Возникновение педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:27, реферат

Краткое описание

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Файлы: 1 файл

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

Творческая  природа труда  учителя 

Педагогическая  деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда  учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого  отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования  им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

 
Мотнвы — то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Творческий потенциал  личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять  оригинальные решения, новаторские  формы и методы и тем самым  совершенствовать исполнение своих  профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. 
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. 
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

 
Коммуникации — понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях: 1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между моделями. 2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целепола-гание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

 
Эвристика — система логических приемов и методических правил теоретического исследования.

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально  новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить  творчеству нельзя. Можно, при обеспечении  постоянной интеллектуальной активности будущих учителей 
и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач.

 
Креативность — способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление  новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных  и др. Этому же способствуют и  упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех  или иных решений и рекомендаций. 
Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В.А.Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.
 

5) В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятельности обусловлен прежде всего существенным "усложнением" характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.

Другим обстоятельством, приводящим к появлению новых  педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное  обучение и воспитание. Так, уже в 70-80-е гг. стала отчетливо проявляться  тенденция к специализации по основным направлениям воспитательной работы, вызванная необходимостью более  квалифицированного руководства художественной, спортивной, туристско-краеведческой  и другими видами деятельности школьников.

Итак, профессиональная группа специальностей - совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Педагогическая  специальность - вид деятельности в  рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью  знаний, умений и навыков, приобретенных  в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая  специализация - определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом  труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогическая  квалификация - уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей  возможности специалиста в решении  определенного класса задач.

Педагогические  специальности объединены в профессиональную группу "Образование". Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и  целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъектно-субъектные ("человек-человек"). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые  выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

Другое основание  для дифференциации специальностей - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).

Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные  с психофизическими и социальными  факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Специализация внутри педагогической профессии привела  к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т.п.). Очевидно, что такой подход противоречит факту целостности личности и процесса ее развития и вызывает обратный процесс - интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функций, сферы деятельности.

Изучение педагогической практики приводит к выводу, что  точно так же, как и в сфере  материального производства, в области  образования все больше проявляется  действие закона обобщенного характера  труда. В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется тем не менее общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя. 
 
 
 

Информация о работе Возникновение педагогической деятельности