Педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение процесса организации педагогической деятельности руководителя творческого коллектива

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Педагогическая деятельность руководителя творческого коллектива
1.1. Творческий характер педагогической деятельности руководителя….6
1.2. Формирование установок на творчество – важнейшая цель педагогического процесса……………………………………………………………….13
1.3. Педагогическое взаимодействие руководителя и участников творческого коллектива………………………………………………………………..17
1.4. Многообразие функциональных компонентов управленческой деятельности руководителя……………………………………………………….27
Глава 2. Эмпирические исследования деятельности руководителей творческих коллективов.
2.1. Исследование руководителей творческих коллективов……………….39
2.2. Исследование участников творческого коллектива……………………41
2.3. Анализ результатов исследований………………………………………45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………50
Приложения……………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОИТЕЛЕЙ.docx

— 109.65 Кб (Скачать)

Ценность  и  эффективность  норм  определяется  их  устойчивостью, согласованностью  с  другими  нормами,  ясностью  и  определенностью  границ  их  действия  в  социально-педагогических  условиях.  Если  в  структуре  правовой  культуры  руководителя  наблюдается  недооценка  личностно-творческого  компонента,  то  возможно  чрезмерное  нормирование  деятельности  (нормативная  избыточность),  приводящее  к  ограничению  творческой  и  интеллектуальной  активности,  снижению  роли  педагогической  импровизации  и ослаблению  педагогической  интуиции,  к однообразию в использовании форм  и методов,  приемов обучения  и воспитания,  отказу от  инновационного  поиска.  В этом  случае  усиление  нормированности  в работе  педагога-руководителя  свидетельствует  о  довольно  низком  уровне педагогической  культуры. [3, c. 36]

Нормативная  функция  культуры  динамична,  она  имеет  отношение  ко  всем  видам  педагогической  культуры,  но  наиболее  полно  проявляется  в  правовой  и  управленческой  культуре,  культуре  организации  педагогического  труда,  культуре  поведения. [8, c. 101]

Информационная  функция  выступает  основой  педагогической  преемственности  разных  эпох  и  поколений.  Характер  педагогической  деятельности  при  этом  постепенно  усложнялся  от  передачи  простейших  практических  умений  и  навыков  до  трансляции  систематизированной,  абстрактной  информации,  запечатленной  в  виде  знаний,  теорий,  принципов  поведения  и  деятельности.  Овладение  систематизированной  информацией  и  ее  передача  становились  уделом  определенной  группы  людей – ученых-педагогов,  их  интеллектуальной  собственностью.

Ценности  педагогической  культуры  хранятся  и  накапливаются  в  виде  рукописей,  книг,  технических  приспособлений,  норм  народной  педагогики.  Увеличение  информационного  потока,  дифференциация  и  интеграция  научного  знания  потребовали  от  педагогов  специального  умения обращаться  с  информацией,  т. е.  определенной  информационной  культуры.  Абстрактно-обобщенный  способ  передачи  информации  предполагает не  простое  воспроизведение,  а  индивидуально-творческое  использование  системы  знаний.  Следует  признать,  что  эффективность  влияния  руководителя  будет  тем  выше,  чем  больше  накопленный  объем  информации  и чем  оперативнее  он  пользуется  ею. [8, c. 102]

В  деятельности  педагогов-руководителей  важное  место  занимают  такие  проявления  творческой  активности,  как  педагогическая  импровизация,  педагогическая  интуиция,  воображение,  способствующее  оригинальному  продуктивному  решению  педагогических  задач.  В  структуре  личности  гармонично  сочетаются  научные  и  педагогические  интересы  и  потребности;  развитая  педагогическая  рефлексия  и  творческая  са-мостоятельность  создают условия для эффективной самореализации  индивидуально-психологических,  интеллектуальных  возможностей  личности.  Руководители  заинтересованно  относятся  к  различным  способам  повышения  педагогического  мастерства  и  профессиональной  культуры.  Нередко  они  выступают  инициаторами  создания  «школ»,  проведения  семинаров,  конференций  по  актуальным  проблемам  деятельности.  Они  охотно  делятся  личным  педагогическим  опытом  и  изучают  опыт  других;  их  отличает  постоянное  стремление  совершенствовать  собственную  педагогическую  систему. [7, c. 279]

Требования  к  навыкам  и  умениям  руководителя  творческого  коллектива  предусматривают:  умение  планировать  работу  коллектива;  умение  организовать  репетиционную  и  исполнительскую  работу;  владение  специальной  терминологией;  в  работе  с  коллективом  учитывать  возрастные  и  индивидуально-психологические  характеристики участников.

