Педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение процесса организации педагогической деятельности руководителя творческого коллектива

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Педагогическая деятельность руководителя творческого коллектива
1.1. Творческий характер педагогической деятельности руководителя….6
1.2. Формирование установок на творчество – важнейшая цель педагогического процесса……………………………………………………………….13
1.3. Педагогическое взаимодействие руководителя и участников творческого коллектива………………………………………………………………..17
1.4. Многообразие функциональных компонентов управленческой деятельности руководителя……………………………………………………….27
Глава 2. Эмпирические исследования деятельности руководителей творческих коллективов.
2.1. Исследование руководителей творческих коллективов……………….39
2.2. Исследование участников творческого коллектива……………………41
2.3. Анализ результатов исследований………………………………………45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………50
Приложения……………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОИТЕЛЕЙ.docx

— 109.65 Кб (Скачать)

Понимание  творческой  природы  педагогической  деятельности  создает  у  руководителей  установку  на  ожидание  и  внедрение  нового  в  педагогический  процесс,  а  творческое  отношение  к  профессиональной  деятельности  обеспечивает  максимальную  полноту  личностной  саморе-ализации  руководителя.  Таким образом,  педагогическая  деятельность,  педагогическое  творчество  и  самореализация  руководителя  творческого коллектива  взаимосвязаны,  дополняют и развивают друг  друга.  Педагогическая  деятельность  руководителя  выступает  средством  самореализации и  профессионального  самоутверждения.  Потребность  в  творческом  самовыражении,  в  личностной  самореализации  и  процессе  профессионально-педагогической  деятельности  постепенно  становится  доминирующей  ценностной  ориентацией  личности  руководителя. [2, c. 26]

Раскрывая  личностный  смысл  самореализации,  важно  отметить  роль  внутренней  потребности  личности  в  активном  творческом  развитии.  Самореализация  осуществляется  в  адаптивной,  ориентированной на  настоящее,  к креативной,  ориентированной в будущее,  форме активности,  к  тому,  чтобы  заданные  внешними  условиями,  целями  способы  деятельности  сочетались  со  свободными,  внутренне  обусловленным  раскрытием  особенностей  и  дарований  личности.  Профессиональная  самореализация  личности  руководителя – это  всегда  сумма  того,  что  реализовано  на  сегодняшний  день,  и  того,  что  может  быть  реализовано  в  дальнейшем.

Осознание  целей  своей  профессиональной  деятельности,  активно-положительное  эмоционально-ценностное  отношение  к  ней  способствует актуализации  личностных  профессионально-педагогических  качеств  руководителя,  создает  условия  для  постоянного  самопознания  и  самооценки, саморефлексии,  саморазвития,  самоутверждения как механизмов  творческой  самореализации. [8, c. 102]

Самопознание  и  самооценка  находятся  в  диалектическом  единстве с самореализацией.  В  процессе  творческой  деятельности  происходит  самопознание  и  формирование  эмоционального  отношения  личности  к  себе;  новый  уровень  самопознания  и  самоотношения  выступает побуждением к осуществлению профессионально-педагогической  деятельности  на  уров-не  личностно-смысловой активности,  суть  которой составляет  стремление проверить себя,  реализовать свои  способности (интеллектуальные,  нравственные,  коммуникативные).  Самопознание  как  процесс  раскрытия  личностью  для  себя  своих  потребностей,  способностей,  интересов  сопровождает  человека  на  протяжении  всей  его  жизни.  Составляющие  его  самонаблюдение,  самоанализ  и  саморефлексия  не  зависят от  возраста,  опыта,  квалификации  человека.  Начинающий  или  даже  опытный  руководитель  отнюдь  не  всегда  понимает  свои  личностные  и  профес-сиональные  особенности.  Возникает проблема  моделирования собственной  структуры  личности  как  цели,  средства  и  результата  самопознания  и  самореализации.  Моделирование  и  реализация  профессионального  Я  свидетельствует  о  профессиональном  росте  и  развитии  личности  руководителя,  о  его  творческих  возможностях  в  осуществлении  педагогической  деятельности.  Творческое  самопознание  неотделимо  от  мира,  так  как,  с одной  стороны,  творя,  человек познает себя  как часть той реальности,  в которой живет и творит,  а с другой – познавая  себя,  человек познает и окружающую  действительность,  открывая  и развивая  новые творческие  возможности. [8, c. 102-103]

