Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:27, реферат
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.
Творческая природа труда учителя
Педагогическая
деятельность, как и любая другая,
имеет не только количественную меру,
но и качественные характеристики.
Содержание и организацию труда
учителя можно правильно
Мотнвы — то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. |
Творческий потенциал
личности педагога формируется на основе
накопленного им социального опыта,
психолого-педагогических и предметных
знаний, новых идей, умений и навыков,
позволяющих находить и применять
оригинальные решения, новаторские
формы и методы и тем самым
совершенствовать исполнение своих
профессиональных функций. Только эрудированный
и имеющий специальную подготовку учитель
на основе глубокого анализа возникающих
ситуаций и осознания сущности проблемы
путем творческого воображения и мысленного
эксперимента способен найти новые, оригинальные
пути и способы ее решения. Но опыт убеждает,
что творчество приходит только тогда
и только к тем, кто добросовестно относится
к труду, постоянно стремится к повышению
профессиональной квалификации, пополнению
знаний и изучению опыта лучших школ и
учителей.
Область проявления педагогического творчества
определяется структурой основных компонентов
педагогической деятельности и охватывает
практически все ее стороны: планирование,
организацию, реализацию и анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое
творчество понимается
как процесс решения
педагогических задач
в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь
к решению неисчислимого множества типовых
и нестандартных задач, учитель так же,
как и любой исследователь, строит свою
деятельность в соответствии с общими
правилами эвристического поиска: анализом
педагогической ситуации; проектированием
результата в соответствии с исходными
данными; анализом имеющихся средств,
необходимых для проверки предположения
и достижения искомого результата; оценкой
полученных данных; формулировкой новых
задач.
Коммуникации — понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях: 1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между моделями. 2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще. |
Однако творческий
характер педагогической деятельности
нельзя свести только к решению педагогических
задач, ибо в творческой деятельности
в единстве проявляются познавательный,
эмоционально-волевой и
Эвристика — система логических приемов и методических правил теоретического исследования. |
Опыт творческой
деятельности не вносит принципиально
новых знаний и умений в содержание
профессиональной подготовки учителя.
Но это не означает, что научить
творчеству нельзя. Можно, при обеспечении
постоянной интеллектуальной активности
будущих учителей
и специфической творческой познавательной
мотивации, которая выступает регулирующим
фактором процессов решения педагогических
задач.
Креативность — способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. |
Это могут быть
задачи на перенос знаний и умений
в новую ситуацию, на выявление
новых проблем в знакомых (типичных)
ситуациях, на выделение новых функций,
методов и приемов, на комбинирование
новых способов деятельности из известных
и др. Этому же способствуют и
упражнения в анализе педагогических
фактов и явлений, выделении их составляющих,
выявлении рациональных основ тех
или иных решений и рекомендаций.
Часто сферу проявления творчества учителя
непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному,
оригинальному решению педагогических
задач. Между тем творчество педагога
не в меньшей мере проявляется и при решении
коммуникативных задач, выступающих своеобразным
фоном и основанием педагогической деятельности.
В.А.Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим
аспектом творческой деятельности учителя
и субъективно-эмоциональный, детально
конкретизирует коммуникативные умения,
особенно проявляющиеся при решении ситуативных
задач. К числу таких умений в первую очередь
следует отнести умения управлять своим
психическим и эмоциональным состоянием,
действовать в публичной обстановке (оценить
ситуацию общения, привлечь внимание аудитории
или отдельных учеников, используя разнообразные
приемы, и т.п.) и др. Творческую личность
отличает и особое сочетание личностно-деловых
качеств, характеризующих ее креативность.
5) В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятельности обусловлен прежде всего существенным "усложнением" характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.
Другим обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Так, уже в 70-80-е гг. стала отчетливо проявляться тенденция к специализации по основным направлениям воспитательной работы, вызванная необходимостью более квалифицированного руководства художественной, спортивной, туристско-краеведческой и другими видами деятельности школьников.
Итак, профессиональная группа специальностей - совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Педагогическая
специальность - вид деятельности в
рамках данной профессиональной группы,
характеризующийся
Педагогическая специализация - определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.
Педагогическая
квалификация - уровень и вид профессионально-
Педагогические специальности объединены в профессиональную группу "Образование". Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъектно-субъектные ("человек-человек"). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).
Другое основание для дифференциации специальностей - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).
Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).
Специализация
внутри педагогической профессии привела
к выделению видов
Изучение педагогической
практики приводит к выводу, что
точно так же, как и в сфере
материального производства, в области
образования все больше проявляется
действие закона обобщенного характера
труда. В условиях все более явно
проявляющейся
Информация о работе Возникновение педагогической деятельности