Чтобы  успешно  решать  возложенные  на  коллектив  задачи,  руководитель  должен  быть  квалифицированным  специалистом.  Руководитель  должен  обладать  исполнительскими  умениями  и  навыками  на  профессиональном  уровне,  ведь  он  должен  показывать  образец исполнения  произведения,  например,  танца  или  песни.  И  чем  совершеннее  он  владеет  профессиональными  качествами,  тем  лучше  он  сможет  научить  участников.  Руководитель  должен  уметь  заразить  своим  замыслом,  что  чрезвычайно  важно  для  обучения  и  воспитания  участников  в  силу  непосредственной  эстетически  чувственной  образности  искусства.  Он  должен  быть  знатоком  истории  и  теории  данного  вида  искусства,  уметь  передать  свои  знания,  следить  за  достижениями  в  области  культуры  и  искусства  и  привлекать  к ним внимание  участников. [15, c. 78]

Руководителю  творческого  коллектива  мало  быть  художником,  он  должен  быть  педагогом,  обладать  педагогическими  способностями.  Педагогически  подготовленный  руководитель  организует  процесс  передачи  участникам  знаний,  умений  и  навыков,  а  главное,  создает  условия  для  их  самостоятельной  активной  учебно-воспитательной  работы.  Его  компетентность  проявляется  не  только  в  его  профессии  художника,  но  и  педагога.  В  настоящее  время  творческие  коллективы  нуждаются  не  только в  педагогах-художниках,  но  и  психологах.  Знание  психологии  человека  поможет  руководителям  значительно  повысить  уровень  учебно-воспита-тельной  работы  в коллективе. [16, c. 28]

В  структуре  необходимых  педагогических  качеств  большое  значение  придается  коммуникативным  способностям.  Способность  общения  проявляется  у  руководителя  в  разных  ситуациях.  Имея  опыт,  он  сразу  может  оценить  сложившуюся  ситуацию  в  коллективе  и  принять  педагогически  эффективное  решение.  По  еле  заметным  эмоциям  он  чувствует  и  понимает  возникшее  у  человека  затруднение,  состояние  неуверенности и  растерянности  или,  напротив,  переоценки  своих  возможностей.  Для  неопытного  же  руководителя  участники  мало  чем  друг  от  друга  отличаются,  он,  прежде  всего,  замечает  способных,  тех,  кто  имеет  хороший  голос,  пластичен,  и  кто  малоспособный. [16, c. 28]

Руководитель  должен  в  совершенстве  владеть  педагогическим  тактом.  Это  означает  уважение  к  личности  и  индивидуальности  каждого  участника,  чуткость  и  внимательность  к  психологическому  их  состоянию,  доверие  к  ним  и  веру  в  их  художественные  возможности,  умение  устанавливать  и  поддерживать  ровные  отношения  и  быть  выдержанным. Невозможно  дать  рекомендации,  каким  образом  следует  поступать в той или иной  ситуации,  так как они чрезвычайно многообразны.  Но  опытный  педагог  умеет  в  соответствии  с  конкретной  обстановкой  правильно использовать  приемы  воздействия  с  учетом  психологии  человека.  С  одним – провести  разговор  с  глазу  на  глаз,  с  другим – на  миру,  третьему  достаточно  одного  взгляда,  с четвертым нужен большой,  обстоятельный разговор. [11, c. 109]

