Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:44, лекция
Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.
В социальной работе основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания. Целеполагание - фундаментальное понятие в теории деятельности - широко используется в общественных науках.
Семинар № 5.
Целеполагание педагогической деятельности.
Основные понятия: (представить в виде глоссария )
Вопросы для обсуждения:
1.Цель как системообразующий компонент процесса обучения и воспитания, развития дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников.
2.Категории целей по Блуму, Кэроллу, Кларину.
3.Целеполагание. Способы постановки целей.
4.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
5.Постановка целей по ФГОС 2.
6.Цель, реализация цели и результат образовательного процесса с одной стороны и развитие личности обучающихся (дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников) – с другой.
7.Цель профессионального самосовершенствования будущих педагогов .
Литература:
Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.
Бородовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.
Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М.,Академия, 2008.
Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельтянов; под ред. В.И.Загвязинского. – М.: Издательсикй центр «Академия», 2011. – 352 с.
Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.
Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2008.
Дополнительная литература:
1.Акулова О.В.,
Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына
А.П. Современная школа: опыт
модернизации: Книга для учителя
/ Под общей редакцией А.П.
2.Исламова З.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Уфа, 2002.
3.Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.
4.Оконь В. «Введение в общую дидактику». – М., 1993
5.Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., Академия, 2007.
6.Панфилова
А.П. Инновационные
7.Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.
8.Сериков В.В. Обучение
как вид педагогической
9.Стефановская Т. А.
Классный руководитель: Функции
и основные направления
10.Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., Юнити, 2006.
11Теория и методика воспитания. Хрестоматия. Ч.1., 11 / Сост. З.И.Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.
12.Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.
13.Хрестоматия по теории обучения и педагогическим технологиям / Сост. Н.С.Сытина, Уфа, 2003.
14.Хуторской А.В.
15.Хуторской А.В.
16.Учебно-методический
в) программное обеспечение: видеофрагменты профессионального конкурса «Учитель года», «Учитель- мастер», «Педагог – исследователь», методические разработки лучших учителей (конспекты уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
1.Цель как системообразующий компонент процесса обучения и воспитания, развития дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников.
Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.
В социальной работе основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания. Целеполагание - фундаментальное понятие в теории деятельности - широко используется в общественных науках.
Для социального работника целеполагание является одним из наиболее важных принципов работы с клиентом.
1. Цель как компонент педагогической деятельности
Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность. В физиологической теории П. Анохина цель - это модель потребного будущего, образ требуемого результата, определяющий отбор действий, ведущих к его достижению. Цель воспитания - это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать.
Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности. Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики. В философии выделяются три подхода к выбору целей. Идеалистический: цели определяются целеполагающим началом, сверхъестественной силой, богом, духом, который вносит смысл в человеческую жизнь. Имманентная философия утверждает: цели определяются внутренними потребностями индивидуальности, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход говорит: цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню общественного развития и педагогической системы.
2.Категории
целей по Блуму, Кэроллу,
Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причём таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надёжно опознать. Трудности, с которыми сталкивается эта идея, решаются двумя основными способами:
· построением чёткой системы целей, педагогических таксономий, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия);
· созданием конкретного, ясного языка для описания целей обучения, на который учитель может перевести недостаточно ясные формулировки.
«Таксономия» (понятие заимствовано из биологии) обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии .
Эта система целей получила
широкую международную
1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.
2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели — формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.
3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.
Для чего нужно создание достоверной, надёжной системы целей?
Упорядоченная, иерархическая
классификация целей важна
1. Концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, учитель не только выделяет и конкретизирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.
2. Ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников. Конкретные цели дают возможность разъяснить учащимся ориентиры учебной работы, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц (родителей, инспекторов).
3. Создание эталонов оценки результатов обучения. Обращение к чётким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддаётся более надёжной и объективной оценке.
Следует подчеркнуть, что эталон не обязательно должен вводиться учителем, его можно разработать и уточнить вместе с учащимися. Как всякая научно разработанная система, таксономия обладает известной «жёсткостью». Но такая «жёсткость» — оборотная сторона целенаправленности учебного процесса. Она совсем не диктует однозначного способа работы ни учителю, ни учащимся, хотя искушение искать такой способ может возникнуть.
3.Целеполагание. Способы постановки целей.
Целеполагание
- фундаментальное понятие в
Во-первых, целеполагание - это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:
- выступает
в качестве реального
- предполагает
активное функционирование
Центральной проблемой
процедуры целеполагания
С точки зрения психологии, в процессе целеполагания возникают условно-рефлекторные связи интеллекта с другими факторами: памятью, эмоционально-волевыми компонентами и т.д.
Во-вторых, целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель - это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели. При формировании цели необходимо иметь в виду следующее:
– цель должна быть обоснованной и отражать требования законов развития объекта воздействия;
– цель должна быть ясной и достижимой;
– основная цель должна быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка.
Цель формируется людьми, поэтому в ней всегда имеет место элемент субъективного. Важно, чтобы субъективная сторона не преобладала в процессе целеполагания.
Информация о работе Целеполагание педагогической деятельности