Проявляя  себя  в  деятельности,  личность  стремится  занять  определенный  социальный  статус,  т. е.  самоутвердиться.  В  процессе  профессионального  самоутверждения  личность  оценивает  свои  творческие  силы, способности  к  профессиональной  деятельности.  Отметим,  что  утверждение  личностью  своей  общественной  и  профессиональной  значимости  наиболее  успешно  происходит  творчестве.  Самореализация  является  одной  из  форм  профессионального  самоутверждения  руководителя.  Если  самоутверждение  более  или  менее  совпадает  с  самореализацией,  то  мож-но  полагать,  что профессиональная  самореализация  состоялась. [8, c. 103]

Способность  к  постоянному  профессионально-личностному  саморазвитию  через  максимально  возможную  реализацию  своих  творческих  сил  является  одним  из  важнейших  критериев  личности  руководителя  как  профессионала.  Саморазвитие  служит  способом  постоянного  личностно-творческого  обогащения  педагогическими  ценностями,  новыми  технологиями  педагогической  деятельности.  Инновационный  стиль  деятельности, готовность  к  систематизации,  обобщению  своего  собственного  опыта  и  опыта  своих  коллег  становятся  важнейшими  характеристиками  творческой  деятельности  руководителя  творческого  коллектива. [11, c. 55]

Самореализация  рассматривается  нами  как  условие  проявления  сущностных  сил  профессионала,  и  способность  к  ней  выступает  важным  элементом  культуры  личности.  Мера  личностной  самореализации  творческих  возможностей  и  составляет  суть  профессионально-педагогической  культуры. [11, c. 55]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Формирование  установок   на  творчество – важнейшая   цепь  педагогиче-                                                                                      ского  процесса

 

Способность  к  творчеству  как  новаторской,  нестандартной  деятельности не  принадлежит  к  числу  врожденных.  Незначительная  степень развития  ее  у  некоторых  людей  объясняется  недостатками  воспитания,  когда  в  нем  преобладающими  оказываются  методы  некритического,  несознательного  усвоения  образцов,  правил,  норм  и  требований,  когда,  исключается  возможность проявления  инициативы  и самостоятельности.  Способность к творчеству  может развиваться только  в творческой  обста-новке,  предполагающей  возможность свободной инициативы,  самостоятельности,  и  в  процессе  творческой  же  по  характеру  деятельности,  направленной  на  создание  нового  и  оригинального,  а  не  на  повторение,  копирование  известного.  Репродуктивная  деятельность,  подражание  образцам  (даже  очень  высоким)  может  повышать  мастерство,  но  не  развивать  личность  в  творческом  отношении.  В  лучших  случаях  такая  деятельность  играет  роль  учебной,  а  в  худших  приводит  к  заимствованиям, штампам  и  способна  блокировать  собственные  творческие  возможности, оставлять  их  нераскрытыми,  порождать  неверие  в  них. [9, c. 173]

Установка  на  творчество  и  соответствующие  позиции  личности  могут  формироваться  вне  коллектива.  Тогда  задача  руководителя  заключается  в  создании  условий  для  творчества.  Но  если  такая  позиция  не  сформирована,  и  у  человека  нет  установки  на  оригинальную,  новаторскую  и  общественно  значимую  деятельность,  ее  предстоит  развивать  и воспитывать. [9, c. 173]