 Руководитель  призван  быть  организатором  всей  художественно-педагогической  деятельности  коллектива.  Организаторские  способности  выражаются  в  умении  осуществлять  триединство  деятельности  коллектива,  то  есть  жить  перспективой  и учитывать развитие  по  спирали,  следовательно,  уметь  планировать  свою  работу  так,  чтобы  в  нее  входили  психолого-педагогические  и  художественно-технологические  компоненты. Руководитель  должен  уметь  гармонично  сочетать  разнообразные  формы  занятий  с  чередованием  интенсивных  и  небольших  нагрузок,  сосредоточенность – с  расслабленностью.  Правильно  организованные  занятия  приносят  всем  чувство  удовлетворения  и  радость  от  встречи  с  искусством,  друг  с  другом. [11, c. 109]

От  компетенции,  художественно-педагогической  подготовленности и способностей  руководителя  во  многом   зависит  будущее  самодеятельных коллективов.  Повышение  удельного  веса  руководителей  со  средним  и  высшим  специальным  образованием,  улучшение  системы  их  переподготовки,  более  целенаправленная  и  систематическая  помощь  со  стороны  профессиональных  коллективов,  неуклонное  повышение  качества  информационно-методической  помощи – таков  неполный  перечень  факторов,  влияющих  на  рост  их  художественно-педагогической  квалификации.

Педагогическое  самообразование  руководителя  предполагает  самостоятельное  овладение  совокупностью  педагогических  ценностей,  технологий,  творчества.  Его  содержание образуют  психолого-педагогические  и  специальные  знания,  владение  основами  научной  организации  педагогического  труда,  общая  культура,  специфически  спроецированная  в  сферу  педагогической  деятельности  творческого  коллектива. [11, c. 109]

Профессия  руководителя  коллектива  имеет  свою  специфику:  он  работает  с  Человеком,  а  значит,  его  собственная  личность  является  мощным  «рабочим  инструментом».  И  чем  совершеннее  этот  инструмент, тем  успешнее  профессиональный  результат.  Таким  образом,  именно  в  профессии  руководителя  как  педагога  личностный  рост – непременное  условие  достижения  профессионализма. [1, c. 80]

Ориентация  на  успех  в  своей  профессиональной  деятельности  дол-жна  быть  свойственна любому  педагогу  и любому  специалисту – руководителю  творческого  коллектива.  В  работе  Л. М. Митиной  «Управлять  или  подавлять»  анализируются  особенности  людей,  которых  называют  «самодостаточными».  Это  люди  без  «комплекса  неполноценности»,  которые  добились  положения,  уважения,  испытывает  самоуважение,  живут в ладу  со  своей совестью.  Их  называют  победителями.  Оказалось,  что общим у этих  самых различных людей были  основополагающие  жизненные  установки. [1, c. 81]

Первая  установка – высокая  самооценка.  Это  необходимо  каждому  человеку,  чтобы  сохранить  себя  как  личность.  Если  человек  не  видит  ничего  из  того,  что  можно  в  нем  оценить,  как  его  смогут  ценить  другие?

Вторая  установка –  позитивное  отношение  к  жизни.  Люди,  умеющие  видеть  положительные  стороны  жизни,  находят  поддержку  в  самых неожиданных  местах.  Если  мы  видим  в  жизни  только  негативное,  что  будет с нашей жизнью?  А между тем очень многие  люди  чрезвычайно критично  относятся ко  всему,  что их  окружает.  Повышенная  критичность  часто  рассматривается  как  отсутствие  личностной  самодостаточности.

Третья  установка –  умение  видеть  и  чувствовать  свою  сопричастность  к  происходящему,  даже  если  в  той  или  иной  ситуации  мы  оказываемся  «ни  при  чем».  При  этой  установке  реализуется  ответственность  за  происходящее,  присутствует  мудрость,  ощущение  себя  частицей  социального  организма,  всей  Природы,  Вселенной.

Четвертая  установка  – вера  в  добро.  Вера  в  добро – мораль  сильного  человека.  Пока  мы  верим  в  добро,  мы  сохраняем свою  силу.  Разуверившись  в  добре,  мы  уступаем  злу  и  становимся  перед  ним  безоружными.

