Целеполагание педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:44, лекция

Краткое описание

Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.
В социальной работе основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания. Целеполагание - фундаментальное понятие в теории деятельности - широко используется в общественных науках.

Файлы: 1 файл

семинар номер 5.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Семинар № 5.

Целеполагание педагогической деятельности.

Основные понятия: (представить в виде глоссария )

Вопросы для  обсуждения:

1.Цель как системообразующий компонент процесса обучения и воспитания, развития дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников.

2.Категории целей по Блуму, Кэроллу, Кларину.

 3.Целеполагание. Способы постановки целей.

4.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

5.Постановка целей по ФГОС 2.

6.Цель, реализация цели и результат образовательного процесса с одной стороны и развитие личности обучающихся (дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников) – с другой.

7.Цель профессионального самосовершенствования будущих педагогов .

 

Литература:

Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.

Бородовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер,  2011. – 304 с.

Воспитательная  деятельность педагога: Учебное пособие  для студентов высших учебных заведений. 4-е изд.  / И.А. Колесникова,  С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.

Горчакова-Сибирская  М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие  для студентов. – М.,Академия, 2008.

Загвязинский  В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельтянов; под ред. В.И.Загвязинского. – М.: Издательсикй центр «Академия», 2011. – 352 с.

Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное  пособие  для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф.  – М., Академия, 2008.

Дополнительная  литература:

1.Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына  А.П. Современная школа: опыт  модернизации: Книга для учителя  / Под общей редакцией А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.

2.Исламова З.И.  Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Уфа, 2002.

3.Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология  педагогики: Новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.

4.Оконь В.  «Введение в общую дидактику». – М., 1993

5.Панфилова  А.П. Игровое моделирование в  деятельности педагога. – М., Академия, 2007.

6.Панфилова  А.П. Инновационные педагогические  технологии: Активное обучение: Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений / А.П. Панфилова.  – М., Академия, 2009.

7.Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для  вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

8.Сериков В.В. Обучение  как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов  высших учебных заведений / В.В.  Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.

9.Стефановская Т. А.  Классный руководитель: Функции  и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /  2-е изд., стер. –М., Академия, 2006.

10.Столяренко А.М. Общая  педагогика. – М., Юнити, 2006.

11Теория и методика  воспитания. Хрестоматия. Ч.1., 11 / Сост. З.И.Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.

12.Фокин Ю.Г. Теория  и технология обучения: Деятельностный  подход: Учебное пособие  для  вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.

13.Хрестоматия по теории  обучения и педагогическим технологиям / Сост. Н.С.Сытина, Уфа, 2003.

14.Хуторской А.В. Педагогическая  инноватика: Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений.  – М., Академия, 2008.

15.Хуторской А.В. Педагогическая  инноватика: Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений.  – М., Академия, 2008.

16.Учебно-методический комплекс  «Педагогика»: серия учебно-методических  пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

в) программное обеспечение: видеофрагменты профессионального  конкурса «Учитель года», «Учитель- мастер», «Педагог – исследователь», методические разработки лучших учителей (конспекты уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

 

 

1.Цель как системообразующий компонент процесса обучения и воспитания, развития дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников.

Цель педагогического  воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.

В социальной работе основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания. Целеполагание - фундаментальное понятие в теории деятельности - широко используется в общественных науках.

Для социального работника  целеполагание является одним из наиболее важных принципов работы с  клиентом.

1. Цель как компонент  педагогической деятельности

Цель педагогического  воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные  элементы: содержание и средства получения  результатов. Цель как научное понятие  есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность. В физиологической теории П. Анохина цель - это модель потребного будущего, образ требуемого результата, определяющий отбор действий, ведущих к его достижению. Цель воспитания - это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать.

Определение целей  и задач воспитания имеет большое  теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности. Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Выбор целей  воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики. В философии  выделяются три подхода к выбору целей. Идеалистический: цели определяются целеполагающим началом, сверхъестественной силой, богом, духом, который вносит смысл в человеческую жизнь. Имманентная философия утверждает: цели определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход говорит: цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню общественного развития и педагогической системы.

 

2.Категории  целей по Блуму, Кэроллу, Кларину.

Способ постановки  целей, который предлагает педагогическая технология отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причём таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надёжно опознать. Трудности, с которыми сталкивается эта идея, решаются двумя основными способами:

· построением  чёткой системы целей, педагогических таксономий, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия);

· созданием  конкретного, ясного языка для описания целей обучения, на который учитель  может перевести недостаточно ясные  формулировки.

«Таксономия» (понятие заимствовано из биологии) обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии .

Эта система целей получила широкую международную известность. Автором схемы педагогических целей  был американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет первая часть «Таксономии» (1956 г.). В последующие десятилетия  Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая часть описывает цели познавательной (когнитивной) области. Обратимся к инструментальным возможностям, которые таксономия даёт учителю. Сначала охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.

 

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели — формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

Для чего нужно создание достоверной, надёжной системы целей?

Упорядоченная, иерархическая  классификация целей важна прежде всего для педагога-практика по следующим  причинам:

1. Концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, учитель не только выделяет и конкретизирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.

2. Ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников. Конкретные цели дают возможность разъяснить учащимся ориентиры учебной работы, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц (родителей, инспекторов).

3. Создание эталонов оценки результатов обучения. Обращение к чётким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддаётся более надёжной и объективной оценке.

Следует подчеркнуть, что эталон не обязательно должен вводиться учителем, его можно  разработать и уточнить вместе с  учащимися. Как всякая научно разработанная  система, таксономия обладает известной  «жёсткостью». Но такая «жёсткость» — оборотная сторона целенаправленности учебного процесса. Она совсем не диктует однозначного способа работы ни учителю, ни учащимся, хотя искушение искать такой способ может возникнуть.

 

3.Целеполагание.  Способы постановки целей.

Целеполагание - фундаментальное понятие в теории деятельности - широко используется в  общественных науках.

Во-первых, целеполагание - это процесс выбора и реального  определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:

- выступает  в качестве реального интегратора  различных действий в системе  «цель - средства достижения - результат  конкретного вида деятельности»;

- предполагает  активное функционирование всех  факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

Центральной проблемой  процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения - это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действительности.

С точки зрения психологии, в процессе целеполагания  возникают условно-рефлекторные связи  интеллекта с другими факторами: памятью, эмоционально-волевыми компонентами и т.д.

Во-вторых, целеполагание  обусловливает алгоритм, который  определяет порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель - это понятие, которое выражает идеальное  представление результата деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели. При формировании цели необходимо иметь в виду следующее:

– цель должна быть обоснованной и отражать требования законов развития объекта воздействия;

– цель должна быть ясной и достижимой;

– основная цель должна быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка.

Цель формируется  людьми, поэтому в ней всегда имеет  место элемент субъективного. Важно, чтобы субъективная сторона не преобладала  в процессе целеполагания.

Информация о работе Целеполагание педагогической деятельности