Развитие  ценностного  отношения  к  оригинальности,  неповторимости,  новизне  представляет  одну  из  важнейших  частных  задач  в  деле  формирования  установки  на  творчество.  Одно  из  решений  этой  задачи  заключается  в  развитии  способности  участников  различать  и  ценить  в  творчестве  больших  мастеров  своеобразие,  индивидуальность,  оригинальность,  новаторство.  При этом  важно вселять в участников  уверенность, что подлинное творчество  (оригинальность,  новаторство)  доступно  не  только  профессионалам,  что работа  участника самодеятельности  может оказаться интересной  именно  благодаря индивидуальности  и своеобразию,  даже  при  некотором  недостатке  мастерства.  Полезно  в  этом  плане  знакомить  участников  с  лучшими  образцами  народного  и  самодеятельного  творчества. [16, c.  26]

Установка  на  творчество  формируется  в  тех  случаях,  когда  руководитель  и  перед  своими  участниками  ставит  творческие  задачи:  не  просто  достичь  профессионального уровня,  сравняться  с известным мастером  или  коллективом,  а  добиться  того,  чтобы  работу  творческого  коллектива  признали  как  поиск  собственного,  необычного,  нестандартного,  новаторского  решения. [16, c. 26]

Собственная  позиция  и  интерпретация,  оригинальность  замысла  и  трактовки  творческих  задач  оказываются  ценными  и  заслуживающими  поощрения  только  тогда,  когда  они  не  противоречат  общему  замыслу, трактовке  и  интерпретации,  принятых  всем  коллективом.  Показатели,  по  которым можно судить  о том,  что установку на  творчество  удалось развить  в  коллективе, – это  заинтересованное  отношение  участников  к  экспериментальным  формам  работы,  стремление  видеть  свой  коллектив  отличающимся  от  других,  ориентация  на  свой  стиль  деятельности. [8, c. 72]

Развив  потребность  в  творческом  действии,  нужно  создать  возможность  для  творческой  самореализации  участников,  так  как  одного  желания  для  творчества  недостаточно.  Необходимо  развить  способность  к  творчеству  и  создать  условия  для  него.  Способность  к  творчеству  в  значительной  мере  зависит  от  способности  к  самостоятельному  мышлению,  умения  принимать  собственные  решения.  Предпосылкой  творчества  является  развитое  воображение,  способность  к  отдаленным  ассоциациям и  неожиданным  решениям.  Необходимый  методический  прием  развития  этих  качеств – постановка  творческой  задачи  с  условием  найти  нестандартное  решение.  Особенно  эффективен  коллективный  поиск,  когда  предложения  одних  будят  воображение  и  фантазию  других. [8, c. 72]

В  развитии  творческих  способностей  участников  важно  создавать  условия  для  реализации  индивидуальности  каждого.  Учет  индивидуальных  возможностей – один  из  принципов  подбора  репертуара  в  хореографическом  коллективе.  Решая  задачу  развития  творческих  способностей,  руководитель  должен  быть  максимально  внимателен  к  индивидуальности, помогая  ее  выявлению  и  реализации. [8, c. 72]

Необходимое  условие  творчества – активность  личности.  Она  развивается  в  деятельности  и  посредством  деятельности.  Однако  для  ее  возбуждения  работа  должна  быть  организована  определенным  образом,  когда  личность  побуждается  к  активности  самой  ситуацией,  задачей  и  ее  условиями.

Способы  развития  самостоятельности,  активности  и  постановки,  воспитываемых в творческую  позицию получили  в педагогике  название  проблемно-эвристической методики (эвристика – «искусство  нахождения  истины» - система логических  приемов и методических  правил  теоретического  исследования).  Она  исходит  из  признания  нескольких  уровней  самостоятельности  и  активности  и  необходимости  выстраивания  работы  в  последовательном  переключении  на  более высокие. [8, c. 74]

1 УРОВЕНЬ. Руководитель  сам формулирует и решает  задачу.  Участник  запоминает  формулировку  и  ход  решения.

