; по изучению объекта, диагностике условий деятельности; по формулированию педагогических целей, по методической обработке накопленного структурированного материала, по выбору содержания, методов учебно-воспита-тельного процесса, по проектированию своих действий и действий учеников, по созданию рабочей обстановки на занятиях, стимулированию и мотивации деятельности учеников, организации своей деятельности и деятельности учащихся, контроля и коррекции результатов деятельности учащихся. При этом педагог использует все доступные ему и подходящие к случаю различные средства. Реализация педагогических действий предполагает владение определенными педагогическими умениями.
Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.
Результат педагогической деятельности соотносится с её целью, а предмет — с продуктом. Результат — это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Продуктом педагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продутом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность (по И.И. Прокопьеву). Оценка продукта (результата) педагогической деятельности — это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка. Корректирующие педагогические действия необходимы тогда, когда полученный результат (продукт) деятельности расходится (не совпадает) с изначально поставленной целью.
Наряду с вышеизложенным
философско-психологическим
Проектировочная деятельность включает постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Конструктивная деятельность предполагает отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса в соответствии с задачами обучения и воспитания.
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями и т.д. Для успешного выполнения этих видов деятельности педагогу необходимы соответствующие способности и умения.
Эти компоненты (функциональные виды) педагогической деятельности реализуются в рамках преподавания и воспитательной деятельности как основных видов педагогической деятельности, осуществляемых в процессе образования учащихся. Преподавание — педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работа — педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности.
К профессиональным функциям педагога относятся: образовательная (воспитательная, обучающая), конструктивная, коммуникативная, организаторская, стимулирующая, исследовательская, коррекционная. Образовательная функция реализуется через информационную (учитель транслирует ту или иную информацию), развивающую (педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т.п.), ориентирующую (педагог ориентирует учащихся в многообразии информации, ценностях и т.п.) функции.
Коммуникативная функция выражает сущностную характеристику педагогической деятельности, так как она невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса. Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т.д. Стимулирующая (мобилизационная) функция заключается в том, что педагог стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение заданий, упражнений, дел и т.п. Организаторская функция заключается в управлении деятельностью учащихся, которое предполагает и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность коллег, родителей, собственную деятельность. Исследовательская функция реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, организовать и осуществить педагогическое исследование. Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся. Все функции взаимосвязаны, дополняют, проникают друг в друга.
Если в других
профессиях группы "человек —
человек" результат, как правило,
является продуктом деятельности одного
человека — представителя профессии
(например, продавца, врача, библиотекаря
и т.п.), то в педагогической профессии
очень трудно вычленить вклад
каждого педагога, семьи и других
источников воздействий в качественное
преобразование субъекта деятельности
— воспитанника.
С осознанием закономерного усиления
коллективистических начал в педагогической
профессии все шире входит в обиход понятие
совокупного субъекта педагогической
деятельности. Под совокупным субъектом
в широком плане понимается педагогический
коллектив школы или другого образовательного
учреждения, а в более узком — круг тех
педагогов, которые имеют непосредственное
отношение к группе учащихся или отдельному
ученику.
Большое значение формированию педагогического
коллектива придавал А-С. Макаренко. Он
писал: "Должен быть коллектив воспитателей,
и там, где воспитатели не соединены в
коллектив и коллектив не имеет единого
плана работы, единого тона, единого точного
подхода к ребенку, там не может быть никакого
воспитательного процесса".
Те или иные черты коллектива проявляются
прежде всего в настроении его членов,
их работоспособности, психическом и физическом
самочувствии. Такое явление получило
название психологического
климата коллектива.
А. С. Макаренко вскрыл закономерность,
согласно которой педагогическое мастерство
учителя обусловлено уровнем сформированное™
педагогического коллектива. "Единство
педагогического коллектива, — считал
он, — совершенно определяющая вещь, и
самый молодой, самый неопытный педагог
в едином, спаянном коллективе, возглавляемом
хорошим мастером-руководителем, больше
сделает, чем какой угодно опытный и талантливый
педагог, который идет вразрез с педагогическим
коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма
и склоки в педагогическом коллективе,
нет ничего отвратительнее, нет ничего
вреднее"'. А-С. Макаренко утверждал,
что нельзя ставить вопрос о воспитании
в зависимости от качества или таланта
отдельно взятого учителя, хорошим мастером
можно стать только в педагогическом коллективе.
Неоценимый вклад в развитие теории и
практики формирования педагогического
коллектива внес В.А.Сухомлинский. Будучи
сам на протяжении многих лет руководителем
школы, он пришел к выводу об определяющей
роли педагогического сотрудничества
в достижении тех целей, которые стоят
перед школой. Исследуя влияние педагогического
коллектива на коллектив воспитанников,
В.А. Сухомлинский установил следующую
закономерность: чем богаче духовные ценности,
накопленные и заботливо охраняемые в
педагогическом коллективе, тем отчетливее
коллектив воспитанников выступает как
активная, действенная сила, как участник
воспитательного процесса, как воспитатель.
В.А.Сухомлинскому принадлежит мысль,
которая, надо полагать, и в настоящее
время еще не до конца осознана руководителями
школ и органов образования: если нет педагогического
коллектива, то нет и коллектива ученического.
На вопрос, как же и благодаря чему создается
педагогический коллектив, В.А.Сухомлинский
отвечал однозначно — его творят коллективная
мысль, идея, творчество.
Информация о работе Возникновение педагогической деятельности