Пятая  установка –  умение  меняться,  учиться  у  жизни,  умение  рисковать,  использовать  новые  формы  бытия.  Иногда  говорят:  «Я  к  этому  привык».  А  может  быть,  стоит  попробовать  по-другому?  Тогда,  может  быть,  что-то  и  пойдет  по-другому,  гораздо  успешнее  (возможно,  не  сразу). [1, c. 81-82]

Таким  образом,  можно  сделать  следующие  выводы:

  1. Новая  генерация руководителей творческих  коллективов,  сформировавшаяся  за  годы  рыночных  реформ,  обладает  необходимыми  профессиональными  навыками  и  психологическими  качествами  для  решения  стоящих  перед  ней  социальных  и  оргуправленческих  задач.
  2. Руководители  нового  поколения  обладают  способностью  реально  оценивать  ситуацию  и  свои  личные  возможности,  гибко  реагировать  на  изменяющиеся  условия  жизни,  способностью  к  самоизменению.
  3. Деятельность  руководителя – это  деятельность  специалиста  широкого  профиля,  сложная,  комплексная,  включающая  художественно-творческое,  педагогическое  и  организаторское  направления.  В  этом  ее  специфика,  определяя  которую  следует  подчеркнуть,  что указанные  направления – это  не  просто  педагогическая,  организаторская,  а  художественно-педагогическая,  художественно-органи-заторская деятельности,  которые наряду  с художественно-творче-ской  предполагают  высокий уровень художественной  культуры.
  4. Сущность  профессиональной  деятельности  руководителя  творческого  коллектива  определяет  сущность  его  профессионального  мастерства  как  синтез  профессионализма,  творческой  неповторимости,  высокой  духовной  личности,  увлеченной  своей  профессией,  самосовершенствующейся,  стремящейся  к  творческой  самореализации.

 

 

 

 

ГЛАВА  2.  ЭМПИРИЧЕСКИЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ  ТВОРЧЕСКИХ  КОЛЛЕКТИВОВ.

 

2.1.  Исследование  руководителей   творческих  коллективов.

 

Для  выявления  приоритетных  направлений  деятельности,  а  также  путей  повышения  мастерства,  был  проведен  опрос  руководителей  творческих  коллективов,  работающих  в  городском  центре  культуры.

Все  более  приоритетной  становится  индивидуальная  работа  с  участниками  творческих  коллективов,  затрагивающая  основы  физического  и психического  развития  каждого  участника  коллектива  (в  нашем  исследовании  это  отметили  40%  руководителей  коллективов).  Происходит  смещение  акцентов  и  в  работе  коллектива  в  целом.  В  первую  очередь  внимание  уделяется  эмоциональной  поддержке  групп  внутри  творческих коллективов  (50%  ответов),  созданию  положительного  психологического  климата  в  коллективе  (82%),  развитию  самоуправления  в  коллективе  (65%),  созданию  условий,  позволяющих  каждому  члену  коллектива  раскрыть  себя  в  отношениях  с  окружающими  (90%),  включению  участников  коллектива  в  систему  реальных  социальных  отношений  (78%).  Анализ  практических  аспектов  позволяет  выделить  четыре  типа  задач,  которые  решаются  руководителем  творческого  коллектива  в  процессе  взаимодействия  с  участниками  творческого  коллектива.  Первый  тип – социальные  задачи:  защита  члена  коллектива,  помощь  ему  по  всем  направлениям,  включение  в  систему  социальных  связей,  взаимодействие  с  различными  институтами  в  целях  создания  оптимальных  условий  для  развития  личности  и  формирования  индивидуальности  (92%  ответов).  Второй  тип  можно  обозначить  как  задачи  диагностические  (86%  ответов).  Чтобы  правильно  организовать  систему  работы,  руководитель  творческого  коллектива  должен  знать  своих  воспитанников,  их  личностные  качества  и  индивидуальные  характеристики.  Задача  педагога при этом – определить  ту  меру  знаний  о  личности,  которую  не  стоит  превышать  в  соответствии  с  этическими  нормами  диагностики  (22%  ответов).

Информация о работе Педагогическая деятельность