2  УРОВЕНЬ.  Руководитель  ставит  задачу  или  проблему,  формулирует  условия,  знакомит  с  всевозможными  вариантами  решения  и  предлагает  выбрать  самые  эффективные.

3 УРОВЕНЬ.  Руководитель  только  указывает  на  проблему  или  задачу.  Участникам  предлагается  всесторонне  исследовать  ее  и  решить.

4 УРОВЕНЬ.  Участник  сам   должен  увидеть  проблему,  сформулировать  ее  и  решить. [8, c. 74]

Говоря  о  развитии  творческой  активности,  следует  особо  выделить вопрос  о  мотивах  деятельности.  Участники  проявляют  наибольшую  активность  в  тех  случаях,  когда  занятия  и  решаемые  задачи  не  просто  интересны  или  любопытны,  но  и  важны  для  других  людей  и  общества. Можно  просто  исполнять  народные  танцы,  почерпнув  репертуар  из  сборников,  но  совсем  другое   дело  сознавать,  что  от  вашего  коллектива  и  его  фольклорно-поисковой  и  исполнительской  работы  зависит сохранение  и  передача  потомкам  местного  фольклорного  материала,  который  со  временем  распыляется  и  исчезает. [17, c. 8]

Сознание  того,  что  результаты  деятельности  нужны  обществу  и  интересны  для  него,  не  только  мобилизует  творческую  активность,  но  и  превращает  лично  интересную  работу  в  общественно значимую.

Руководители  творческих  коллективов  призваны,  прежде  всего,  способствовать  воспитанию  и  развитию  личности  средствами  искусства, созданию  условий  для  ее  саморазвития  и  творческой  самореализации.  Эта  главная  цель  реализуется  через  конкретные  цели:  обучение  участников  исполнительским  умениям  и  навыкам,  их  эстетическое  развитие,  формирование  художественно-творческих  интересов,  потребностей,  качеств  личности. [14, c. 4]

Воспитать  творческую  личность  может  только  духовная,  творческая личность  руководителя-педагога,  обладающая  оригинальным,  нестандартным  мышлением,  творческим  воображением,  высокой  общей  культурой и профессионализмом.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Педагогическое  взаимодействие  руководителя  и  участников  творческого  коллектива.

 

Профессиональная  пригодность  человека  есть  не  что  иное,  как  необходимый  комплекс  способностей,  физических,  нервно-психических  и нравственных  качеств,  которые  требуются  для  овладения  определенными  рабочими  функциями  и  успешной  деятельности  в  той  или  иной  сфере  производства  или  духовной  жизни.  Поэтому  ее  нельзя  сводить  только  к сумме  знаний,  умений  и  практической  сноровки,  которые  приобретаются в  ходе  профессионального  обучения.  Еще  нужна  склонность  к  работе,  наличие  определенных  природных  данных  и  нравственных  качеств.

Профессиональная  пригодность  к  педагогической  деятельности  связана  с  наличием  у  человека  физического  и  психического  здоровья,  хороших  речевых  данных,  уравновешенности  нервной  системы,  способности  выдерживать  воздействия  сильных  раздражителей,  проявлять  выдержку.  К  числу  личностных  качеств,  характеризующих  пригодность  к  педагогической  деятельности,  также  относятся:  склонность  к  работе  с  детьми,  коммуникабельность (стремление  и  умение  общаться  с  другими), тактичность,  наблюдательность,  развитое  воображение,  организаторские  способности,  высокая  требовательность  к  себе. [6, c. 269]

Организаторские  способности  особенно  важны  в  деятельности  руководителя  любительского  коллектива.  Объект  деятельности   организатора – люди,  их  психология  и  практическая  деятельность:  «Познание  психологии  людей  и  применение  познанного  в  практике  непосредственного  воздействия  на  них  и  взаимодействия  с  ними  в процессе  целевой деятельности  составляет  специфическую  сущность  деятельности  организатора  и  определяет  психологические  требования  к  его  личности». [7, c. 47]

Информация о работе Педагогическая деятельность